28.11.2019 14:51
Кукольник – настоящий волшебник. Мария ПАВЛИКОВА
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
В Звенигороде прошла Международная летняя театральная школа Союза театральных деятелей. И среди прошедших конкурсный отбор на обучение 87 лучших молодых актеров из России, Германии, Дании, Великобритании, Канады, Индии, Турции, Израиля, Сингапура, Грузии и других стран - актриса Нижнетагильского театра кукол Мария Павликова. Это она – тагильская Дюймовочка, Золушка, Несмеяна, Снегурочка…
Маша. Путь в актрисы
- Я не знала, что такое театр кукол, и меня это не интересовало. Хотела быть драматической актрисой! - улыбаясь, рассказывает теперь Мария Павликова.
Да, сейчас она над этим смеется, потому что любит свою профессию и не представляет себя кем-то другим, а несколько лет назад для юной Маши все было иначе.
- После девятого класса я решила, что буду драматической актрисой, и пошла на экзамены в Нижнетагильский колледж искусств. Приготовилась. Было три тура. Мы читали басни и монологи, пели, танцевали. А в итоге мне сказали: «В драматические актрисы мы тебя не можем взять, ты такая маленькая». Я плакала, для меня это была драма, трагедия: как это так - я не поступила? А потом ко мне подошла педагог по истории театра Ольга Павловна Черепова и сказала: «Маша, иди в куклы, это твое». Я подумала над ее словами и пошла.
До этого была в театре кукол только в детстве. Потом занималась в театральной студи во Дворце «Юбилейный», и нас привели на спектакль «Морозко». Мы смотрели и думали: «Ну, взрослые люди дурачатся на сцене».
А во время учебы в колледже мне повезло: с первого дня наш курс сразу оказался в театре! Под чутким руководством мастера курса заслуженного артиста РФ Владимира Геннадьевича Шибнева изучали актерское мастерство. У нас была творческая мастерская, занимались в репетиционном зале, выходили на сцену. Другие учились в залах колледжа, а мы видели спектакли, общались с актерами и влюблялись в работу.
Потом замечательная Светлана Ивановна Шибнева, заслуженная артистка РФ, отвезла нас на международный фестиваль «Петрушка Великий». И вот там мы по-настоящему познакомились с куклами, с мастерством актера, посмотрели разные зарубежные театры, и японский в том числе… Увидев все это мастерство и многообразие возможностей, я поняла: это моя профессия, я хочу здесь остаться.
Актер драматического театра может выйти на сцену и сыграть спектакль. Да, это сложная работа. Но он не сможет передать свои чувства через куклу. А актер театра кукол может и сам выйти сыграть, и с куклой, и вообще с любым предметом, который он оживит, как настоящий волшебник. И кто сказал, что у нас меньше шансов сыграть Гамлета или Офелию? Когда мы были студентами, то играли отрывки из разных произведений, и я ни в чем себе не отказывала: была и Клеопатрой, и Джульеттой. А в театре у нас был совместный проект актеров трех тагильских трупп «Король Лир».
Мария: «Профессия сама меня выбрала»
На вопрос о любимой роли Марии ответить сложно: она любит их все, ведь в каждой есть что-то особенное. Красная Шапочка - самая первая, а Снеговичка – одна из недавних работ в новогодней постановке «Сказки Бабушки Зимы». Несмеяна, Снегурочка, Принцесса Крапинка, Дюймовочка, Жаба…
- В театре кукол возможно все, - смеется Мария. – В одном спектакле ты можешь одновременно играть несколько персонажей, за секунду перевоплощаясь из прекрасной Дюймовочки в гадкую Жабу и обратно. А «Золушка» была моей любимой сказкой в детстве. Сейчас я играю ее в ярком спектакле, где нет кукол, там театр масок, ведь все мы в жизни надеваем маски.
Очень нравится спектакль «Пока звучат их голоса». Он про войну и занимает огромное место в душе и в сердце. Несмотря на такую сложную тяжелую тему, места женщины на войне, не все зрители проникаются сочувствием или состраданием.
