13.12.2018 10:40
Плотина заводского пруда
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
День города в Нижнем Тагиле принято отмечать во второе воскресенье августа. Известно, что выбор даты приурочен к 20 августа 1919 года, когда решением Екатеринбургского военно-революционного комитета Нижнетагильский поселок получил статус города.
А как же остальные 200 лет истории становления, развития? Дата, которая считается точкой отчета, первой страницей в истории Нижнего Тагила, - 8 октября 1722 года. Именно в тот день на медеплавильном Нижнетагильском заводе началась первая плавка чугуна. А с возведением плотины на Нижнетагильском пруду стал возможен «первый вдох» нового крупного промышленного предприятия.
Прогуливаясь по улицам, паркам и скверам Нижнего Тагила, трудно отвести взгляд от Лисьей горы – визитной карточки города, которая уже не одну сотню лет остается одним из самых любимых мест для прогулок жителей и гостей города. Стоит взобраться на вершину, чтобы увидеть панораму центральных районов. Старый Демидовский завод, который положил начало богатой истории города, Тагильский пруд, памятники архитектуры и современные постройки. Все как на ладони.
Изо дня в день мы спешим каждый по своим делам, преодолевая километры расстояния, легко передвигаясь по городу. Можем ли мы представить, живя в современном мире, что по пути на работу необходимо перебраться через бурную реку или крутую возвышенность?
Нижний Тагил прошел долгий путь от заводского поселка до промышленного центра Урала. Строительство Нижнетагильского металлургического завода в начале XVIII века, бурное развитие горнозаводской промышленности способствовало быстрому росту численности населения и гужевого транспорта. Увалисто-холмистый рельеф местности с множеством небольших рек требовал создания искусственных сооружений для преодоления рабочими препятствий.
Не изобрели еще «машину времени», на которой мы бы могли перенестись в прошлое и своими глазами увидеть, как это было. Но благодаря усилиям сотрудников архивов сохранились те крупицы истории, которые дают уникальную возможность нынешнему поколению перенестись на несколько веков назад и узнать, насколько сильно изменился облик улиц, площадей, зданий и в чем заключается особенность невзрачных, на первый взгляд, но столь значимых для социального и экономического развития города сооружений.
Например, плотина заводского пруда, которая в настоящее время является важным связующим звеном между двумя крупными, густонаселенными районами города. В документах Нижнетагильского городского исторического архива содержится много интересной информации об инженерных особенностях, проведенных реконструкциях и проектах, разработанных для укрепления и улучшения плотины.
В начале XVIII века на реке Тагил началось строительство плотины для будущего металлургического завода. В производстве использовалась энергия падающей воды. Она приводила в действие воздуходувные меха у домен и кричных горнов, поднимала молота для дробления руды и ковки металла, вращала валки плющильных машин. Основа плотины представляла собой деревоземляную конструкцию, составленную из деревянных, плотно внутри забитых срубов, пересекавших реку от одного берега до другого. В Тагильской плотине имелось три прореза – два ларевых и один вешняк. Через первый ларевой прорез вода подавалась к доменному и стоящим за ним цехам, через второй - к молотовым цехам. Вешняк служил для сброса излишней воды во время весеннего паводка.
Первую плотину прорвало, и ее возвели заново. В 1927 году из-за проливных дождей, а вследствие этого и разрушенных плотин старых заводов, Антоновского и Верхнетагильского, приток воды в Нижнетагильский пруд резко вырос. Были раскрыты все шлюзы во избежание прорыва плотины. В результате завод был вынужден остановиться из-за затопления электростанции, прокатного, доменного цехов, а также смыва тысяч пудов накладок и чугуна. Благодаря действиям жителей Нижнего Тагила, старая плотина выдержала напор воды, но деревянный водоспуск был разрушен, появились трещины. Возникла острая необходимость в реконструкции.
В сентябре 1927 года было принято решение о возведении новой железобетонной плотины со столетним сроком службы. Постройка была запланирована по проекту ленинградского инженера Евгения Асса. В переписке с управлением Нижнетагильского завода указывался перечень подготовительных работ: «… Необходимо срочно получить сведение: «Горизонт воды в пруде перед июньским паводком». Мотор нужен асинхронный. Если у Вас найдется, то сообщите число оборотов. Число сил может быть в крайнем случае 10. Обращаю Ваше внимание на промедление присылки мне запрашиваемых данных. До сих пор не получил еще профилей русла реки; о чем я запрашивал телеграфно 15-го сентября…»
Плотину необходимо было построить в короткие сроки, чтобы в 1928 году пропустить через нее весенние воды. Недостаток рабочей силы, слабая дисциплина среди неквалифицированных рабочих, некачественные материалы осложняли процесс. Глина, поставляемая из железного рудника, зимой замерзала. Чтобы добыть ее для строительства, приходилось проводить взрывные работы, что вызывало недовольство жителей близлежащих улиц, на огороды которых летели мерзлые комья глины.
