В Нижнем Тагиле издана новая книга. 128 страниц, карманный формат, 500 экземпляров тираж… И именно этот маленький сборник стихов с названием «Жизнь мелькнула тенью птицы…» стал вместе со своим автором Василием Овсепьяном героем сразу двух творческих вечеров: в гимназии №18 и Молодежном театре. Героем и поводом для размышления.
Книга «грустного человека»
Василий Андреевич Овсепьян – человек в Нижнем Тагиле известный. Поэт, журналист, преподаватель, один из основателей литературной студии «Ступени» и инициатор создания в нашем городе дома-музея Булата Окуджавы…
Сколько книг у Овсепьяна? Сам он точное число назвать не смог. По подсчетам гимназистов – около 15: это поэтические сборники, исследовательская работа «История фотографии в фотографии истории», написанная совместно с известным тагильским фотографом и коллекционером Иваном Ковердой, подборка «Взгляд» о фотомастерах и творческой интеллигенции Нижнего Тагила… Да только в 2014-м, юбилейном для себя году, Василий Овсепьян выпустил уже четыре книги: издание к 95-летию тагильского комсомола, сценарий спектакля «Отряд 18-74» (совместно с Владимиром Вейде, заслуженным артистом РФ), сборники стихов «Грустный человек» и «Жизнь мелькнула тенью птицы…».
Кстати, интересно, как с годами меняются названия его поэтических книг: «И надо жить…», «Колодец», «Люблю!», «Свеча бы не угасла…», «Повторение огня», «Ладья», «Грустный человек», «Жизнь мелькнула тенью птицы…»...
Название новому сборнику, выпущенному накануне 65-летия автора, конечно же, дали строчки одного из стихотворений:
«Жизнь мелькнула
тенью птицы
по провьюженной стране.
И шуршат ее страницы,
невысокие в цене».
А сам сборник начинается так: «Что жизнь прошла, не стоит говорить, хотя и рано подводить итоги».
Бегло листаю страницы: «Жаль, что жизнь моя, как видео, не прокрутится назад...», «Такая судьба у страны – живем от войны до войны…», «Когда-то Хамы громили храмы. А нынче Хамы возводят храмы», «А что же я? Мечты мои иссякли, и слаб разбег, и взлета нет пока…». Или вот:
«Я устал уже сердцем маяться,
и не жду чудес напророченных –
все равно они не сбываются:
разворованы и просрочены».
Неужели вся книга такая грустная?
- Она не грустная. Эта книга о жизни, о том, что человек должен состояться как личность, - пояснил Василий Овсепьян. – В сборник вошли не все стихи, которые я бы хотел сюда включить, но таков выбор литературного редактора Ирины Карениной. Есть новые, есть написанные тридцать лет назад, но все - честные и понятные.
Девушки и баушки
Две творческие встречи одного автора. Могут ли они быть разными, если звучат одни и те же стихи?
В гимназии была литературная гостиная с традиционным зажжением «свечей творчества», в театре – вечер воспоминаний. Учащиеся задавали много вопросов, а взрослая публика, казалось, знала все ответы, дополняя выступления юбиляра своими комментариями и случаями из жизни. В театре больше говорили, а в гимназии – слушали.
Друзьям и знакомым в зрительном зале театра Василий Андреевич просто читал стихи, посвященные дружбе и ушедшим в мир иной поэтам, товарищам, а подростки заставили его задуматься, попросив пояснить, что же такое эта дружба. Он не сразу, но ответил: это то, что очень дорого и не разменивается, не теряет ценности с годами.
Пусть немного пафосно, зато очень искренне. Потому и гимназисты не стеснялись задавать ему искренние вопросы, например, такие: «За время вечера, слушая ваши стихи, мы поняли, что вы поэт высшего класса. А узнают ли вас прохожие на улицах города?».
- Узнают, - рассмеялся юбиляр. – Вопросы задают. В основном о судьбе музея Булата Окуджавы. У провинциальных поэтов нет большой славы, но они почему-то нужны.
Многочисленные стихи о бабушках у ребят вопросов не вызвали, а вот подруги и поклонницы творчества тагильского поэта отметили, что как-то много прозвучало «тематических» стихов: «Баба Таня», «Баушка, баушка, ветер, снег, погост…», «Ладушки, ладушки, что грустите, бабушки...», «Пережив своих ровесников, на скамеечках грустят бабки…». И попросили автора создавать свои поэтические произведения не только про бабушек, но и про девушек, женщин. Тем более, что некоторые из присутствующих в театре признавались, что Василий Овсепьян сделал им самый дорогой подарок в жизни, которого больше не делал никто, – посвятил стихи.
«Шумовая бомба»
Но если гимназисты отнеслись к тагильскому поэту очень серьезно, то друзья и поклонники позволили себе похулиганить. Одни признавались: «Когда Василий Андреевич заходит к нам в редакцию - это похоже на шумовую бомбу! От него всегда можно узнать много новой и полезной информации! У него всегда есть свое мнение!» Другие вспоминали: «Однажды Василий Андреевич, узнав очередную политическую новость, декламировал ее на весь трамвай! Так сильно в нем кипело недовольство тогдашними властями, Ельциным и Горбачевым. Этот человек всегда в курсе всех политических событий!»
Да и сам поэт сказал:
«Но если в мире столько бед,
молчать об этом – преступленье.
Зачем поэту вдохновенье,
когда не борется поэт?»
И, разумеется, во время обеих творческих встреч разговор шел не только о творчестве Василия Овсепьяна, но и о поэзии в целом. И в гимназии, и в театре вместе с деканом факультета сценических искусств Алексеем Мироновым поэт исполнил две песни, посвященные Булату Окуджаве. Гимназистам Василий Андреевич дал напутствие – чаще читать стихи, так как в них сконцентрированы чувства. А в театре больше говорили о Есенине и Высоцком, о современной тенденции среди поэтов «сбиваться в стаи и группировки», забыв про свою индивидуальность. Вспоминали Евгения Туренко, который был не только талантливым поэтом, но и мотором, двигателем юных дарований, и вместе с Василием Овсепьяном организовал городскую литературную студию «Ступени».
В зале гимназии № 18 были учащиеся разных классов, уже привыкшие к тому, что учитель русского языка и литературы Ольга Ахметова проводит для них литературные гостиные. Кстати, они здесь проводятся уже девятый год, и за это время состоялось более полусотни интересных встреч. А в театре были в основном известные лица: заслуженный артист РФ и художественный руководитель театра Владимир Вейде читал стихи, посвященные ему Овсепьяном, и рассказывал интересные истории из жизни, Валерий Алиев вручил Василию Андреевичу благодарственное письмо за активную жизненную позицию и большой личный вклад в развитие ветеранского комсомольского движения…
Снова листаю сборник, но взгляд цепляет уже другие строчки: «Что творчество мое? Процесс самоотдачи...», «А тот, кто не сыграет главной роли, пускай живет и мучается зря…», «Скажи, поэт, зачем тебе награды? – Ты радуйся наперченной строке…».
А вы, уважаемые читатели, любите читать стихи? Считаете ли нужным возрождение литературной страницы в «Тагильском рабочем»? И как относитесь к тому, что указом президента РФ Владимира Путина 2015-й год объявлен в России Годом Литературы?