07.06.2018 08:00
Возьмемся за руки, друзья? Мнения тагильчан о фестивале, посвященном творчеству Булата Окуджавы
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
В материале «Первая «окуджавская» пятилетка», опубликованном 17 мая, мы рассказали нашим читателям о фестивале-конкурсе «Возьмемся за руки, друзья…» и предложили обсудить его итоги и свои впечатления, поделиться предложениями и пожеланиями.
В редакцию пришло несколько откликов. Некоторые из них мы публикуем в этой подборке. Надеемся, они будут интересны и организаторам фестиваля, и его участникам.
Продолжение следует.
«Все громче музыка оркестров, все тише музыка души», или История фестиваля, так и не ставшего брендом
В мае состоялся третий Всероссийский фестиваль-конкурс, посвященный творчеству Булата Окуджавы. Награждением завершились выступления нынешних лауреатов и дипломантов, отзвучал концерт очередной медийной «звезды», в атмосфере благости прошла пресс-конференция с вице-губернатором и другими причастными к данному мероприятию лицами. В общем, город в очередной раз получил большую порцию культурного пирога и на два дня «взялся за руки».
Только где здесь Окуджава? Вернее, в каком из пунктов плотной программы оставлено место для той душевности, которая сжимает сердце в каждой строчке Булата? Мы посетили очередное мероприятие в веренице фестивалей областного и городского масштаба. Да чего уж, в третий раз – всероссийского. Звучит гордо. Но грустно.
Масштаб идеи и мишура ее воплощения лишили, на мой взгляд, этот фестиваль главного – искренности и глубины.
Конечно, если принимать участие в нем просто, как обычный зритель и слушатель, то мои рассуждения покажутся необоснованными. Фестиваль «Возьмемся за руки, друзья!» по уровню на голову выше множества подобных. И финансирование у него добротное благодаря бывшему министру культуры Свердловской области, а ныне вице-губернатору Павлу Крекову. И денежные призы с подарками солидные, что не каждый фестиваль себе может позволить. А жюри какое! И театралы есть, и добротный бард-шансон, и даже политик-сенатор из Крыма. Председатель вообще может сразить наповал: не каждый конкурс авторской песни может похвастаться наличием «дедушки уральского рока». В общем, медийные все лица.
Те, кто на самом деле много лет посвятили творчеству Булата Шалвовича и исполнению его песен, оказались в нем лишними. Видимо, их профессионализм внесет некий диссонанс в сложившуюся за несколько лет компанию. Концерт очередной, приглашенной лично вице-губернатором, «звезды» вообще должен запомниться провинциальному городу на долгие годы, как прикосновение к культуре столиц. Да и сбор от концерта идет на благое дело – восстановление культурного центра «Дом Окуджавы» в Нижнем Тагиле. Правда, озадачивает слегка несоответствие денежных сборов за несколько лет и проведенных работ в центре. Ну да я не бухгалтер и не финансист, подсчитывать доходы не берусь. А реклама и печатная продукция для данного события меня восхищают каждый год и, конечно, тоже не малых вложений стоят. Только… При чем здесь Окуджава? Поменяйте название, и под данную «рыбу» встанет любое мероприятие. Хоть имени Васи Пупкина. И пройдет так же широко.
В связи с этим мне вспоминается случай почти десятилетней давности. Выступал Андрей Макаревич с ансамблем «Креольское танго». Сначала мэтр, по его словам, был удивлен, что в Нижнем Тагиле жил Булат Окуджава. А потом, анонсируя свое дальнейшее выступление, порассуждал о том, что раньше песни Окуджавы звучали под «фанерную гитарку» вполне органично времени, а сейчас для интереса нынешней молодежи требуется другая аранжировка. И вместе с «Креольским танго» показал - какая. Только почему-то молодежь, присутствующая в зале, на этих песнях стала потихонечку выходить.