Для постройки плотины заказаны материалы: бревна - 123 штуки, цемент 11000 бочек, железо для арматуры - 465 тонн, рельсы - 84 штуки, железо кровельное - 66 тонн, тес обрезной и необрезной и многое другое. Из Кушвинского завода на время строительства была доставлена бетоньерка, строительный материал добывался и доставлялся рабочими артелями, с которыми составлялся договор о доставке на завод. Галька поставлялась из Черноисточинска от станции Канава, бутовый камень - с Лебяжинского рудника, песок - с речки Черемшанка, а гравий - с речки Малая Кушва Нижнего Тагила и прииска Братчик села Николо-Павловское.
Требования к поставляемому строительному материалу были обозначены в договоре. Так, например, в документах на поставку гравия указано качество поставляемого стройматериала: «Гравий должен быть из кварцевых пород или других пород и при том чистый без поверхностного загрязнения. Крупность гравия от 5 до 40 мм. При этом допускается величина до 50 мм до 10% от общего количества».
В строительстве плотины преобладал ручной труд, и дополнительно было заказано 100 топоров и 75 колунов. Также для рабочих заказывали спецодежду: брезентовые брюки, рубашки, плащи и фартуки, болотные сапоги, вачеги, рукавицы кожаные, сетчатые очки, для зимы - тулупы и валенки.
1 мая 1928 года рабочие металлургического завода провели митинг на новой плотине, где и состоялось торжественное открытие. Ширина новой плотины составляла 50 метров, из которых только 10 использовались как проезжая часть. Взамен деревянного водостока, разрушенного паводком, был построен железобетонный. Основную площадь занимал завод. Проезжая часть была покрыта деревянным настилом.
В связи с ростом населения и развитием Нижнетагильского промышленного района в 1938 году вновь возникла необходимость реконструкции, ведь «плотина являлась одним из основных звеньев всего комплекса водоснабжения Тагильского промышленного узла как специальное гидротехническое сооружение». По разработанному проекту на плотине предусматривалась прокладка трамвайных путей, проезжая часть для автогужевого движения, тротуар для пешеходов, водопровод и установка пожарной сигнализации. Но работы не были начаты из-за отсутствия технической документации и недостатка строительных материалов.
В начале 1940-х должны были начаться работы по проекту Главстройпроекта Государственного всесоюзного треста «Водоканалпроект». В плане реконструкции учитывалось увеличение высоты и расширение проезжей части до 18 метров с учетом прокладки двухпутных трамвайных путей и соединения двух частей города. Также необходимо было заменить деревянные стенки лотка водоспуска, которые служили с 1928 года и уже прогнили, и укрепить береговую линию подсыпкой грунта. К 1942 году износился деревянный настил, часть перил была сломана, забор повален, уголь, в большом количестве был навален вдоль дороги. В таком состоянии плотина существовала еще долго. Война внесла свои коррективы, и все силы и средства были брошены на обеспечение фронта.
В середине 1940-х годов плотина передана в ведение Новотагильского металлургического завода (НТМК).
В 1948 году на рассмотрение в исполнительный комитет Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся был вынесен проект реконструкции плотины, составленный в 1941 году. Принято решение не утверждать, так как он не соответствовал общему плану реконструкции города. Необходимо было внести ряд существенных корректировок.
Строительство трамвайных путей, запланированное еще в конце 30-х, началось в 1989 году. Весной 1990 года открылось трамвайное движение по плотине. У жителей и гостей города появилась прекрасная альтернатива пешим прогулкам и личному автотранспорту. Преодолевая расстояние всего в несколько сотен метров на трамвае, в большие окна можно рассмотреть все, что находится на границе центрального района города и Гальяно-Горбуновского массива. По одну сторону – завод имени Куйбышева, памятник металлургам у подножия и сочная зелень на крутом склоне Лисьей горы, по другую – блики солнечных лучей на глади тагильского пруда и просторный парк имени Бондина с каскадом фонтанов.
Ровное дорожное покрытие, тротуар для движения пешеходов, линия электропередачи… Запланированное в полном объеме реализовано.
Екатерина ГАВРИЛОВА, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива.
Фото из фондов архива.
А как же остальные 200 лет истории становления, развития? Дата, которая считается точкой отчета, первой страницей в истории Нижнего Тагила, - 8 октября 1722 года. Именно в тот день на медеплавильном Нижнетагильском заводе началась первая плавка чугуна. А с возведением плотины на Нижнетагильском пруду стал возможен «первый вдох» нового крупного промышленного предприятия.
