17.11.2019 13:00
В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» наградили «Мастеров года»
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» состоялось награждение победителей XX городского конкурса имени Худояровых на звание «Мастер года по декоративно-прикладному искусству» по направлению «Художественная обработка текстиля» Такие ежегодные конкурсы-выставки давно стали культурной традицией Нижнего Тагила и проводятся в городе с 1999 года. Нынешний срок отмечен в истории события юбилейной датой – 20-летием.
В юбилейном конкурсе участвовали 39 мастеров самых разных возрастов и квалификаций, представивших около 200 разнообразных текстильных изделий.
Высшая награда любого конкурса – Гран-при! Этот громкий и гордый титул юбилейного года жюри единодушно присудило лоскутному панно «Под небом голубым» Ольги Бастриковой, заслужившему не только всеобщее восхищение, но и несколько отдельных строк из истории его создания. Впечатляют размеры полотна, на изготовление которого ушло более 25 метров ткани, его техническая сложность, разнообразие художественных приемов, завидное усердие мастера и, конечно, большая любовь, с которой выполнен каждый стежок, подобран каждый кусочек цветной ткани, сотканный в многоликий лоскутный мир.
В центре экспозиции лоскутное панно «Под небом голубым» Ольги Бастриковой
А все началось весной 2014 года, когда известный украинский квилтер Ирина Мур обнародовала в социальной сети виртуальный проект «Дорогая Джейн», посвященный памяти американской мастерицы Джейн Блейкли, создавшей в 1863 году, в период Гражданской войны в США, большое лоскутное одеяло, каждый квадратик которого был превращен ею в отдельную жизненную историю. Более 300 авторов из разных уголков планеты откликнулись на участие в международном проекте и на протяжении четырех лет в своих домашних мастерских творили подобные лоскутные произведения на собственный лад. Попробуй тут скажи, что это не титанический труд! Но до финальной встречи, состоявшейся в декабре 2018 года в Санкт-Петербурге, дошли всего лишь 52 человека, и среди самых стойких и терпеливых оказалась тагильчанка Ольга Бастрикова!
На протяжении двух месяцев посетители музея-заповедника с восторгом и пристальным вниманием изучали маленькие лоскутные шедевры большой текстильной картины, вместившей в себя 225 самостоятельных блоков, каждый из которых величиной с ладошку, и охотно фотографировались «Под небом голубым». А Ольга Бастрикова заслуженно стала «Мастером года-2019». Теперь главное произведение конкурса будет закуплено в музейную коллекцию, и его дальнейшая жизнь потечет уже независимо от создателя.
Так что в данном панно автор потрудилась на славу и с иголкой в руках, и на швейной машинке, и крепко завязывая в узлы веревочные нити. Но главное – это гармония, объединившая все задуманное в одно целое, и высокая степень аккуратности, позволившая Любови Бутаковой проявить себя не только как художник и дизайнер, но и хороший мастер в работе с мягким материалом.
По соседству с панно оказались и работы дипломного руководителя Л. Бутаковой – старшего преподавателя кафедры художественного образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, члена Союза художников России Елены Чебаковой, отмеченные специальным дипломом «За авторское композиционное решение».
«Цветение», «Водопад», «Эклектика» – так поэтично звучат названия текстильных колье, выполненных автором в смешанной технике, где присутствуют и сухое валяние, и вышивка мулине, бисером, и коллаж. Идея создания таких украшений пришла Елене Чебаковой в 2017 году, когда на отделении заочного обучения института в ее ведении оказалась давно забытая образовательная дисциплина, связанная с декоративной композицией на ткани. Усиленная личными впечатлениями преподавателя и художника, совершившего ряд путешествий по уникальным садам мира, она-то и вдохновила на новые творческие поиски. Создавая столь необычные украшения, Елена Афиногеновна стремится расширить художественные горизонты, доказывая своими произведениями, что полет человеческой фантазии и стремление к индивидуальности могут обретать в искусстве совершенно разные формы, порой самые неожиданные и нетрадиционные, но, безусловно, возможные и удивительные сами по себе.