Был у нас такой случай. Представьте: в зрительном зале сидят старшеклассники, слышны разговоры, кто-то с телефоном играет, а один ученик пришел с попкорном. После спектакля я не выдержала и, не снимая грима, вышла в фойе. Все им высказала, отчитала за такое поведение в театре, потому что сильно накипело. Школьники затихли, они не ожидали замечаний от меня, стали оправдываться, сваливая вину друг на друга.
- А какие качества особенно необходимы актеру театра кукол? Каким нужно быть артистом, чтобы заинтересовать и детей, и взрослых?
- Актеру необходимо уметь передавать мысли и чувства через предмет, одушевлять его. Не могу сказать - через кусок дерева, это обидно для куклы. Редко бывает в спектакле, когда актер общается с куклой. Обычно она персонаж, и мы передаем ей чувства. Дети смотрят спектакль и не замечают, что на сцене есть дяденька и тетенька, они сопереживают персонажу.
Еще актеру необходимы уверенность в себе, упорство, фантазия, чтобы взять поролоновые палочки и превратить их в гитару, обычный шнурок - в змею, придумать им судьбу. Важна растяжка рук, поэтому их пластику проверяют при поступлении, а на занятиях по мастерству учат технике – лепка рук. Ведь за ширмой нужно уметь так вывернуться! Например, ты держишь рукой лапу медведя, в этот же момент надо открыть шторку, сказать текст другого персонажа, сразу схватить другую лапу, снова сказать текст…
У нас в театре небольшой актерский коллектив, и мы как одна семья. Есть старшее поколение, наши мастера - Владимир Геннадьевич и Светлана Ивановна Шибневы. И молодежь – Алексей и Светлана Девятых, Роман Брилев, Татьяна Швендых, Наталья Молоканова. Также мои однокурсники - Анастасия Евдокимова, Александр Белоусов, Ирина Чувашова. Это не может не радовать. Атмосфера семейная, теплая, дружеская. Кукольнику нельзя по-другому. Например, одну куклу во время спектакля могут вести три человека, и, чтобы договориться, почувствовать друг друга, понять, необходимо выстраивать взаимоотношения.
- Может, уже появилось желание попробовать свои силы и в чем-то другом, например, написать пьесу, самой поставить спектакль, стать педагогом?
- К режиссуре я пока не готова, мне еще нечего сказать. А если не уверена в своих силах, не стоит этого делать.
Я окончила Нижнетагильский социально-педагогический институт, и образование помогает мне в работе. Заниматься со школьниками, вести занятия пока не планирую, а вот во время бэби-спектаклей, когда перед тобой на пуфиках 10-15 малышей и их родителей, знание педагогики и психологии помогает.
У меня замечательный партнер в спектакле «Большое путешествие маленькой тучки» Татьяна Швендых. Она подсказывает, помогает. Мы работаем на расстоянии вытянутой руки. Дети не сидят на месте, сцены нет, и надо сразу сориентироваться, где потише сказать, как ребенка заинтересовать, если он отвлекся, переключить внимание. Очень интересно, когда дети после спектакля продолжают общаться с куклой, не обращая на тебя внимания.
В театре кукол каждый день что-то новое, нет рутины. И я не представляю для себя другую работу: например, сидеть в офисе. Хотя по жизни ничего не загадываю. Профессия сама меня выбрала, и я уверена, что все случайности не случайны, всегда все приходит вовремя.
Сегодня мы стараемся делать все, чтобы театр заиграл новыми красками, а родители, пришедшие с детьми, не скучали, глядя на зайчиков, не играли в телефоне, а тоже смотрели, удивлялись, верили в волшебство. И директор театра Татьяна Александровна Ткачева делает все возможное и невозможное, чтобы даже при наших скромных ресурсах получалось нечто грандиозное.
- А какие планы на ближайшее будущее?
- Меня пригласили в Международную летнюю театральную школу СТД в Звенигород, и я весь июнь буду заниматься там. Соберутся педагоги, великие актеры, будет общение с коллегами.
В прошлом году две актрисы нашего театра, Светлана Девятых и Ирина Чувашова, были в такой школе, вернулись воодушевленные. Она дает развитие в профессии, обогащается жизненный опыт. Актеру необходимо выезжать в другие города, смотреть спектакли коллег, изучать их работу, узнавать новые технологии
Просто Маруся
- Бывает ли свободное время у актера? – размышляет Мария. - Работа занимает очень много времени, иногда и выходные. Но мы творческие люди и всегда находим возможность потворить и повытворять. Кто-то пишет стихи и пьесы, кто-то занимается со школьниками. А я увлеклась детской анимацией и создала свой образ.
