28.03.2019 07:14
«Пока ты можешь – ты должен работать»
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
ДОСЬЕ
Василий Саргин – актер Нижнетагильского драматического театра имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, заслуженный артист Республики Саха (Якутия).
В разные годы был актером Государственного академического русского драматического театра в Якутске, молодежного и драматического театров в Нижнем Тагиле.
Награжден премией металлургов ЕВРАЗ НТМК в номинации «За верное служение зрителю». Лауреат премии главы города за роль Тевье в спектакле «Поминальная молитва».
Доцент кафедры актерского мастерства факультета сценических искусств НТГСПИ.
Роли в спектаклях: «Земля Эльзы» - Василий Игнатьевич, «Поминальная молитва» - Тевье, «День Победы» - Соломон Гурвич, «Деревья умирают стоя» - Синьор Бальбоа, «Дикое счастье» - отец Кондрат, «Клинический случай» - Билл, «Вишневый сад» - Гаев, «Визит старой дамы» - Альфред Илл, «Свадьба Фигаро» - Бартоло…
27 марта, весь мир отмечал Международный день театра. И накануне этого праздника мы встретились с одним из ведущих актеров Нижнетагильского драматического театра имени Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Актера Василия Саргина тагильская публика давно знает и любит. Его ценят коллеги и уважают ученики. Он создает яркие эффектные образы на сцене, с достоинством носит звание одного из самых красивых мужчин театра, присвоенное ему зрительницами, и остается скромным человеком в жизни.
В марте Василий Саргин отметил свой 70-летний юбилей. Не верится. Но актера возраст не смущает, и он знает, что такое счастье.
Аплодисменты и цветы - не главное
- Начнем с традиционного вопроса. Когда вы поняли, что хотите стать актером?
- Наша семья жила в Перми, я учился в школе, и наш педагог на больших переменах и после уроков занималась с нами театральным мастерством. Мы репетировали сценки, показывали их школьникам. Моя первая роль была в рассказе Чехова «Хирургия».
Я занимался баскетболом, был кандидатом в мастера спорта, играл за сборную Перми. А потом влюбился в театр. Окончил десять классов и пришел в местный драматический, меня взяли без образования, и я год работал во вспомогательном составе: где-то вышел, постоял, что-то сказал. Потом поехал учиться…
Папа сначала не одобрил мой выбор, и я пошел против воли отца. Он был крупный начальник, главный инженер ПермьЭнерго, по его стопам пошли мои братья и сестра, а я вдруг стал актером. Потом папа смирился, но, к сожалению, посмотреть спектакли с моим участием так и не успел.
- У артистов жизнь особенная…
- А что нас заставляет идти работать в театр? Зарплата не очень большая, вечера все заняты, многие праздники - тоже. Один выходной, и тот часто занимают. Мы перевоплощаемся, входим в другую жизнь... К примеру, у меня повышенное давление и болит голова, но я с нетерпением жду спектакля, приезжаю в театр, переодеваюсь, раздаются три звонка, звучит: «Василий Дмитриевич, начинаем спектакль». Я иду на сцену, открывается занавес, и у меня ничего не болит. Потому что я не Василий Саргин, а человек, в шкуру которого я влез, а у него не болит голова. Выходишь на сцену и как будто куда-то улетаешь.
Кому-то нужна слава. Но аплодисменты и цветы - совсем не главное. Ты проживаешь на сцене чужую жизнь. И это невозможно объяснить, это надо почувствовать.
- Актер – профессия публичная. И в наше время многие артисты рассказывают о себе абсолютно все. Как вы к этому относитесь?
- Зритель приходит в театр, чтобы насладиться зрелищем, ему не надо ничего знать о проблемах актера. Считаю, что актеру не надо много говорить о себе, выплескивать все на зрителя. Я человек закрытый, замкнутый. Зачем рассказывать людям, как я живу? Нужно беречь себя. Меня узнают в городе, спокойно подходят, говорят слова благодарности, выпить не предлагают, да я и не пью. Но все же хорошо, когда тебя мало узнают. Мне иногда бывает неловко в обществе от всеобщего внимания. Мы - старшее поколение, нас так учили: твое дело на сцене, а в жизни ты не должен выделяться.
Самое страшное для артиста – возраст
– Вы сыграли много ролей, работая в трех театрах. Какие стали особенными, запомнились на всю жизнь?