Вообще, надо отдать должное популярности искусства лоскутного шитья, переживающего сегодня второе рождение. Миллионы женщин в России всерьез занялись этим древним видом деятельности, которое, при кажущейся на первый взгляд простоте, в действительности является едва ли не самым трудным из всех разновидностей рукоделия. Свидетельством тому – многообразие изделий, представленных на тагильской выставке, каждое из которых – от стеганого лоскутного одеяла до домашнего фартука согрето теплом умелых женских рук и хранит в себе частичку души мастера. И пусть большинство участниц не попали в категорию лауреатов конкурса, получив только сертификаты, но факт того, что их творчество представлено в одном из крупнейших музеев Урала на высоком художественном смотре, говорит о том, что они этого по-настоящему достойны.
Порадовало присутствие на выставке новых веяний из мира современных женских увлечений, например, таких, как декоративные шары темари в исполнении Татьяны Славянской – педагога дополнительного образования Дома детского творчества Тагилстроевского района. Правда, пока конкурсные экземпляры созданы еще не совсем в самостоятельной авторской версии, исполнительница только осваивает традиционную японскую вышивку, но нарядные объемные изделия уже нашли своего изумленного зрителя.
Нарядной декорацией текстильной экспозиции 2019 года стал большой кукольный хоровод, веселым ручейком перетекавший из зала в зал. Его рукотворные герои: клоуны, гномы, забавные зверюшки, куклы Тильды Н.Ф. Четвертак, В.А. Егошиной, Н.Н. Котовой, Н.Н. Кибиревой, О.А. Мануйловой, костюмированные тряпичные персонажи из горнозаводского прошлого Урала С.Г. Шкабара, шерстяные накомодные слоники Т.В. Крицкой - вполне по-хозяйски чувствовали себя в музейных витринах. На их пестром, качественном фоне выделялась «Принцесса на горошине», созданная самой старшей участницей конкурса Т.В. Толкачевой. При очевидной текстильной скромности и нецарской образной застенчивости эта небольшая кукла привлекала внимание тем, что в глубине души немного напоминала самого автора. В свои 82 года Татьяна Владимировна сохраняет творческую активность и неугасимый интерес к жизни, заслуживающие восхищения. Поэтому члены жюри единодушно учредили дополнительную номинацию – «Творческая активность старшего поколения», а ее достойной героиней стала Т.В. Толкачева. Приз «зрительских симпатий» достался Надежде Четвертак из городского центра ветеранов.
Не удостоили своим вниманием тагильские мастерицы и такой массовый вид декоративно-прикладного искусства, как вышивку. Не воспроизведение готовых образцов из торговой сети, а вышивку подлинную, художественную, роднящую это древнее женское ремесло с его глубинными истоками и традициями народного искусства. Раз уж есть желание творить, создавать своими руками, двигаться в новом для себя направлении, то, конечно, надо стремиться к индивидуальности. И, наконец, задача любого конкурса - не только отметить высокие достижения и дружно порадоваться общим успехам, но и проанализировать ситуацию в мире того или иного вида искусства, которому он адресован, понаблюдать «угасание» одних направлений или наоборот, стабильность и популярность других, отметить появление новых. Все это пригодится организаторам и кураторам для более точного прогноза на будущее.
Как член жюри «Мастера года-2019», смею надеяться, что большинству участников это замечательное культурное событие подарило радость творческого труда, вдохновляющий идейный заряд, новый жизненный опыт, новых друзей и единомышленников, а для тех, кто отважился показать свое мастерство и умение впервые, стал важной точкой, с которой, возможно, начнется уже другая история.
Гран-при за лоскутный мир
В юбилейном конкурсе участвовали 39 мастеров самых разных возрастов и квалификаций, представивших около 200 разнообразных текстильных изделий.