Прогуливаясь по улицам, паркам и скверам Нижнего Тагила, трудно отвести взгляд от Лисьей горы – визитной карточки города, которая уже не одну сотню лет остается одним из самых любимых мест для прогулок жителей и гостей города. Стоит взобраться на вершину, чтобы увидеть панораму центральных районов. Старый Демидовский завод, который положил начало богатой истории города, Тагильский пруд, памятники архитектуры и современные постройки. Все как на ладони.
Изо дня в день мы спешим каждый по своим делам, преодолевая километры расстояния, легко передвигаясь по городу. Можем ли мы представить, живя в современном мире, что по пути на работу необходимо перебраться через бурную реку или крутую возвышенность?
Нижний Тагил прошел долгий путь от заводского поселка до промышленного центра Урала. Строительство Нижнетагильского металлургического завода в начале XVIII века, бурное развитие горнозаводской промышленности способствовало быстрому росту численности населения и гужевого транспорта. Увалисто-холмистый рельеф местности с множеством небольших рек требовал создания искусственных сооружений для преодоления рабочими препятствий.
Не изобрели еще «машину времени», на которой мы бы могли перенестись в прошлое и своими глазами увидеть, как это было. Но благодаря усилиям сотрудников архивов сохранились те крупицы истории, которые дают уникальную возможность нынешнему поколению перенестись на несколько веков назад и узнать, насколько сильно изменился облик улиц, площадей, зданий и в чем заключается особенность невзрачных, на первый взгляд, но столь значимых для социального и экономического развития города сооружений.
Например, плотина заводского пруда, которая в настоящее время является важным связующим звеном между двумя крупными, густонаселенными районами города. В документах Нижнетагильского городского исторического архива содержится много интересной информации об инженерных особенностях, проведенных реконструкциях и проектах, разработанных для укрепления и улучшения плотины.
В начале XVIII века на реке Тагил началось строительство плотины для будущего металлургического завода. В производстве использовалась энергия падающей воды. Она приводила в действие воздуходувные меха у домен и кричных горнов, поднимала молота для дробления руды и ковки металла, вращала валки плющильных машин. Основа плотины представляла собой деревоземляную конструкцию, составленную из деревянных, плотно внутри забитых срубов, пересекавших реку от одного берега до другого. В Тагильской плотине имелось три прореза – два ларевых и один вешняк. Через первый ларевой прорез вода подавалась к доменному и стоящим за ним цехам, через второй - к молотовым цехам. Вешняк служил для сброса излишней воды во время весеннего паводка.
Первую плотину прорвало, и ее возвели заново. В 1927 году из-за проливных дождей, а вследствие этого и разрушенных плотин старых заводов, Антоновского и Верхнетагильского, приток воды в Нижнетагильский пруд резко вырос. Были раскрыты все шлюзы во избежание прорыва плотины. В результате завод был вынужден остановиться из-за затопления электростанции, прокатного, доменного цехов, а также смыва тысяч пудов накладок и чугуна. Благодаря действиям жителей Нижнего Тагила, старая плотина выдержала напор воды, но деревянный водоспуск был разрушен, появились трещины. Возникла острая необходимость в реконструкции.
В сентябре 1927 года было принято решение о возведении новой железобетонной плотины со столетним сроком службы. Постройка была запланирована по проекту ленинградского инженера Евгения Асса. В переписке с управлением Нижнетагильского завода указывался перечень подготовительных работ: «… Необходимо срочно получить сведение: «Горизонт воды в пруде перед июньским паводком». Мотор нужен асинхронный. Если у Вас найдется, то сообщите число оборотов. Число сил может быть в крайнем случае 10. Обращаю Ваше внимание на промедление присылки мне запрашиваемых данных. До сих пор не получил еще профилей русла реки; о чем я запрашивал телеграфно 15-го сентября…»
Плотину необходимо было построить в короткие сроки, чтобы в 1928 году пропустить через нее весенние воды. Недостаток рабочей силы, слабая дисциплина среди неквалифицированных рабочих, некачественные материалы осложняли процесс. Глина, поставляемая из железного рудника, зимой замерзала. Чтобы добыть ее для строительства, приходилось проводить взрывные работы, что вызывало недовольство жителей близлежащих улиц, на огороды которых летели мерзлые комья глины.
Для постройки плотины заказаны материалы: бревна - 123 штуки, цемент 11000 бочек, железо для арматуры - 465 тонн, рельсы - 84 штуки, железо кровельное - 66 тонн, тес обрезной и необрезной и многое другое. Из Кушвинского завода на время строительства была доставлена бетоньерка, строительный материал добывался и доставлялся рабочими артелями, с которыми составлялся договор о доставке на завод. Галька поставлялась из Черноисточинска от станции Канава, бутовый камень - с Лебяжинского рудника, песок - с речки Черемшанка, а гравий - с речки Малая Кушва Нижнего Тагила и прииска Братчик села Николо-Павловское.