Из этого же событийного ряда, по-моему, сейчас и ежегодный концерт в Переделкино, приуроченный к дню рождения Булата Шалвовича. Вот там есть все – и акустика, и барабаны, и рэп, и рок, и медийная ведущая Фекла Толстая. Веяние времени в лицах. Только отчего-то не бывает там уже друзей Булата, тех, которые с трепетом стараются передать каждый вздох, каждую интонацию Мастера. Они в этот день собираются в другом месте и тоже вспоминают Окуджаву. Такие вот «переделки».
В этом году, на концерте Олега Погудина с программой окуджавских песен, одна знакомая дама-искусствовед объясняла, как я не права в том, что не восхищаюсь исполнением маэстро и не вижу в нем ничего интересного. От обсуждения темы я ушла – «если надо объяснять, то не надо объяснять». К чему? Оркестр- то с Погудиным был великолепный.
А песенки Окуджавы, прекрасные и великодушные в своей простоте, уже поют наши дети и, думаю, запоют внуки. Ведь все гениальное – просто. Как слог Булата. Как глубина его содержания, которая с легкостью проникает в наше сердце, в нашу душу, растворяется в нашей крови и становится той генетической памятью, которую принято называть народной. И под эти песни, может быть, мысленно мы беремся за руки, «чтоб не пропасть поодиночке». Хорошо, что за пять лет у нас появилась хотя бы одна фестивальная традиция – заканчивать гала-концерт этой песней. Значит, друзья, и наш фестиваль еще сможет стать окуджавским.
Ольга СМОТРИНА, журналист, член общественного совета литературно-музейного центра «Дом Окуджавы».
Надо ли зацикливаться?
Сейчас я скажу страшное. Пусть меня за это многие осудят, но сказать кто-то должен. Как это ни печально, но фестиваль-конкурс «Возьмемся за руки, друзья!» в нынешнем его виде будущего не имеет.
Еще пару-тройку лет, и песни Булата закончатся. Их не так уж много, этих песен. И мы уже все их перепели не по разу. Думаю, жюри уже осатанело ежегодно выслушивать пять-шесть «Молитв», пару «Виноградных косточек», тройку-шестерку «Любовей и Разлук» и несчетное количество «Дежурных по апрелю».
Со стихами та же картина, разве что, чуть-чуть дольше продержимся, так как стихов поболе будет и новые понемногу находятся. Да и чтецов все же поменьше приезжает. И старательно ищут они что-то новое, в смысле ранее не читанное вслух.
А надо ли зацикливаться именно на произведениях Булата Шалвовича?
Окуджава ценен нам не только как автор определенного набора песен, стихов и прозы (совсем слабо представленной на фестивале). Если мы неоднократно заявляли, что Окуджава – это целая эпоха, так давайте честно скажем, что в эту эпоху жил и творил не он один и эпоха эта заслугами Булата и многих его современников оказала неизгладимое впечатление на следующие поколения авторов и исполнителей. Кто-то подражал, кто-то в силу таланта соперничал, кто-то развивал, но корнями все они были из той самой эпохи, частью которой и является Булат Окуджава. Отсюда вывод: все, что мы сейчас поем и читаем со сцены, – это в какой-то мере тоже песни Окуджавы, равно как и Галича и Высоцкого и далее со всеми остановками.
Я на 200 процентов уверен, что если что-то загробное существует и Они оттуда нас слышат, то вряд ли так уж рады тому, что год за годом вполне себе талантливые люди поют одни и те же песни, будь они хоть трижды любимы авторами. Не будем забывать, что все они были и остаются ТВОРЦАМИ. И им было бы, в первую очередь, интересно, а какие песни поет 21 век? Что нового? Как поют? Кто поет? А помнят ли нас? Именно в таком порядке – о себе в последнюю очередь.
Да, фестиваль мемориальный. Да, память о мэтре на первом месте. Но не на всех же местах сразу. Что мешает организаторам добавить несколько номинаций, не напрямую связанных с творчеством Булата?