Вместе с Эльвирой Ермаковой мы придумали дуэт «МамЭля и Маруся», выпустили свой видеоблог: там полезные советы, рассказы о том, как наши герои живут в Нижнем Тагиле, ходят по улицам города, встречают ребят на Лисьей горе, устраивают праздники, катаются в трамвае.
Эльвира Ермакова - талантливый режиссер театрализованных представлений, генератор идей. А впервые мы встретились, когда я была маленькой девочкой, отдыхала в детском загородном лагере «Звездный» и увидела ее - культорганизатора. Она мне очень нравилась, поэтому я участвовала во всех конкурсах и отрядных программах, постоянно получала грамоты. Несколько лет спустя пришла работать в один из детских развивающих центров и узнала, что Эльвира тоже там работает. Она меня заметила, стали сотрудничать, примерять роли разных персонажей, и появился дуэт: Эльвира – МамЭля, я – Маруся.
Неоднократно выезжали на форум аниматоров, сначала учиться, потом стали спикерами, а сейчас все изучают наш опыт и удивляются, как мы смогли создать такие удачные образы, понравившиеся детям.
Вот один из примеров нашей работы. Маленькая девочка видела наши ролики о жизни клоунов в Нижнем Тагиле и попросила маму пригласить этих героев на свой день рождения. Мы приехали к ней в детский садик, и надо было видеть реакцию ребенка, который встретился с персонажами, сошедшими для него с экрана. У нее в глазах были слезы от восторга! Вместе со всеми она играла, веселилась, а на словах «Каравай, каравай, кого любишь – выбирай», кинулась обнимать Марусю. Та девочка нам потом еще и свои рисунки прислала, поверила.
Вот для этого и нужно работать, это чувство счастья.
Маша. Путь в актрисы
- Я не знала, что такое театр кукол, и меня это не интересовало. Хотела быть драматической актрисой! - улыбаясь, рассказывает теперь Мария Павликова.
Да, сейчас она над этим смеется, потому что любит свою профессию и не представляет себя кем-то другим, а несколько лет назад для юной Маши все было иначе.
- После девятого класса я решила, что буду драматической актрисой, и пошла на экзамены в Нижнетагильский колледж искусств. Приготовилась. Было три тура. Мы читали басни и монологи, пели, танцевали. А в итоге мне сказали: «В драматические актрисы мы тебя не можем взять, ты такая маленькая». Я плакала, для меня это была драма, трагедия: как это так - я не поступила? А потом ко мне подошла педагог по истории театра Ольга Павловна Черепова и сказала: «Маша, иди в куклы, это твое». Я подумала над ее словами и пошла.
До этого была в театре кукол только в детстве. Потом занималась в театральной студи во Дворце «Юбилейный», и нас привели на спектакль «Морозко». Мы смотрели и думали: «Ну, взрослые люди дурачатся на сцене».
А во время учебы в колледже мне повезло: с первого дня наш курс сразу оказался в театре! Под чутким руководством мастера курса заслуженного артиста РФ Владимира Геннадьевича Шибнева изучали актерское мастерство. У нас была творческая мастерская, занимались в репетиционном зале, выходили на сцену. Другие учились в залах колледжа, а мы видели спектакли, общались с актерами и влюблялись в работу.
Потом замечательная Светлана Ивановна Шибнева, заслуженная артистка РФ, отвезла нас на международный фестиваль «Петрушка Великий». И вот там мы по-настоящему познакомились с куклами, с мастерством актера, посмотрели разные зарубежные театры, и японский в том числе… Увидев все это мастерство и многообразие возможностей, я поняла: это моя профессия, я хочу здесь остаться.
Актер драматического театра может выйти на сцену и сыграть спектакль. Да, это сложная работа. Но он не сможет передать свои чувства через куклу. А актер театра кукол может и сам выйти сыграть, и с куклой, и вообще с любым предметом, который он оживит, как настоящий волшебник. И кто сказал, что у нас меньше шансов сыграть Гамлета или Офелию? Когда мы были студентами, то играли отрывки из разных произведений, и я ни в чем себе не отказывала: была и Клеопатрой, и Джульеттой. А в театре у нас был совместный проект актеров трех тагильских трупп «Король Лир».