Требования к поставляемому строительному материалу были обозначены в договоре. Так, например, в документах на поставку гравия указано качество поставляемого стройматериала: «Гравий должен быть из кварцевых пород или других пород и при том чистый без поверхностного загрязнения. Крупность гравия от 5 до 40 мм. При этом допускается величина до 50 мм до 10% от общего количества».
В строительстве плотины преобладал ручной труд, и дополнительно было заказано 100 топоров и 75 колунов. Также для рабочих заказывали спецодежду: брезентовые брюки, рубашки, плащи и фартуки, болотные сапоги, вачеги, рукавицы кожаные, сетчатые очки, для зимы - тулупы и валенки.
1 мая 1928 года рабочие металлургического завода провели митинг на новой плотине, где и состоялось торжественное открытие. Ширина новой плотины составляла 50 метров, из которых только 10 использовались как проезжая часть. Взамен деревянного водостока, разрушенного паводком, был построен железобетонный. Основную площадь занимал завод. Проезжая часть была покрыта деревянным настилом.
В связи с ростом населения и развитием Нижнетагильского промышленного района в 1938 году вновь возникла необходимость реконструкции, ведь «плотина являлась одним из основных звеньев всего комплекса водоснабжения Тагильского промышленного узла как специальное гидротехническое сооружение». По разработанному проекту на плотине предусматривалась прокладка трамвайных путей, проезжая часть для автогужевого движения, тротуар для пешеходов, водопровод и установка пожарной сигнализации. Но работы не были начаты из-за отсутствия технической документации и недостатка строительных материалов.
В начале 1940-х должны были начаться работы по проекту Главстройпроекта Государственного всесоюзного треста «Водоканалпроект». В плане реконструкции учитывалось увеличение высоты и расширение проезжей части до 18 метров с учетом прокладки двухпутных трамвайных путей и соединения двух частей города. Также необходимо было заменить деревянные стенки лотка водоспуска, которые служили с 1928 года и уже прогнили, и укрепить береговую линию подсыпкой грунта. К 1942 году износился деревянный настил, часть перил была сломана, забор повален, уголь, в большом количестве был навален вдоль дороги. В таком состоянии плотина существовала еще долго. Война внесла свои коррективы, и все силы и средства были брошены на обеспечение фронта.
В середине 1940-х годов плотина передана в ведение Новотагильского металлургического завода (НТМК).
В 1948 году на рассмотрение в исполнительный комитет Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся был вынесен проект реконструкции плотины, составленный в 1941 году. Принято решение не утверждать, так как он не соответствовал общему плану реконструкции города. Необходимо было внести ряд существенных корректировок.
Строительство трамвайных путей, запланированное еще в конце 30-х, началось в 1989 году. Весной 1990 года открылось трамвайное движение по плотине. У жителей и гостей города появилась прекрасная альтернатива пешим прогулкам и личному автотранспорту. Преодолевая расстояние всего в несколько сотен метров на трамвае, в большие окна можно рассмотреть все, что находится на границе центрального района города и Гальяно-Горбуновского массива. По одну сторону – завод имени Куйбышева, памятник металлургам у подножия и сочная зелень на крутом склоне Лисьей горы, по другую – блики солнечных лучей на глади тагильского пруда и просторный парк имени Бондина с каскадом фонтанов.
Ровное дорожное покрытие, тротуар для движения пешеходов, линия электропередачи… Запланированное в полном объеме реализовано.
Екатерина ГАВРИЛОВА, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива.
Фото из фондов архива.
   
Читать еще
21 июля исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося конструктора танков, кандидата технических наук, генерал-майора в отставке,...
Комментариев: 0
В преддверии 300-летия Нижнего Тагила хочется рассказать об истории создания системы дошкольного образования в микрорайоне Рудника.
Комментариев: 0
30 января 2022 года исполняется 90 лет со дня рождения учителя-словесника, Отличника народного просвещения СССР, кандидата педагогических...
Комментариев: 0
Возле Дворца культуры «Юбилейный» продолжаются работы по благоустройству территории и созданию современного сквера.
Комментариев: 0
Весть о том, что в пионерском лагере «Уральский огонек» во вторую смену будут отдыхать чехословацкие ребята из...
Комментариев: 0
Победе в Великой Отечественной войне, героям-фронтовикам и труженикам тыла ежегодно посвящают тематические выставки, напоминая...
Комментариев: 0