Мне возразят: мол, так мы размоем основную тему и скатимся к банальному фестивалю, коих в последнее время, как грибов после дождя. Отнюдь! Давайте зайдем в Дом Окуджавы в Нижнем Тагиле. Замечательный музей. Хочется в ноги поклониться его сотрудникам и руководителям. И что мы видим? Половина экспозиции посвящена не Окуджаве и его семье!!! Экспозиция посвящена эпохе, людям, жившим, работавшим, воевавшим рядом с Булатом Шалвовичем. Посвящена писавшим и певшим рядом и после, слушавшим все это на той уютной кухоньке, любовно воспроизведенной в музее. И что, это как-то умаляет для нас личность и творчество Мастера? Да ни в жизнь! Только оттеняет и расцвечивает новыми красками.
То же самое и с песнями. Нельзя жить прошлым. Жизнь на месте не стоит, и рядом с классиками должны стоять современники.
Как это решить практически? Рецептов не так уж много, и все не раз опробованы.
Проходит в Подмосковье сильнейший фестиваль «Песни Булата». Номинации, посвященные мэтру, практически те же, что и в Нижнем Тагиле. Но кроме того присутствуют: песня, посвященная Окуджаве, стихотворение, ему же посвященное, и просто песенные и поэтические номинации, напрямую с темой не связанные. Можно в двух номинациях выступать, с учетом, что одна будет тематическая. По-моему, нормальное решение. Заодно и снимающее извечный вопрос к жюри: мол, вы там что, все поголовно Окуджавоведы?
Я бы только ввел некий процентный ценз для второго тура. Столько-то выступающих по основной теме, столько-то по смежной, столько-то по свободной. Наличие первого тура, пусть и заочного, позволяет это сделать легко и просто. И что мы в результате получим? А получим, выражаясь языком ювелиров (камнерезный же край), истинный бриллиант в окружении россыпей мелких, но искрящихся самоцветов.
Далее…Массу нареканий вызывает выбор гостей. Будь то хоть Светлана Крючкова, хоть Дмитрий Харатьян, хоть сам Олег Погудин. Вопрос, на самом деле, один: где они и где Окуджава?
Да, это так, зато немалый зал драматического театра полон. И немало денежек целевым назначением попадет в музей Окуджавы и в бюджет фестиваля.
А мы, скажут участники и просто любители авторской песни вообще и Окуджавы в частности? Мы же тоже хотим мастера послушать, который в нашем деле чуть больше кассовых гостей понимает. И правильно скажут. Поэтому нужен еще один концерт. В пятницу. Пусть не в драмтеатре, а в зале санатория или просто на менее пафосной (и дорогой) площадке, но пусть будет. И фестиваль превратится в нормальный трехдневный праздник. Многие будут готовы доплатить еще немножко денег за ужин-завтрак, но при этом не вставать ни свет ни заря в субботу, чтобы успеть на регистрацию к 9.00. И жюри носом бы не клевало, и исполнители поживее были бы.
А гостя на пятницу мы найти поможем. Такого, чтобы самим приятно было и послушать, и пообщаться. Он еще и в жюри поработает. А уж денег возьмет не в пример меньше. И будет у нас в жюри настоящий Окуджавовед. Вот так….
Михаил ГРИН, поэт, член Союза литераторов России, лауреат фестиваля 2017 года и дипломант 2018-го, Екатеринбург.
Атмосфера дружелюбия и взаимопонимания
Хорошая организация – это большой плюс. Все понятно, вовремя и аккуратно.
Теперь по конкурсу. Имеет смысл уже на первом туре публиковать названия заявленных песен, чтобы в дальнейшем было меньше повторов. А так «кот в мешке» получается. В этом году несколько песен дублировались.
По уровню скажу, что он все выше и выше. В этом году планка сильно поднялась, в особенности, для исполнителей. Конечно, мне, как человеку выступающему «вживую» с гитарой, претит
использование фонограммы «минусовки», но тут уж организаторам видней.
Особо отмечу атмосферу дружелюбия и взаимопонимания среди конкурсантов, люди искренне поддерживают друг друга, это очень здорово и соответствует названию фестиваля.
Я бы добавил в программу еще посещение художественного музея.
Михаил АВДЮШЕВ, участник фестиваля, Шадринск.
В редакцию пришло несколько откликов. Некоторые из них мы публикуем в этой подборке. Надеемся, они будут интересны и организаторам фестиваля, и его участникам.
Продолжение следует.
