26.04.2019 09:00
Оркестру «Демидов-камерата» - 10 лет
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
Досье
С самого рождения Нижнетагильской филармонии было ясно: для развития необходим коллектив, который исполняет академическую музыку. В январе 2009 года, после длительного и строгого отбора музыкантов, на сцену впервые вышел камерный оркестр. Дирижировал тогда еще безымянным коллективом Владимир Капкан.
Впоследствии оркестр получил название в честь одного из представителей династии заводчиков и основателей Нижнего Тагила, Григория Александровича Демидова. Он был композитором и инспектором консерватории в Петербурге, одним из инициаторов создания первой русской консерватории.
«Демидов-камерата» имеет обширный репертуар, основу которого составляет классическая музыка, в репертуаре также романтические произведения, джазовые импровизации и многое другое – в общей сложности несколько сотен произведений. Примерно каждые две недели музыканты начинают готовить новую программу. Порой в работе находится одновременно до четырех новых концертных программ. Примечательная особенность коллектива – практически каждый артист может выступать в роли солиста.
Бесценным опытом для «Демидов-камерата» стали совместные программы с дирижерами и солистами, чьи имена стоят в ряду лучших музыкантов в мире исполнительского искусства.
Творческий союз оркестров «Демидов-камерата» и «Тагил-бэнд» – это эстрадно-симфонический оркестр. Объединенный состав расширяет возможности обоих коллективов и концертный репертуар Нижнетагильской филармонии.
Накануне юбилея оркестра «Демидов-камерата» журналист Дарья Смолкина побеседовала с главным дирижером Нижнетагильской филармонии Владимиром КАПКАНОМ. И вот что он рассказал.
Об истории
Оркестр образовался в 2009 году, но возможность его создания обсуждалась еще в 2008-м. Нескромно говорить, но, работая начальником управления культуры администрации города, отчетливо понимал, что для развития филармонии, помимо имевшихся коллективов «Тагильские гармоники» и «Тагил-бэнд», должен быть оркестр, который исполняет академическую музыку.
К чему мы сейчас стремимся? Чтобы основой репертуара филармонии стала симфоническая музыка. Но просто так, по мановению волшебной палочки, симфонический оркестр не создашь, нужно к этому прийти. И мы посчитали возможным создать камерный оркестр.
Получилось так, что осенью 2008 года руководителем филармонии стала Анна Горнакова. С ее активным участием в январе 2009-го состоялся первый концерт. За дирижерским пультом оказался ваш покорный слуга. Затем пригласили опытного дирижера из Екатеринбурга, одного из лидеров скрипичной школы, заслуженного артиста России Вольфа Усминского. Он пользуется большим авторитетом на Урале, сам руководит молодежным оркестром. Весной 2009 года у нас состоялась своего рода презентация нового коллектива.
В дальнейшем все приглашенные дирижеры говорили: спасибо, хорошо с оркестром поработали, мы чем могли, помогли, но оркестру нужен «пастух». И вот привлекли Евгения Сеславина, который стал готовить программы.
Творческим планированием тогда занималась Елена Цыпушкина, с ее участием подбирали, приглашали солистов, дирижеров. Среди приглашенных были известные исполнители: заслуженный артист России Михаил Аркадьев, заслуженный деятель искусств Валерий Ворона, народный артист России Владимир Понькин, Алексей Доркин, Фабио Мастранжело, Даниил Крамер...
В 2016 году вернулся в филармонию на должность главного дирижера. До этого – с основания филармонии, с 1995 года, и до моего временного ухода на административную должность – областью приложения моих творческих устремлений был оркестр «Тагильские гармоники».
О проектах
Один из первых проектов, которые осуществил с моим участием «Демидов-камерата», – это «Филармоническая академия», то есть концертные программы, где звучат не только музыкальные произведения нашего академического наследия, но и обязательно идет подробный рассказ музыковеда.
Среди программ, осуществленных в сезоне 2016-2017 годов – «От романса до контрданса» с участием наших гостей из Израиля. Звучала музыка Бетховена, в первую очередь, музыка для солирующего контрабаса.
Оркестр пытается экспериментировать с разными инструментами. Например, среди приглашенных солистов у нас был Александр Виницкий – гитарист, который играет в джазовой манере. Оркестр «Демидов-камерата» под руководством Евгения Сеславина записал с ним диск.
