30.05.2019 13:40
Танковый Калашников. Владимир ПОТКИН

Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
Принять участие в проекте, начатом в этом году редакцией «Тагильского рабочего», откликнулись градообразующие предприятия Нижнего Тагила.
Первыми – Нижнетагильский металлургический комбинат, Уралвагонзавод.
Итогом нашего сотрудничества станет летопись достижений промышленного производства города.
Нечасто звучит и, наверняка, не все представители молодого поколения знают, что в 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Нижний Тагил был награжден орденом Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые трудящимися в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства, особенно отраслей черной металлургии и машиностроения.
Именно о танкостроителях – сегодняшняя публикация в рамках проекта.
Неизвестные ранее широкой общественности факты о знаменитом индийском контракте Т-90С нам предоставили коллеги из пресс-службы АО «НПК Уралвагонзавод».
История этого танка неотделима от судьбы Владимира Ивановича Поткина, которого называли «Танковый Калашников». Он не родился в Нижнем Тагиле, но главное дело всей своей жизни осуществил именно в нашем городе.
С 1971 года Владимир Иванович трудился на Уральском вагоностроительном заводе им. Дзержинского Миноборонпрома. За 16 лет прошел путь от старшего инженера-конструктора отдела «520» до главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.
На этой должности он проработал 12 лет: один из самых сложных периодов для всей оборонной промышленности России. Однако Поткин сумел не только сохранить завод, но и подарить стране чудо-машину. Ровно 20 лет назад, 17 мая 1999 года, первые три танка были отправлены на испытания в Индию.
«Грозный» или «Владимир»
Впервые стали известны подробности контракта УВЗ с Индией на поставку танков Т-90С.
Он был заключен в 2001 году, но этому предшествовала настоящая битва танкостроителей за свое «детище» - экспортный вариант танка Т-90.
Индийцы назвали нашу машину BHISHMA - «Грозный». Но в России она больше известна как «Владимир».
Именно такое название было присвоено уникальному танку решением правительства Российской Федерации по просьбе заводчан. В честь главного конструктора УКБТМ Владимира Поткина.
Как и создатель легендарного танка Т-34 Михаил Кошкин, Владимир Поткин за свой танк отдал жизнь.

Вот как вспоминает о своем руководителе Игорь Баранов, который был в те годы заместителем главного конструктора:
- Владимир Иванович имел удивительный дар стимулировать деятельность своих подчиненных. Провинившимся он не читал морали, не стыдил, не угрожал. Посмотрит тяжелым взглядом, скажет пару слов не для печати, и тому на полжизни хватает.
Как-то в столе одного из руководителей КБ коллеги обнаружили большую фотографию Поткина. В ответ на ехидные вопросы тот сказал: «Знаете, мужики, иногда наваливается на меня лень. Тогда я открываю этот ящик, гляну на фото шефа – и как будто плеткой по спине. Мать честная, работы столько, а я тут прохлаждаюсь!»
Сгорел на работе
17 мая 1999 года УКБТМ и Уралвагонзавод прощались со своим главным конструктором Поткиным. Он скончался за столом в своем кабинете, не выдержав запредельных нагрузок.
А в это время самолеты с опытными танками Т-90С улетали в Индию. И то, что машины были собраны и отправлены в срок, было практически чудом, в которое мало кто верил.

Танки с блеском прошли сложнейшие испытания в пустыне Тар.
Контракт с индийской стороной после долгих и сложных согласований был заключен. Решающую роль в этом сыграл визит в октябре 2000 года в Индию Президента РФ Владимира Путина. Так что имя «Владимир» почти магическое для этого танка.
Даже у индийцев вначале была мысль назвать танк этим именем в честь Поткина. Так предложил министр обороны Индии. Настолько заказчиков впечатлили деловые и личностные качества главного конструктора.
- Это был настоящий русский мужик: молчаливый, настойчивый, умный, грамотный. А Бхишму они чтят как богатыря, который обеспечил свободу и независимость индийского народа. Вот они подвиги богатыря Бхишмы и перенесли, так сказать, на танк Т-90С, с надеждой, что он окажется таким же богатырем, - вспоминал в интервью корреспонденту ТАСС генерал-полковник Сергей Маев, который в те годы возглавлял ГАБТУ и курировал этот контракт.

«Железный Бхишма» не подвел. Сергей Маев также отмечает: «Машина приобрела очень большой авторитет не только в вооруженных силах Индии, но и во всех странах мира. Через два года после заключения контракта востребованность танка для реализации за рубеж составила около 1000 единиц».

Владимир Поткин (слева) в Индии. 1999 г.

Индийская делегация на УВЗ. Поткин дает пояснения по Т-90 1998 г.

Т-90С на испытаниях в Индии. 1999 г.