Высшая награда любого конкурса – Гран-при! Этот громкий и гордый титул юбилейного года жюри единодушно присудило лоскутному панно «Под небом голубым» Ольги Бастриковой, заслужившему не только всеобщее восхищение, но и несколько отдельных строк из истории его создания. Впечатляют размеры полотна, на изготовление которого ушло более 25 метров ткани, его техническая сложность, разнообразие художественных приемов, завидное усердие мастера и, конечно, большая любовь, с которой выполнен каждый стежок, подобран каждый кусочек цветной ткани, сотканный в многоликий лоскутный мир.
В центре экспозиции лоскутное панно «Под небом голубым» Ольги Бастриковой
А все началось весной 2014 года, когда известный украинский квилтер Ирина Мур обнародовала в социальной сети виртуальный проект «Дорогая Джейн», посвященный памяти американской мастерицы Джейн Блейкли, создавшей в 1863 году, в период Гражданской войны в США, большое лоскутное одеяло, каждый квадратик которого был превращен ею в отдельную жизненную историю. Более 300 авторов из разных уголков планеты откликнулись на участие в международном проекте и на протяжении четырех лет в своих домашних мастерских творили подобные лоскутные произведения на собственный лад. Попробуй тут скажи, что это не титанический труд! Но до финальной встречи, состоявшейся в декабре 2018 года в Санкт-Петербурге, дошли всего лишь 52 человека, и среди самых стойких и терпеливых оказалась тагильчанка Ольга Бастрикова!
На протяжении двух месяцев посетители музея-заповедника с восторгом и пристальным вниманием изучали маленькие лоскутные шедевры большой текстильной картины, вместившей в себя 225 самостоятельных блоков, каждый из которых величиной с ладошку, и охотно фотографировались «Под небом голубым». А Ольга Бастрикова заслуженно стала «Мастером года-2019». Теперь главное произведение конкурса будет закуплено в музейную коллекцию, и его дальнейшая жизнь потечет уже независимо от создателя.
Ученица и учитель
Так что в данном панно автор потрудилась на славу и с иголкой в руках, и на швейной машинке, и крепко завязывая в узлы веревочные нити. Но главное – это гармония, объединившая все задуманное в одно целое, и высокая степень аккуратности, позволившая Любови Бутаковой проявить себя не только как художник и дизайнер, но и хороший мастер в работе с мягким материалом.
По соседству с панно оказались и работы дипломного руководителя Л. Бутаковой – старшего преподавателя кафедры художественного образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, члена Союза художников России Елены Чебаковой, отмеченные специальным дипломом «За авторское композиционное решение».
«Цветение», «Водопад», «Эклектика» – так поэтично звучат названия текстильных колье, выполненных автором в смешанной технике, где присутствуют и сухое валяние, и вышивка мулине, бисером, и коллаж. Идея создания таких украшений пришла Елене Чебаковой в 2017 году, когда на отделении заочного обучения института в ее ведении оказалась давно забытая образовательная дисциплина, связанная с декоративной композицией на ткани. Усиленная личными впечатлениями преподавателя и художника, совершившего ряд путешествий по уникальным садам мира, она-то и вдохновила на новые творческие поиски. Создавая столь необычные украшения, Елена Афиногеновна стремится расширить художественные горизонты, доказывая своими произведениями, что полет человеческой фантазии и стремление к индивидуальности могут обретать в искусстве совершенно разные формы, порой самые неожиданные и нетрадиционные, но, безусловно, возможные и удивительные сами по себе.
Темари, Тильды и другие
Вообще, надо отдать должное популярности искусства лоскутного шитья, переживающего сегодня второе рождение. Миллионы женщин в России всерьез занялись этим древним видом деятельности, которое, при кажущейся на первый взгляд простоте, в действительности является едва ли не самым трудным из всех разновидностей рукоделия. Свидетельством тому – многообразие изделий, представленных на тагильской выставке, каждое из которых – от стеганого лоскутного одеяла до домашнего фартука согрето теплом умелых женских рук и хранит в себе частичку души мастера. И пусть большинство участниц не попали в категорию лауреатов конкурса, получив только сертификаты, но факт того, что их творчество представлено в одном из крупнейших музеев Урала на высоком художественном смотре, говорит о том, что они этого по-настоящему достойны.