В сезоне 2016-2017 годов осуществили интересный совместный проект со Свердловской детской филармонией, точнее, с хоровой капеллой мальчиков и юношей – «Рождественская месса». Благодаря этому сотрудничеству «Магнификат» И.- С. Баха прозвучал на Урале, на сценах Свердловской детской и Нижнетагильской филармоний, в оригинальном варианте, то есть в том составе голосов, который и был задуман великим композитором. Для оркестрантов это была возможность проявить себя в новом качестве.
В том же сезоне мы начали впервые реализовывать проект «Большая сцена для юных музыкантов», куда пригласили наиболее одаренных, способных детей, играющих на разных инструментах. Они в качестве солистов выступали с оркестром «Демидов-камерата». Этот проект нашел серьезный отклик у преподавателей музыкальных школ, ведь выйти на сцену филармонии и сыграть с профессиональным оркестром – бесценный опыт для юного музыканта.
В марте 2018 мы поставили концертный вариант оперы В. Моцарта «Директор театра». Это первый опыт концертного исполнения оперы на сцене филармонии. Проект осуществили при поддержке нашего драматического театра и его художественного руководителя, заслуженного артиста России Игоря Булыгина.
О будущем
Когда играет одновременно большое количество скрипок – шероховатости сглаживаются. А камерному оркестру труднее. Есть такая шутка: «Это вам не симфонический оркестр. Тут в толпе не спрячешься, надо играть чисто». В чем особенность струнной группы? Они друг друга обогащают обертонами.
Наш оркестр в какой-то степени отражает историю развития оркестровой музыки. Потому что изначально оркестровое исполнительство появилось во времена барокко, в эпоху Баха, который писал под скромные исполнительские ресурсы, которыми располагал… Мы начали с барочной музыки, потом перешли к классическому периоду, стали больше играть музыки В. Моцарта, Й. Гайдна, у нас появилась возможность включать духовые.
Самое сложное для любого оркестра – сформировать собственный репертуар. Большинство оркестров всю жизнь накапливают нотный материал: надо найти партитуру желаемого произведения, расписать голоса. Для нас на протяжении первого десятилетия это было основной задачей.
Высшей формой оркестрового исполнительства считается симфонический оркестр. Это то, к чему мы хотим прийти. По высказыванию одного из уважаемых людей, город, в котором есть симфонический оркестр, уже не может считаться провинцией.
И сегодня в плане подготовки города к 300-летию мы стремимся к созданию симфонического оркестра. Но это просто по мановению волшебной палочки появиться не может, потому что есть, как минимум, два обстоятельства. Первое – должны найтись те люди, которые могут это исполнить. А второе – должна появиться публика, которая тоже сама собой не возникнет. Поэтому наша задача - показать достоинства академической музыки, приобщить, поэтому мы и затеяли «Филармоническую академию». Наша задача - не отпугнуть, а, наоборот, сделать эту музыку максимально доступной для публики. Ноты мы менять не можем, но образы, которые рождает музыкальное произведение, должны быть понятны любому человеку.
О признании
24 года назад в Нижнем Тагиле не было филармонии, а теперь она живет и развивается. Фактически все началось с чистого листа, когда было постановление главы города 2 февраля 1995 года. Меня приняли на работу директором и по совместительству главным дирижером. Я принял на работу бухгалтера – и мы начали писать устав, оформлять документы…
А сегодня у нас есть здание, концертный зал. Нам что-то не нравится, хочется переделать – так это и хорошо, есть к чему стремиться. Меня это греет. Знаю, что все останется людям. Это никуда не денется, лишь бы люди любили музыку и ходили на концерты.
Фото Рефата Мамутова.
Ксения ШУМАКОВА, ведущая проекта «Филармоническая академия»:
- О чем говорит сам факт существования такого оркестра, как «Демидов-камерата», в небольшом, в сущности, городе? У нас ведь рядом Екатеринбург, музыканты могут ездить туда и играть там. Кстати, есть в оркестре музыканты, которые и там, и тут играют. Что говорит о востребованности наших...
Но что-то держит их. Что-то цепляет, какая-то особая атмосфера. Вот само слово «камерата» происходит от итальянского слова «комната». Наверное, это атмосфера уюта, где оркестр – такая большая семья.
Десять лет существования семьи – весомая дата, кстати. Показательная.