Мария: «Профессия сама меня выбрала»
На вопрос о любимой роли Марии ответить сложно: она любит их все, ведь в каждой есть что-то особенное. Красная Шапочка - самая первая, а Снеговичка – одна из недавних работ в новогодней постановке «Сказки Бабушки Зимы». Несмеяна, Снегурочка, Принцесса Крапинка, Дюймовочка, Жаба…
- В театре кукол возможно все, - смеется Мария. – В одном спектакле ты можешь одновременно играть несколько персонажей, за секунду перевоплощаясь из прекрасной Дюймовочки в гадкую Жабу и обратно. А «Золушка» была моей любимой сказкой в детстве. Сейчас я играю ее в ярком спектакле, где нет кукол, там театр масок, ведь все мы в жизни надеваем маски.
Очень нравится спектакль «Пока звучат их голоса». Он про войну и занимает огромное место в душе и в сердце. Несмотря на такую сложную тяжелую тему, места женщины на войне, не все зрители проникаются сочувствием или состраданием.
Был у нас такой случай. Представьте: в зрительном зале сидят старшеклассники, слышны разговоры, кто-то с телефоном играет, а один ученик пришел с попкорном. После спектакля я не выдержала и, не снимая грима, вышла в фойе. Все им высказала, отчитала за такое поведение в театре, потому что сильно накипело. Школьники затихли, они не ожидали замечаний от меня, стали оправдываться, сваливая вину друг на друга.
- А какие качества особенно необходимы актеру театра кукол? Каким нужно быть артистом, чтобы заинтересовать и детей, и взрослых?
- Актеру необходимо уметь передавать мысли и чувства через предмет, одушевлять его. Не могу сказать - через кусок дерева, это обидно для куклы. Редко бывает в спектакле, когда актер общается с куклой. Обычно она персонаж, и мы передаем ей чувства. Дети смотрят спектакль и не замечают, что на сцене есть дяденька и тетенька, они сопереживают персонажу.
Еще актеру необходимы уверенность в себе, упорство, фантазия, чтобы взять поролоновые палочки и превратить их в гитару, обычный шнурок - в змею, придумать им судьбу. Важна растяжка рук, поэтому их пластику проверяют при поступлении, а на занятиях по мастерству учат технике – лепка рук. Ведь за ширмой нужно уметь так вывернуться! Например, ты держишь рукой лапу медведя, в этот же момент надо открыть шторку, сказать текст другого персонажа, сразу схватить другую лапу, снова сказать текст…
У нас в театре небольшой актерский коллектив, и мы как одна семья. Есть старшее поколение, наши мастера - Владимир Геннадьевич и Светлана Ивановна Шибневы. И молодежь – Алексей и Светлана Девятых, Роман Брилев, Татьяна Швендых, Наталья Молоканова. Также мои однокурсники - Анастасия Евдокимова, Александр Белоусов, Ирина Чувашова. Это не может не радовать. Атмосфера семейная, теплая, дружеская. Кукольнику нельзя по-другому. Например, одну куклу во время спектакля могут вести три человека, и, чтобы договориться, почувствовать друг друга, понять, необходимо выстраивать взаимоотношения.
- Может, уже появилось желание попробовать свои силы и в чем-то другом, например, написать пьесу, самой поставить спектакль, стать педагогом?
- К режиссуре я пока не готова, мне еще нечего сказать. А если не уверена в своих силах, не стоит этого делать.
Я окончила Нижнетагильский социально-педагогический институт, и образование помогает мне в работе. Заниматься со школьниками, вести занятия пока не планирую, а вот во время бэби-спектаклей, когда перед тобой на пуфиках 10-15 малышей и их родителей, знание педагогики и психологии помогает.
У меня замечательный партнер в спектакле «Большое путешествие маленькой тучки» Татьяна Швендых. Она подсказывает, помогает. Мы работаем на расстоянии вытянутой руки. Дети не сидят на месте, сцены нет, и надо сразу сориентироваться, где потише сказать, как ребенка заинтересовать, если он отвлекся, переключить внимание. Очень интересно, когда дети после спектакля продолжают общаться с куклой, не обращая на тебя внимания.