- Да, ролей сыграно много, перечислять все – безумие. Прошло много лет, а до сих пор в памяти роль Астрова в пьесе Чехова «Дядя Ваня» в якутском театре. Бывает, получаешь роль, и, начиная с репетиции, она тебе легко дается и легко идет, и результат хороший. А бывает, трудно репетируется, тяжело входишь в роль, в характер, в образ, все в муках рождается, но от этого только дороже становится. С большим теплом вспоминаю эту роль. Вообще Чехова очень люблю. У меня все чеховские пьесы любимые, и «Вишневый сад», в котором здесь играю Гаева. Безумно люблю это произведение.
- У вас должна быть дома богатая библиотека. Есть любимые книги, кроме произведений Чехова?
- Да, очень богатая библиотека. Есть у меня и настольная книга - Ильф и Петров «12 стульев» и «Золотой теленок». Знаю ее наизусть. Но бывает, что-то не ладится, грустно, беру ее и начинаю читать.
- Хотели сыграть в театре любимых героев?
- Когда был молодым артистом, лет до 40, конечно, очень хотел сыграть Остапа Бендера. Когда, так сказать, подрос, хотел сыграть Кису Воробьянинова.
Знаете, что самое страшное для артиста? Возраст. Художник рисует картину, и все равно, сколько ему лет. А в театре ты мечтаешь о роли и не получаешь ее, а с годами «поезд уходит». И те роли ты уже никогда в жизни не сыграешь.
Конечно, и в 70 лет есть роли. Но театр - дело молодых. Возрастные артисты нужны, но мы уже не так востребованы, не в каждой пьесе есть пожилые персонажи.
- Но ведь в драматическом театре совсем недавно поставили спектакль «12 стульев». Наверное, очень хотелось сыграть?
- Нет. Меня всегда поражали в советское время актеры, которые в 60 и 70 лет играли молодых. Играть в 50 лет Джульетту - это страшная вещь. Молодым надо играть молодых. Хотя я лично внутренне себя чувствую на 25 лет. Но посмотрюсь в зеркало - возраст. А некоторые не понимают, особенно женщины. Надо быть адекватным.
Иза Высоцкая это понимала. Она умная актриса. Мы были знакомы с 1974 года, дружили, когда были молодые. Она понимала, что ей нужно играть, а что не надо. Это не каждому дано.
Я играю Тевье в «Поминальной молитве», хотя тоже уже староват для этой роли, но играю. А спектакль «Земля Эльзы» это мои годы, люблю эту роль. Есть такие пьесы, где интересно выписаны возрастные роли, но их очень мало. Это просто счастье, что театр взял эту пьесу. Изначально был проект, сделали эскиз с приглашенным режиссером Дмитрием Зиминым, тагильчане за него проголосовали, и мы стали дальше репетировать спектакль, перенесли его на большую сцену.
Театр не терпит слабых
- Вы преподаете студентам актерское мастерство. Что в первую очередь рассказываете им об актерской профессии?
- В нашей профессии важно понимать: талант - это дается свыше, но главное в театре - труд. Потому что если актер не будет трудиться, никакой талант его не спасет. Если артист долго не работает, он может потерять квалификацию. Будущему актеру необходимы трудолюбие, колоссальное терпение и большая вера. Вера в себя. Надо верить, что ты талантливый человек. Без этого нечего делать в театре, актер должен быть амбициозным. Ты должен себя любить обязательно. Верить, что я это сделаю, потому что я талантливый. Театр не терпит слабых. И конкуренция всегда есть.
Студенты все разные. Я много преподаю, и мне достаточно несколько минут, чтобы понять, какой человек. Когда ты не можешь дышать без театра, только тогда нужно идти работать сюда.
Сейчас на актерские факультеты набирают по несколько курсов, идут потоки из театральных вузов, плюс заочники. Как можно учить артиста заочно, я не понимаю.
Ребята, по сути, те же самые, они так же любят театр. Но мы не вылезали из библиотек в свободное время, а сейчас этого нет.
Просто другое время
- Изменилось время, изменилась и театральная публика. Вы замечаете это по зрителям?
- Я помню, как мои мама с папой весь день собирались в театр: гладилось платье, делалась прическа, это было такое священнодействие. Я был маленький и сразу понимал – мама с папой идут в театр. А в субботу или воскресенье меня папа вел на детский спектакль, для меня это было колоссальное событие.
Сейчас другое время. Никто с утра не готовится, чтобы вечером пойти в театр. После работы, в чем есть, в том и бегут. Но это не значит, что люди потеряли интерес к театру. Другие жизненные ритмы, все другое.
Театр существует с древних времен. Думали, что он умрет с появлением кино, но театр жив. Потом появилось телевидение, и говорили, театра точно не будет, а он живет. Может все уйти, но театр останется. Это живое искусство, на сцене живой человек общается с залом.