В основе этого оркестра – струнные, то есть элитные, скажем так, инструменты. Не всем дано даже с точки зрения физиологии играть на них. Это большая удача, что у нас в городе сосредоточилось такое количество музыкантов, которые захотели играть в оркестре, не уехали. Это украшение города, которое задает определенный уровень культуры. Если у города нет камерного, симфонического оркестра, то он лишен очень большого пласта музыкальной культуры. Так что «Демидов-камерата» – наше достояние, я могу сказать смело.
Каждый артист оркестра может играть как солист. Не только первая скрипка, как многие думают, играет, а остальные подыгрывают. Нет, мы можем взять из «Демидов-камерата» любого. То есть те, кто остался, – это люди, которые реально любят свое дело. А если человек это любит, он и добивается результатов. Не должно быть случайных людей в любой профессии. Иначе человек не будет приносить пользу. Это же главное – оставить след в душе.
Конечно, существует проблема нехватки инструментов, чтобы расширять состав. То есть оркестр все равно позиционируется как камерный, а чтобы он стал симфоническим, нам надо решать кадровую проблему, приобретать инструменты. Нам нужен гобой, нужен фагот.
Сейчас директор филармонии Сергей Цветков настроен на то, чтобы финансово мотивировать артистов работать именно в Тагиле. Потому что мы славимся не только нашими заводами, культурой, но и нашими низкими зарплатами, к сожалению. И нам нужно потерпеть всем вместе, приложить все усилия, чтобы развиваться. Десятилетнее существование оркестра уже доказало, что он жизнеспособен. Очень много было сыграно. Много раз приезжали и звезды немалой величины.
Поэтому сейчас наше художественное руководство намерено делать так, чтобы оркестр «Демидов-камерата» стал центром притяжения в филармонии. Само понятие «филармония» подразумевает, что в авангарде должен быть симфонический оркестр. Да, тогда это будет уже не «камерата». Ну и хорошо. Мы из «комнаты» выйдем, скажем так, в большой зал. В большой мир.
С самого рождения Нижнетагильской филармонии было ясно: для развития необходим коллектив, который исполняет академическую музыку. В январе 2009 года, после длительного и строгого отбора музыкантов, на сцену впервые вышел камерный оркестр. Дирижировал тогда еще безымянным коллективом Владимир Капкан.
Впоследствии оркестр получил название в честь одного из представителей династии заводчиков и основателей Нижнего Тагила, Григория Александровича Демидова. Он был композитором и инспектором консерватории в Петербурге, одним из инициаторов создания первой русской консерватории.
«Демидов-камерата» имеет обширный репертуар, основу которого составляет классическая музыка, в репертуаре также романтические произведения, джазовые импровизации и многое другое – в общей сложности несколько сотен произведений. Примерно каждые две недели музыканты начинают готовить новую программу. Порой в работе находится одновременно до четырех новых концертных программ. Примечательная особенность коллектива – практически каждый артист может выступать в роли солиста.
Бесценным опытом для «Демидов-камерата» стали совместные программы с дирижерами и солистами, чьи имена стоят в ряду лучших музыкантов в мире исполнительского искусства.
Творческий союз оркестров «Демидов-камерата» и «Тагил-бэнд» – это эстрадно-симфонический оркестр. Объединенный состав расширяет возможности обоих коллективов и концертный репертуар Нижнетагильской филармонии.
Накануне юбилея оркестра «Демидов-камерата» журналист Дарья Смолкина побеседовала с главным дирижером Нижнетагильской филармонии Владимиром КАПКАНОМ. И вот что он рассказал.
Об истории
Оркестр образовался в 2009 году, но возможность его создания обсуждалась еще в 2008-м. Нескромно говорить, но, работая начальником управления культуры администрации города, отчетливо понимал, что для развития филармонии, помимо имевшихся коллективов «Тагильские гармоники» и «Тагил-бэнд», должен быть оркестр, который исполняет академическую музыку.
К чему мы сейчас стремимся? Чтобы основой репертуара филармонии стала симфоническая музыка. Но просто так, по мановению волшебной палочки, симфонический оркестр не создашь, нужно к этому прийти. И мы посчитали возможным создать камерный оркестр.
Получилось так, что осенью 2008 года руководителем филармонии стала Анна Горнакова. С ее активным участием в январе 2009-го состоялся первый концерт. За дирижерским пультом оказался ваш покорный слуга. Затем пригласили опытного дирижера из Екатеринбурга, одного из лидеров скрипичной школы, заслуженного артиста России Вольфа Усминского. Он пользуется большим авторитетом на Урале, сам руководит молодежным оркестром. Весной 2009 года у нас состоялась своего рода презентация нового коллектива.