«Все громче музыка оркестров, все тише музыка души», или История фестиваля, так и не ставшего брендом
В мае состоялся третий Всероссийский фестиваль-конкурс, посвященный творчеству Булата Окуджавы. Награждением завершились выступления нынешних лауреатов и дипломантов, отзвучал концерт очередной медийной «звезды», в атмосфере благости прошла пресс-конференция с вице-губернатором и другими причастными к данному мероприятию лицами. В общем, город в очередной раз получил большую порцию культурного пирога и на два дня «взялся за руки».
Только где здесь Окуджава? Вернее, в каком из пунктов плотной программы оставлено место для той душевности, которая сжимает сердце в каждой строчке Булата? Мы посетили очередное мероприятие в веренице фестивалей областного и городского масштаба. Да чего уж, в третий раз – всероссийского. Звучит гордо. Но грустно.
Масштаб идеи и мишура ее воплощения лишили, на мой взгляд, этот фестиваль главного – искренности и глубины.
Конечно, если принимать участие в нем просто, как обычный зритель и слушатель, то мои рассуждения покажутся необоснованными. Фестиваль «Возьмемся за руки, друзья!» по уровню на голову выше множества подобных. И финансирование у него добротное благодаря бывшему министру культуры Свердловской области, а ныне вице-губернатору Павлу Крекову. И денежные призы с подарками солидные, что не каждый фестиваль себе может позволить. А жюри какое! И театралы есть, и добротный бард-шансон, и даже политик-сенатор из Крыма. Председатель вообще может сразить наповал: не каждый конкурс авторской песни может похвастаться наличием «дедушки уральского рока». В общем, медийные все лица.
Те, кто на самом деле много лет посвятили творчеству Булата Шалвовича и исполнению его песен, оказались в нем лишними. Видимо, их профессионализм внесет некий диссонанс в сложившуюся за несколько лет компанию. Концерт очередной, приглашенной лично вице-губернатором, «звезды» вообще должен запомниться провинциальному городу на долгие годы, как прикосновение к культуре столиц. Да и сбор от концерта идет на благое дело – восстановление культурного центра «Дом Окуджавы» в Нижнем Тагиле. Правда, озадачивает слегка несоответствие денежных сборов за несколько лет и проведенных работ в центре. Ну да я не бухгалтер и не финансист, подсчитывать доходы не берусь. А реклама и печатная продукция для данного события меня восхищают каждый год и, конечно, тоже не малых вложений стоят. Только… При чем здесь Окуджава? Поменяйте название, и под данную «рыбу» встанет любое мероприятие. Хоть имени Васи Пупкина. И пройдет так же широко.
В связи с этим мне вспоминается случай почти десятилетней давности. Выступал Андрей Макаревич с ансамблем «Креольское танго». Сначала мэтр, по его словам, был удивлен, что в Нижнем Тагиле жил Булат Окуджава. А потом, анонсируя свое дальнейшее выступление, порассуждал о том, что раньше песни Окуджавы звучали под «фанерную гитарку» вполне органично времени, а сейчас для интереса нынешней молодежи требуется другая аранжировка. И вместе с «Креольским танго» показал - какая. Только почему-то молодежь, присутствующая в зале, на этих песнях стала потихонечку выходить.
Из этого же событийного ряда, по-моему, сейчас и ежегодный концерт в Переделкино, приуроченный к дню рождения Булата Шалвовича. Вот там есть все – и акустика, и барабаны, и рэп, и рок, и медийная ведущая Фекла Толстая. Веяние времени в лицах. Только отчего-то не бывает там уже друзей Булата, тех, которые с трепетом стараются передать каждый вздох, каждую интонацию Мастера. Они в этот день собираются в другом месте и тоже вспоминают Окуджаву. Такие вот «переделки».
В этом году, на концерте Олега Погудина с программой окуджавских песен, одна знакомая дама-искусствовед объясняла, как я не права в том, что не восхищаюсь исполнением маэстро и не вижу в нем ничего интересного. От обсуждения темы я ушла – «если надо объяснять, то не надо объяснять». К чему? Оркестр- то с Погудиным был великолепный.