В театре кукол каждый день что-то новое, нет рутины. И я не представляю для себя другую работу: например, сидеть в офисе. Хотя по жизни ничего не загадываю. Профессия сама меня выбрала, и я уверена, что все случайности не случайны, всегда все приходит вовремя.
Сегодня мы стараемся делать все, чтобы театр заиграл новыми красками, а родители, пришедшие с детьми, не скучали, глядя на зайчиков, не играли в телефоне, а тоже смотрели, удивлялись, верили в волшебство. И директор театра Татьяна Александровна Ткачева делает все возможное и невозможное, чтобы даже при наших скромных ресурсах получалось нечто грандиозное.
- А какие планы на ближайшее будущее?
- Меня пригласили в Международную летнюю театральную школу СТД в Звенигород, и я весь июнь буду заниматься там. Соберутся педагоги, великие актеры, будет общение с коллегами.
В прошлом году две актрисы нашего театра, Светлана Девятых и Ирина Чувашова, были в такой школе, вернулись воодушевленные. Она дает развитие в профессии, обогащается жизненный опыт. Актеру необходимо выезжать в другие города, смотреть спектакли коллег, изучать их работу, узнавать новые технологии
Просто Маруся
- Бывает ли свободное время у актера? – размышляет Мария. - Работа занимает очень много времени, иногда и выходные. Но мы творческие люди и всегда находим возможность потворить и повытворять. Кто-то пишет стихи и пьесы, кто-то занимается со школьниками. А я увлеклась детской анимацией и создала свой образ.
Вместе с Эльвирой Ермаковой мы придумали дуэт «МамЭля и Маруся», выпустили свой видеоблог: там полезные советы, рассказы о том, как наши герои живут в Нижнем Тагиле, ходят по улицам города, встречают ребят на Лисьей горе, устраивают праздники, катаются в трамвае.
Эльвира Ермакова - талантливый режиссер театрализованных представлений, генератор идей. А впервые мы встретились, когда я была маленькой девочкой, отдыхала в детском загородном лагере «Звездный» и увидела ее - культорганизатора. Она мне очень нравилась, поэтому я участвовала во всех конкурсах и отрядных программах, постоянно получала грамоты. Несколько лет спустя пришла работать в один из детских развивающих центров и узнала, что Эльвира тоже там работает. Она меня заметила, стали сотрудничать, примерять роли разных персонажей, и появился дуэт: Эльвира – МамЭля, я – Маруся.
Неоднократно выезжали на форум аниматоров, сначала учиться, потом стали спикерами, а сейчас все изучают наш опыт и удивляются, как мы смогли создать такие удачные образы, понравившиеся детям.
Вот один из примеров нашей работы. Маленькая девочка видела наши ролики о жизни клоунов в Нижнем Тагиле и попросила маму пригласить этих героев на свой день рождения. Мы приехали к ней в детский садик, и надо было видеть реакцию ребенка, который встретился с персонажами, сошедшими для него с экрана. У нее в глазах были слезы от восторга! Вместе со всеми она играла, веселилась, а на словах «Каравай, каравай, кого любишь – выбирай», кинулась обнимать Марусю. Та девочка нам потом еще и свои рисунки прислала, поверила.
Вот для этого и нужно работать, это чувство счастья.
   
Читать еще
В одном из залов можно увидеть капсулу, которая была заложена полвека назад с письмом к тагильчанам 2022 года.
Комментариев: 0
На площадке за драматическим театром 13 августа будет обустроена сцена, зрительские места и шатры чудес.
Комментариев: 0
Мероприятие было организовано ЕВРАЗом совместно с педагогами Свердловской региональной общественной организации художников «Авторы...
Комментариев: 0
20-й городской конкурс «Молодая семья» в год 300-летия Нижнего Тагила.
Комментариев: 0
Сегодня в Музее природы и охраны окружающей среды состоялась презентация фотоальбома «Нижний Тагил. 300 лет на службе...
Комментариев: 0
Через несколько недель все работы будут полностью завершены, строительная пыль исчезнет, и школу можно будет увидеть во всей красе
Комментариев: 0