В дальнейшем все приглашенные дирижеры говорили: спасибо, хорошо с оркестром поработали, мы чем могли, помогли, но оркестру нужен «пастух». И вот привлекли Евгения Сеславина, который стал готовить программы.
Творческим планированием тогда занималась Елена Цыпушкина, с ее участием подбирали, приглашали солистов, дирижеров. Среди приглашенных были известные исполнители: заслуженный артист России Михаил Аркадьев, заслуженный деятель искусств Валерий Ворона, народный артист России Владимир Понькин, Алексей Доркин, Фабио Мастранжело, Даниил Крамер...
В 2016 году вернулся в филармонию на должность главного дирижера. До этого – с основания филармонии, с 1995 года, и до моего временного ухода на административную должность – областью приложения моих творческих устремлений был оркестр «Тагильские гармоники».
О проектах
Один из первых проектов, которые осуществил с моим участием «Демидов-камерата», – это «Филармоническая академия», то есть концертные программы, где звучат не только музыкальные произведения нашего академического наследия, но и обязательно идет подробный рассказ музыковеда.
Среди программ, осуществленных в сезоне 2016-2017 годов – «От романса до контрданса» с участием наших гостей из Израиля. Звучала музыка Бетховена, в первую очередь, музыка для солирующего контрабаса.
Оркестр пытается экспериментировать с разными инструментами. Например, среди приглашенных солистов у нас был Александр Виницкий – гитарист, который играет в джазовой манере. Оркестр «Демидов-камерата» под руководством Евгения Сеславина записал с ним диск.
В сезоне 2016-2017 годов осуществили интересный совместный проект со Свердловской детской филармонией, точнее, с хоровой капеллой мальчиков и юношей – «Рождественская месса». Благодаря этому сотрудничеству «Магнификат» И.- С. Баха прозвучал на Урале, на сценах Свердловской детской и Нижнетагильской филармоний, в оригинальном варианте, то есть в том составе голосов, который и был задуман великим композитором. Для оркестрантов это была возможность проявить себя в новом качестве.
В том же сезоне мы начали впервые реализовывать проект «Большая сцена для юных музыкантов», куда пригласили наиболее одаренных, способных детей, играющих на разных инструментах. Они в качестве солистов выступали с оркестром «Демидов-камерата». Этот проект нашел серьезный отклик у преподавателей музыкальных школ, ведь выйти на сцену филармонии и сыграть с профессиональным оркестром – бесценный опыт для юного музыканта.
В марте 2018 мы поставили концертный вариант оперы В. Моцарта «Директор театра». Это первый опыт концертного исполнения оперы на сцене филармонии. Проект осуществили при поддержке нашего драматического театра и его художественного руководителя, заслуженного артиста России Игоря Булыгина.
О будущем
Когда играет одновременно большое количество скрипок – шероховатости сглаживаются. А камерному оркестру труднее. Есть такая шутка: «Это вам не симфонический оркестр. Тут в толпе не спрячешься, надо играть чисто». В чем особенность струнной группы? Они друг друга обогащают обертонами.
Наш оркестр в какой-то степени отражает историю развития оркестровой музыки. Потому что изначально оркестровое исполнительство появилось во времена барокко, в эпоху Баха, который писал под скромные исполнительские ресурсы, которыми располагал… Мы начали с барочной музыки, потом перешли к классическому периоду, стали больше играть музыки В. Моцарта, Й. Гайдна, у нас появилась возможность включать духовые.
Самое сложное для любого оркестра – сформировать собственный репертуар. Большинство оркестров всю жизнь накапливают нотный материал: надо найти партитуру желаемого произведения, расписать голоса. Для нас на протяжении первого десятилетия это было основной задачей.
Высшей формой оркестрового исполнительства считается симфонический оркестр. Это то, к чему мы хотим прийти. По высказыванию одного из уважаемых людей, город, в котором есть симфонический оркестр, уже не может считаться провинцией.
И сегодня в плане подготовки города к 300-летию мы стремимся к созданию симфонического оркестра. Но это просто по мановению волшебной палочки появиться не может, потому что есть, как минимум, два обстоятельства. Первое – должны найтись те люди, которые могут это исполнить. А второе – должна появиться публика, которая тоже сама собой не возникнет. Поэтому наша задача - показать достоинства академической музыки, приобщить, поэтому мы и затеяли «Филармоническую академию». Наша задача - не отпугнуть, а, наоборот, сделать эту музыку максимально доступной для публики. Ноты мы менять не можем, но образы, которые рождает музыкальное произведение, должны быть понятны любому человеку.