А песенки Окуджавы, прекрасные и великодушные в своей простоте, уже поют наши дети и, думаю, запоют внуки. Ведь все гениальное – просто. Как слог Булата. Как глубина его содержания, которая с легкостью проникает в наше сердце, в нашу душу, растворяется в нашей крови и становится той генетической памятью, которую принято называть народной. И под эти песни, может быть, мысленно мы беремся за руки, «чтоб не пропасть поодиночке». Хорошо, что за пять лет у нас появилась хотя бы одна фестивальная традиция – заканчивать гала-концерт этой песней. Значит, друзья, и наш фестиваль еще сможет стать окуджавским.
Ольга СМОТРИНА, журналист, член общественного совета литературно-музейного центра «Дом Окуджавы».
Надо ли зацикливаться?
Сейчас я скажу страшное. Пусть меня за это многие осудят, но сказать кто-то должен. Как это ни печально, но фестиваль-конкурс «Возьмемся за руки, друзья!» в нынешнем его виде будущего не имеет.
Еще пару-тройку лет, и песни Булата закончатся. Их не так уж много, этих песен. И мы уже все их перепели не по разу. Думаю, жюри уже осатанело ежегодно выслушивать пять-шесть «Молитв», пару «Виноградных косточек», тройку-шестерку «Любовей и Разлук» и несчетное количество «Дежурных по апрелю».
Со стихами та же картина, разве что, чуть-чуть дольше продержимся, так как стихов поболе будет и новые понемногу находятся. Да и чтецов все же поменьше приезжает. И старательно ищут они что-то новое, в смысле ранее не читанное вслух.
А надо ли зацикливаться именно на произведениях Булата Шалвовича?
Окуджава ценен нам не только как автор определенного набора песен, стихов и прозы (совсем слабо представленной на фестивале). Если мы неоднократно заявляли, что Окуджава – это целая эпоха, так давайте честно скажем, что в эту эпоху жил и творил не он один и эпоха эта заслугами Булата и многих его современников оказала неизгладимое впечатление на следующие поколения авторов и исполнителей. Кто-то подражал, кто-то в силу таланта соперничал, кто-то развивал, но корнями все они были из той самой эпохи, частью которой и является Булат Окуджава. Отсюда вывод: все, что мы сейчас поем и читаем со сцены, – это в какой-то мере тоже песни Окуджавы, равно как и Галича и Высоцкого и далее со всеми остановками.
Я на 200 процентов уверен, что если что-то загробное существует и Они оттуда нас слышат, то вряд ли так уж рады тому, что год за годом вполне себе талантливые люди поют одни и те же песни, будь они хоть трижды любимы авторами. Не будем забывать, что все они были и остаются ТВОРЦАМИ. И им было бы, в первую очередь, интересно, а какие песни поет 21 век? Что нового? Как поют? Кто поет? А помнят ли нас? Именно в таком порядке – о себе в последнюю очередь.
Да, фестиваль мемориальный. Да, память о мэтре на первом месте. Но не на всех же местах сразу. Что мешает организаторам добавить несколько номинаций, не напрямую связанных с творчеством Булата?
Мне возразят: мол, так мы размоем основную тему и скатимся к банальному фестивалю, коих в последнее время, как грибов после дождя. Отнюдь! Давайте зайдем в Дом Окуджавы в Нижнем Тагиле. Замечательный музей. Хочется в ноги поклониться его сотрудникам и руководителям. И что мы видим? Половина экспозиции посвящена не Окуджаве и его семье!!! Экспозиция посвящена эпохе, людям, жившим, работавшим, воевавшим рядом с Булатом Шалвовичем. Посвящена писавшим и певшим рядом и после, слушавшим все это на той уютной кухоньке, любовно воспроизведенной в музее. И что, это как-то умаляет для нас личность и творчество Мастера? Да ни в жизнь! Только оттеняет и расцвечивает новыми красками.
То же самое и с песнями. Нельзя жить прошлым. Жизнь на месте не стоит, и рядом с классиками должны стоять современники.
Как это решить практически? Рецептов не так уж много, и все не раз опробованы.