Зрители так же любят театр, просто сейчас другое время.
Авантюра и эксперимент
- Тагильчане до сих пор вспоминают экспериментальный спектакль с вашим участием «Король Лир», хотя его показов было очень мало. Как вы решились на такой эксперимент с экстравагантными нарядами и декорациями, с необычным взглядом на классику?
- Я долго думал. Режиссер Татьяна Захарова несколько раз говорила мне об этом проекте. Но такая роль - большая ответственность. Сомневался, смогу ли сделать ее?
В итоге, в драматическом репетировал «Деревья умирают стоя» до 21.00, а потом шел в театр кукол и репетировал там «Короля Лира». Денег за репетиции мы не получали и не знали, во что все это выльется. Была очень трудная работа, в том числе и физически, актеры выкладывались полностью. С опасением ждали оценки критиков из Екатеринбурга, но они сказали: «Играйте». Это была крепкая авантюра, мощный эксперимент. Здорово. Но сыграли мало, и сейчас спектакль не собрать, режиссер и актеры разъехались.
Профессия требует жертв
- Чем в свободное от спектаклей и преподавания время занят актер Василий Саргин? Чтение, прогулки на природе?
- У меня семья, дети, внуки, мне есть чем заняться. Я люблю свою семью. С женой мы прожили почти 46 лет. Но я по натуре одиночка.
Конечно, люблю гулять. Очень люблю нашу набережную. Бывает, нужно отдохнуть от роли, от дома. Раньше спортом занимался – теннис, шахматы.
Могу часами смотреть на пруд, как солнце заходит. Я живу, и для меня это счастье.
В 20-30 лет театр для меня был все! Я был готов жить в театре, а теперь нет. Я не разлюбил свою профессию, но все меняется с годами, в том числе и жизненные ценности.
Актерская профессия требует определенных жертв. Но я не представляю свою жизнь без театра. Как буду жить, если не выйду на сцену? Пока есть силы, любовь к театру, надо работать. Пока ты можешь - ты должен работать.
Василий Саргин – актер Нижнетагильского драматического театра имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, заслуженный артист Республики Саха (Якутия).
В разные годы был актером Государственного академического русского драматического театра в Якутске, молодежного и драматического театров в Нижнем Тагиле.
Награжден премией металлургов ЕВРАЗ НТМК в номинации «За верное служение зрителю». Лауреат премии главы города за роль Тевье в спектакле «Поминальная молитва».
Доцент кафедры актерского мастерства факультета сценических искусств НТГСПИ.
Роли в спектаклях: «Земля Эльзы» - Василий Игнатьевич, «Поминальная молитва» - Тевье, «День Победы» - Соломон Гурвич, «Деревья умирают стоя» - Синьор Бальбоа, «Дикое счастье» - отец Кондрат, «Клинический случай» - Билл, «Вишневый сад» - Гаев, «Визит старой дамы» - Альфред Илл, «Свадьба Фигаро» - Бартоло…
27 марта, весь мир отмечал Международный день театра. И накануне этого праздника мы встретились с одним из ведущих актеров Нижнетагильского драматического театра имени Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Актера Василия Саргина тагильская публика давно знает и любит. Его ценят коллеги и уважают ученики. Он создает яркие эффектные образы на сцене, с достоинством носит звание одного из самых красивых мужчин театра, присвоенное ему зрительницами, и остается скромным человеком в жизни.
В марте Василий Саргин отметил свой 70-летний юбилей. Не верится. Но актера возраст не смущает, и он знает, что такое счастье.
Аплодисменты и цветы - не главное
- Начнем с традиционного вопроса. Когда вы поняли, что хотите стать актером?
- Наша семья жила в Перми, я учился в школе, и наш педагог на больших переменах и после уроков занималась с нами театральным мастерством. Мы репетировали сценки, показывали их школьникам. Моя первая роль была в рассказе Чехова «Хирургия».
Я занимался баскетболом, был кандидатом в мастера спорта, играл за сборную Перми. А потом влюбился в театр. Окончил десять классов и пришел в местный драматический, меня взяли без образования, и я год работал во вспомогательном составе: где-то вышел, постоял, что-то сказал. Потом поехал учиться…
Папа сначала не одобрил мой выбор, и я пошел против воли отца. Он был крупный начальник, главный инженер ПермьЭнерго, по его стопам пошли мои братья и сестра, а я вдруг стал актером. Потом папа смирился, но, к сожалению, посмотреть спектакли с моим участием так и не успел.