О признании
24 года назад в Нижнем Тагиле не было филармонии, а теперь она живет и развивается. Фактически все началось с чистого листа, когда было постановление главы города 2 февраля 1995 года. Меня приняли на работу директором и по совместительству главным дирижером. Я принял на работу бухгалтера – и мы начали писать устав, оформлять документы…
А сегодня у нас есть здание, концертный зал. Нам что-то не нравится, хочется переделать – так это и хорошо, есть к чему стремиться. Меня это греет. Знаю, что все останется людям. Это никуда не денется, лишь бы люди любили музыку и ходили на концерты.
Фото Рефата Мамутова.
Ксения ШУМАКОВА, ведущая проекта «Филармоническая академия»:
- О чем говорит сам факт существования такого оркестра, как «Демидов-камерата», в небольшом, в сущности, городе? У нас ведь рядом Екатеринбург, музыканты могут ездить туда и играть там. Кстати, есть в оркестре музыканты, которые и там, и тут играют. Что говорит о востребованности наших...
Но что-то держит их. Что-то цепляет, какая-то особая атмосфера. Вот само слово «камерата» происходит от итальянского слова «комната». Наверное, это атмосфера уюта, где оркестр – такая большая семья.
Десять лет существования семьи – весомая дата, кстати. Показательная.
В основе этого оркестра – струнные, то есть элитные, скажем так, инструменты. Не всем дано даже с точки зрения физиологии играть на них. Это большая удача, что у нас в городе сосредоточилось такое количество музыкантов, которые захотели играть в оркестре, не уехали. Это украшение города, которое задает определенный уровень культуры. Если у города нет камерного, симфонического оркестра, то он лишен очень большого пласта музыкальной культуры. Так что «Демидов-камерата» – наше достояние, я могу сказать смело.
Каждый артист оркестра может играть как солист. Не только первая скрипка, как многие думают, играет, а остальные подыгрывают. Нет, мы можем взять из «Демидов-камерата» любого. То есть те, кто остался, – это люди, которые реально любят свое дело. А если человек это любит, он и добивается результатов. Не должно быть случайных людей в любой профессии. Иначе человек не будет приносить пользу. Это же главное – оставить след в душе.
Конечно, существует проблема нехватки инструментов, чтобы расширять состав. То есть оркестр все равно позиционируется как камерный, а чтобы он стал симфоническим, нам надо решать кадровую проблему, приобретать инструменты. Нам нужен гобой, нужен фагот.
Сейчас директор филармонии Сергей Цветков настроен на то, чтобы финансово мотивировать артистов работать именно в Тагиле. Потому что мы славимся не только нашими заводами, культурой, но и нашими низкими зарплатами, к сожалению. И нам нужно потерпеть всем вместе, приложить все усилия, чтобы развиваться. Десятилетнее существование оркестра уже доказало, что он жизнеспособен. Очень много было сыграно. Много раз приезжали и звезды немалой величины.
Поэтому сейчас наше художественное руководство намерено делать так, чтобы оркестр «Демидов-камерата» стал центром притяжения в филармонии. Само понятие «филармония» подразумевает, что в авангарде должен быть симфонический оркестр. Да, тогда это будет уже не «камерата». Ну и хорошо. Мы из «комнаты» выйдем, скажем так, в большой зал. В большой мир.
   
Читать еще
В одном из залов можно увидеть капсулу, которая была заложена полвека назад с письмом к тагильчанам 2022 года.
Комментариев: 0
На площадке за драматическим театром 13 августа будет обустроена сцена, зрительские места и шатры чудес.
Комментариев: 0
Мероприятие было организовано ЕВРАЗом совместно с педагогами Свердловской региональной общественной организации художников «Авторы...
Комментариев: 0
20-й городской конкурс «Молодая семья» в год 300-летия Нижнего Тагила.
Комментариев: 0
Сегодня в Музее природы и охраны окружающей среды состоялась презентация фотоальбома «Нижний Тагил. 300 лет на службе...
Комментариев: 0
Через несколько недель все работы будут полностью завершены, строительная пыль исчезнет, и школу можно будет увидеть во всей красе
Комментариев: 0