Порадовало присутствие на выставке новых веяний из мира современных женских увлечений, например, таких, как декоративные шары темари в исполнении Татьяны Славянской – педагога дополнительного образования Дома детского творчества Тагилстроевского района. Правда, пока конкурсные экземпляры созданы еще не совсем в самостоятельной авторской версии, исполнительница только осваивает традиционную японскую вышивку, но нарядные объемные изделия уже нашли своего изумленного зрителя.
Нарядной декорацией текстильной экспозиции 2019 года стал большой кукольный хоровод, веселым ручейком перетекавший из зала в зал. Его рукотворные герои: клоуны, гномы, забавные зверюшки, куклы Тильды Н.Ф. Четвертак, В.А. Егошиной, Н.Н. Котовой, Н.Н. Кибиревой, О.А. Мануйловой, костюмированные тряпичные персонажи из горнозаводского прошлого Урала С.Г. Шкабара, шерстяные накомодные слоники Т.В. Крицкой - вполне по-хозяйски чувствовали себя в музейных витринах. На их пестром, качественном фоне выделялась «Принцесса на горошине», созданная самой старшей участницей конкурса Т.В. Толкачевой. При очевидной текстильной скромности и нецарской образной застенчивости эта небольшая кукла привлекала внимание тем, что в глубине души немного напоминала самого автора. В свои 82 года Татьяна Владимировна сохраняет творческую активность и неугасимый интерес к жизни, заслуживающие восхищения. Поэтому члены жюри единодушно учредили дополнительную номинацию – «Творческая активность старшего поколения», а ее достойной героиней стала Т.В. Толкачева. Приз «зрительских симпатий» достался Надежде Четвертак из городского центра ветеранов.
А что с традициями?
Не удостоили своим вниманием тагильские мастерицы и такой массовый вид декоративно-прикладного искусства, как вышивку. Не воспроизведение готовых образцов из торговой сети, а вышивку подлинную, художественную, роднящую это древнее женское ремесло с его глубинными истоками и традициями народного искусства. Раз уж есть желание творить, создавать своими руками, двигаться в новом для себя направлении, то, конечно, надо стремиться к индивидуальности. И, наконец, задача любого конкурса - не только отметить высокие достижения и дружно порадоваться общим успехам, но и проанализировать ситуацию в мире того или иного вида искусства, которому он адресован, понаблюдать «угасание» одних направлений или наоборот, стабильность и популярность других, отметить появление новых. Все это пригодится организаторам и кураторам для более точного прогноза на будущее.
Как член жюри «Мастера года-2019», смею надеяться, что большинству участников это замечательное культурное событие подарило радость творческого труда, вдохновляющий идейный заряд, новый жизненный опыт, новых друзей и единомышленников, а для тех, кто отважился показать свое мастерство и умение впервые, стал важной точкой, с которой, возможно, начнется уже другая история.
Ольга ТОЛСТОБРОВА, искусствовед, член жюри XX городского конкурса имени Худояровых
«Мастер года - 2019».
Фото Сергея Казанцева.
   
Читать еще
В одном из залов можно увидеть капсулу, которая была заложена полвека назад с письмом к тагильчанам 2022 года.
Комментариев: 0
На площадке за драматическим театром 13 августа будет обустроена сцена, зрительские места и шатры чудес.
Комментариев: 0
Мероприятие было организовано ЕВРАЗом совместно с педагогами Свердловской региональной общественной организации художников «Авторы...
Комментариев: 0
20-й городской конкурс «Молодая семья» в год 300-летия Нижнего Тагила.
Комментариев: 0
Сегодня в Музее природы и охраны окружающей среды состоялась презентация фотоальбома «Нижний Тагил. 300 лет на службе...
Комментариев: 0
Через несколько недель все работы будут полностью завершены, строительная пыль исчезнет, и школу можно будет увидеть во всей красе
Комментариев: 0