- У артистов жизнь особенная…
- А что нас заставляет идти работать в театр? Зарплата не очень большая, вечера все заняты, многие праздники - тоже. Один выходной, и тот часто занимают. Мы перевоплощаемся, входим в другую жизнь... К примеру, у меня повышенное давление и болит голова, но я с нетерпением жду спектакля, приезжаю в театр, переодеваюсь, раздаются три звонка, звучит: «Василий Дмитриевич, начинаем спектакль». Я иду на сцену, открывается занавес, и у меня ничего не болит. Потому что я не Василий Саргин, а человек, в шкуру которого я влез, а у него не болит голова. Выходишь на сцену и как будто куда-то улетаешь.
Кому-то нужна слава. Но аплодисменты и цветы - совсем не главное. Ты проживаешь на сцене чужую жизнь. И это невозможно объяснить, это надо почувствовать.
- Актер – профессия публичная. И в наше время многие артисты рассказывают о себе абсолютно все. Как вы к этому относитесь?
- Зритель приходит в театр, чтобы насладиться зрелищем, ему не надо ничего знать о проблемах актера. Считаю, что актеру не надо много говорить о себе, выплескивать все на зрителя. Я человек закрытый, замкнутый. Зачем рассказывать людям, как я живу? Нужно беречь себя. Меня узнают в городе, спокойно подходят, говорят слова благодарности, выпить не предлагают, да я и не пью. Но все же хорошо, когда тебя мало узнают. Мне иногда бывает неловко в обществе от всеобщего внимания. Мы - старшее поколение, нас так учили: твое дело на сцене, а в жизни ты не должен выделяться.
Самое страшное для артиста – возраст
– Вы сыграли много ролей, работая в трех театрах. Какие стали особенными, запомнились на всю жизнь?
- Да, ролей сыграно много, перечислять все – безумие. Прошло много лет, а до сих пор в памяти роль Астрова в пьесе Чехова «Дядя Ваня» в якутском театре. Бывает, получаешь роль, и, начиная с репетиции, она тебе легко дается и легко идет, и результат хороший. А бывает, трудно репетируется, тяжело входишь в роль, в характер, в образ, все в муках рождается, но от этого только дороже становится. С большим теплом вспоминаю эту роль. Вообще Чехова очень люблю. У меня все чеховские пьесы любимые, и «Вишневый сад», в котором здесь играю Гаева. Безумно люблю это произведение.
- У вас должна быть дома богатая библиотека. Есть любимые книги, кроме произведений Чехова?
- Да, очень богатая библиотека. Есть у меня и настольная книга - Ильф и Петров «12 стульев» и «Золотой теленок». Знаю ее наизусть. Но бывает, что-то не ладится, грустно, беру ее и начинаю читать.
- Хотели сыграть в театре любимых героев?
- Когда был молодым артистом, лет до 40, конечно, очень хотел сыграть Остапа Бендера. Когда, так сказать, подрос, хотел сыграть Кису Воробьянинова.
Знаете, что самое страшное для артиста? Возраст. Художник рисует картину, и все равно, сколько ему лет. А в театре ты мечтаешь о роли и не получаешь ее, а с годами «поезд уходит». И те роли ты уже никогда в жизни не сыграешь.
Конечно, и в 70 лет есть роли. Но театр - дело молодых. Возрастные артисты нужны, но мы уже не так востребованы, не в каждой пьесе есть пожилые персонажи.
- Но ведь в драматическом театре совсем недавно поставили спектакль «12 стульев». Наверное, очень хотелось сыграть?
- Нет. Меня всегда поражали в советское время актеры, которые в 60 и 70 лет играли молодых. Играть в 50 лет Джульетту - это страшная вещь. Молодым надо играть молодых. Хотя я лично внутренне себя чувствую на 25 лет. Но посмотрюсь в зеркало - возраст. А некоторые не понимают, особенно женщины. Надо быть адекватным.
Иза Высоцкая это понимала. Она умная актриса. Мы были знакомы с 1974 года, дружили, когда были молодые. Она понимала, что ей нужно играть, а что не надо. Это не каждому дано.
Я играю Тевье в «Поминальной молитве», хотя тоже уже староват для этой роли, но играю. А спектакль «Земля Эльзы» это мои годы, люблю эту роль. Есть такие пьесы, где интересно выписаны возрастные роли, но их очень мало. Это просто счастье, что театр взял эту пьесу. Изначально был проект, сделали эскиз с приглашенным режиссером Дмитрием Зиминым, тагильчане за него проголосовали, и мы стали дальше репетировать спектакль, перенесли его на большую сцену.
Театр не терпит слабых
- Вы преподаете студентам актерское мастерство. Что в первую очередь рассказываете им об актерской профессии?