Индийский контракт по производству танков выполнен. 2002 г.
Первыми – Нижнетагильский металлургический комбинат, Уралвагонзавод.
Итогом нашего сотрудничества станет летопись достижений промышленного производства города.
Нечасто звучит и, наверняка, не все представители молодого поколения знают, что в 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Нижний Тагил был награжден орденом Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые трудящимися в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства, особенно отраслей черной металлургии и машиностроения.
Именно о танкостроителях – сегодняшняя публикация в рамках проекта.
Неизвестные ранее широкой общественности факты о знаменитом индийском контракте Т-90С нам предоставили коллеги из пресс-службы АО «НПК Уралвагонзавод».
История этого танка неотделима от судьбы Владимира Ивановича Поткина, которого называли «Танковый Калашников». Он не родился в Нижнем Тагиле, но главное дело всей своей жизни осуществил именно в нашем городе.
![]() |
На этой должности он проработал 12 лет: один из самых сложных периодов для всей оборонной промышленности России. Однако Поткин сумел не только сохранить завод, но и подарить стране чудо-машину. Ровно 20 лет назад, 17 мая 1999 года, первые три танка были отправлены на испытания в Индию.
«Грозный» или «Владимир»
Впервые стали известны подробности контракта УВЗ с Индией на поставку танков Т-90С.
Он был заключен в 2001 году, но этому предшествовала настоящая битва танкостроителей за свое «детище» - экспортный вариант танка Т-90.
Индийцы назвали нашу машину BHISHMA - «Грозный». Но в России она больше известна как «Владимир».
Именно такое название было присвоено уникальному танку решением правительства Российской Федерации по просьбе заводчан. В честь главного конструктора УКБТМ Владимира Поткина.
Как и создатель легендарного танка Т-34 Михаил Кошкин, Владимир Поткин за свой танк отдал жизнь.

Вот как вспоминает о своем руководителе Игорь Баранов, который был в те годы заместителем главного конструктора:
- Владимир Иванович имел удивительный дар стимулировать деятельность своих подчиненных. Провинившимся он не читал морали, не стыдил, не угрожал. Посмотрит тяжелым взглядом, скажет пару слов не для печати, и тому на полжизни хватает.
Как-то в столе одного из руководителей КБ коллеги обнаружили большую фотографию Поткина. В ответ на ехидные вопросы тот сказал: «Знаете, мужики, иногда наваливается на меня лень. Тогда я открываю этот ящик, гляну на фото шефа – и как будто плеткой по спине. Мать честная, работы столько, а я тут прохлаждаюсь!»
Сгорел на работе
17 мая 1999 года УКБТМ и Уралвагонзавод прощались со своим главным конструктором Поткиным. Он скончался за столом в своем кабинете, не выдержав запредельных нагрузок.
А в это время самолеты с опытными танками Т-90С улетали в Индию. И то, что машины были собраны и отправлены в срок, было практически чудом, в которое мало кто верил.

Танки с блеском прошли сложнейшие испытания в пустыне Тар.
Контракт с индийской стороной после долгих и сложных согласований был заключен. Решающую роль в этом сыграл визит в октябре 2000 года в Индию Президента РФ Владимира Путина. Так что имя «Владимир» почти магическое для этого танка.
Даже у индийцев вначале была мысль назвать танк этим именем в честь Поткина. Так предложил министр обороны Индии. Настолько заказчиков впечатлили деловые и личностные качества главного конструктора.
- Это был настоящий русский мужик: молчаливый, настойчивый, умный, грамотный. А Бхишму они чтят как богатыря, который обеспечил свободу и независимость индийского народа. Вот они подвиги богатыря Бхишмы и перенесли, так сказать, на танк Т-90С, с надеждой, что он окажется таким же богатырем, - вспоминал в интервью корреспонденту ТАСС генерал-полковник Сергей Маев, который в те годы возглавлял ГАБТУ и курировал этот контракт.

«Железный Бхишма» не подвел. Сергей Маев также отмечает: «Машина приобрела очень большой авторитет не только в вооруженных силах Индии, но и во всех странах мира. Через два года после заключения контракта востребованность танка для реализации за рубеж составила около 1000 единиц».

Владимир Поткин (слева) в Индии. 1999 г.

Индийская делегация на УВЗ. Поткин дает пояснения по Т-90 1998 г.

Т-90С на испытаниях в Индии. 1999 г.
Индийский контракт по производству танков выполнен. 2002 г.
   
Читать еще
Этот снимок принесла в редакцию Ольга Кунц.
Комментариев: 0
Об этой книге много говорили, ее с нетерпением ждали, и вот состоялась торжественная презентация юбилейного издания.
Комментариев: 0
Уютные уголки города… На каком остановиться? Ведь в нашем городе отыщется их немало.
Комментариев: 0
В июне в Сочи прошел открытый чемпионат Европы по пауэрлифтингу и силовым видам спорта «Олимпия-IX». Победителем в жиме штанги лежа...
Комментариев: 0
Тагильчане поздравляют Нижний Тагил с предстоящим 300-летием.
Комментариев: 0
Снимок из семейного архива Евгении Султановой.
Комментариев: 0