Проходит в Подмосковье сильнейший фестиваль «Песни Булата». Номинации, посвященные мэтру, практически те же, что и в Нижнем Тагиле. Но кроме того присутствуют: песня, посвященная Окуджаве, стихотворение, ему же посвященное, и просто песенные и поэтические номинации, напрямую с темой не связанные. Можно в двух номинациях выступать, с учетом, что одна будет тематическая. По-моему, нормальное решение. Заодно и снимающее извечный вопрос к жюри: мол, вы там что, все поголовно Окуджавоведы?
Я бы только ввел некий процентный ценз для второго тура. Столько-то выступающих по основной теме, столько-то по смежной, столько-то по свободной. Наличие первого тура, пусть и заочного, позволяет это сделать легко и просто. И что мы в результате получим? А получим, выражаясь языком ювелиров (камнерезный же край), истинный бриллиант в окружении россыпей мелких, но искрящихся самоцветов.
Далее…Массу нареканий вызывает выбор гостей. Будь то хоть Светлана Крючкова, хоть Дмитрий Харатьян, хоть сам Олег Погудин. Вопрос, на самом деле, один: где они и где Окуджава?
Да, это так, зато немалый зал драматического театра полон. И немало денежек целевым назначением попадет в музей Окуджавы и в бюджет фестиваля.
А мы, скажут участники и просто любители авторской песни вообще и Окуджавы в частности? Мы же тоже хотим мастера послушать, который в нашем деле чуть больше кассовых гостей понимает. И правильно скажут. Поэтому нужен еще один концерт. В пятницу. Пусть не в драмтеатре, а в зале санатория или просто на менее пафосной (и дорогой) площадке, но пусть будет. И фестиваль превратится в нормальный трехдневный праздник. Многие будут готовы доплатить еще немножко денег за ужин-завтрак, но при этом не вставать ни свет ни заря в субботу, чтобы успеть на регистрацию к 9.00. И жюри носом бы не клевало, и исполнители поживее были бы.
А гостя на пятницу мы найти поможем. Такого, чтобы самим приятно было и послушать, и пообщаться. Он еще и в жюри поработает. А уж денег возьмет не в пример меньше. И будет у нас в жюри настоящий Окуджавовед. Вот так….
Михаил ГРИН, поэт, член Союза литераторов России, лауреат фестиваля 2017 года и дипломант 2018-го, Екатеринбург.
Атмосфера дружелюбия и взаимопонимания
Хорошая организация – это большой плюс. Все понятно, вовремя и аккуратно.
Теперь по конкурсу. Имеет смысл уже на первом туре публиковать названия заявленных песен, чтобы в дальнейшем было меньше повторов. А так «кот в мешке» получается. В этом году несколько песен дублировались.
По уровню скажу, что он все выше и выше. В этом году планка сильно поднялась, в особенности, для исполнителей. Конечно, мне, как человеку выступающему «вживую» с гитарой, претит
использование фонограммы «минусовки», но тут уж организаторам видней.
Особо отмечу атмосферу дружелюбия и взаимопонимания среди конкурсантов, люди искренне поддерживают друг друга, это очень здорово и соответствует названию фестиваля.
Я бы добавил в программу еще посещение художественного музея.
Михаил АВДЮШЕВ, участник фестиваля, Шадринск.
   
Читать еще
В одном из залов можно увидеть капсулу, которая была заложена полвека назад с письмом к тагильчанам 2022 года.
Комментариев: 0
На площадке за драматическим театром 13 августа будет обустроена сцена, зрительские места и шатры чудес.
Комментариев: 0
Мероприятие было организовано ЕВРАЗом совместно с педагогами Свердловской региональной общественной организации художников «Авторы...
Комментариев: 0
20-й городской конкурс «Молодая семья» в год 300-летия Нижнего Тагила.
Комментариев: 0
Сегодня в Музее природы и охраны окружающей среды состоялась презентация фотоальбома «Нижний Тагил. 300 лет на службе...
Комментариев: 0
Через несколько недель все работы будут полностью завершены, строительная пыль исчезнет, и школу можно будет увидеть во всей красе
Комментариев: 0