- В нашей профессии важно понимать: талант - это дается свыше, но главное в театре - труд. Потому что если актер не будет трудиться, никакой талант его не спасет. Если артист долго не работает, он может потерять квалификацию. Будущему актеру необходимы трудолюбие, колоссальное терпение и большая вера. Вера в себя. Надо верить, что ты талантливый человек. Без этого нечего делать в театре, актер должен быть амбициозным. Ты должен себя любить обязательно. Верить, что я это сделаю, потому что я талантливый. Театр не терпит слабых. И конкуренция всегда есть.
Студенты все разные. Я много преподаю, и мне достаточно несколько минут, чтобы понять, какой человек. Когда ты не можешь дышать без театра, только тогда нужно идти работать сюда.
Сейчас на актерские факультеты набирают по несколько курсов, идут потоки из театральных вузов, плюс заочники. Как можно учить артиста заочно, я не понимаю.
Ребята, по сути, те же самые, они так же любят театр. Но мы не вылезали из библиотек в свободное время, а сейчас этого нет.
Просто другое время
- Изменилось время, изменилась и театральная публика. Вы замечаете это по зрителям?
- Я помню, как мои мама с папой весь день собирались в театр: гладилось платье, делалась прическа, это было такое священнодействие. Я был маленький и сразу понимал – мама с папой идут в театр. А в субботу или воскресенье меня папа вел на детский спектакль, для меня это было колоссальное событие.
Сейчас другое время. Никто с утра не готовится, чтобы вечером пойти в театр. После работы, в чем есть, в том и бегут. Но это не значит, что люди потеряли интерес к театру. Другие жизненные ритмы, все другое.
Театр существует с древних времен. Думали, что он умрет с появлением кино, но театр жив. Потом появилось телевидение, и говорили, театра точно не будет, а он живет. Может все уйти, но театр останется. Это живое искусство, на сцене живой человек общается с залом.
Зрители так же любят театр, просто сейчас другое время.
Авантюра и эксперимент
- Тагильчане до сих пор вспоминают экспериментальный спектакль с вашим участием «Король Лир», хотя его показов было очень мало. Как вы решились на такой эксперимент с экстравагантными нарядами и декорациями, с необычным взглядом на классику?
- Я долго думал. Режиссер Татьяна Захарова несколько раз говорила мне об этом проекте. Но такая роль - большая ответственность. Сомневался, смогу ли сделать ее?
В итоге, в драматическом репетировал «Деревья умирают стоя» до 21.00, а потом шел в театр кукол и репетировал там «Короля Лира». Денег за репетиции мы не получали и не знали, во что все это выльется. Была очень трудная работа, в том числе и физически, актеры выкладывались полностью. С опасением ждали оценки критиков из Екатеринбурга, но они сказали: «Играйте». Это была крепкая авантюра, мощный эксперимент. Здорово. Но сыграли мало, и сейчас спектакль не собрать, режиссер и актеры разъехались.
Профессия требует жертв
- Чем в свободное от спектаклей и преподавания время занят актер Василий Саргин? Чтение, прогулки на природе?
- У меня семья, дети, внуки, мне есть чем заняться. Я люблю свою семью. С женой мы прожили почти 46 лет. Но я по натуре одиночка.
Конечно, люблю гулять. Очень люблю нашу набережную. Бывает, нужно отдохнуть от роли, от дома. Раньше спортом занимался – теннис, шахматы.
Могу часами смотреть на пруд, как солнце заходит. Я живу, и для меня это счастье.
В 20-30 лет театр для меня был все! Я был готов жить в театре, а теперь нет. Я не разлюбил свою профессию, но все меняется с годами, в том числе и жизненные ценности.
Актерская профессия требует определенных жертв. Но я не представляю свою жизнь без театра. Как буду жить, если не выйду на сцену? Пока есть силы, любовь к театру, надо работать. Пока ты можешь - ты должен работать.
   
Читать еще
Этот снимок принесла в редакцию Ольга Кунц.
Комментариев: 0
Об этой книге много говорили, ее с нетерпением ждали, и вот состоялась торжественная презентация юбилейного издания.
Комментариев: 0
Уютные уголки города… На каком остановиться? Ведь в нашем городе отыщется их немало.
Комментариев: 0
В июне в Сочи прошел открытый чемпионат Европы по пауэрлифтингу и силовым видам спорта «Олимпия-IX». Победителем в жиме штанги лежа...
Комментариев: 0
Тагильчане поздравляют Нижний Тагил с предстоящим 300-летием.
Комментариев: 0
Снимок из семейного архива Евгении Султановой.
Комментариев: 0