05.05.2018 08:13
Учительский институт в Нижнем Тагиле. История становления
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
Быстрый рост народного хозяйства и культуры Свердловской области и города Нижний Тагил, острый недостаток в учителях с высшим педагогическим образованием создали необходимость открытия в области второго педагогического института. Первым был Уральский индустриально-педагогический институт, открытый в 1930 году.
История Нижнетагильского учительского института началась 27 июня 1939 года, когда вышло постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР о реорганизации педагогических училищ Наркомата просвещения в учительские институты. В списке новых вузов числился Нижнетагильский учительский институт, в который планировалось принять 150 студентов.
28 июля 1939 года президиум горсовета принял постановление об открытии в Нижнем Тагиле учительского института с предоставлением ему здания начальной школы №4. В августе того же года институту было передано здание татарской начальной школы №14.
С 1 сентября 1939-го студенты и преподаватели приступили к занятиям. Основные его учебные здания располагались на улице Уральской, 2 и 4. НТУИ состоял всего из трех факультетов: физико-математического, русского языка и литературы и исторического. Первыми руководителями института были: директор Варфоломей Павлович Бедняков, он же преподавал историю народов СССР, его заместитель по учебной части Алексей Федорович Пяткин и помощник по административно-хозяйственной части Никита Артемьевич Зайцев. В первый год работы института преподавали: физику — В.А. Грехнев и А.М.Виноградов, математику — П.А.Трифонов и В.Т.Пономарев, психологию и педагогику О.А. Зубринская, русскую литературу — М.А. Батин, русский язык — А.И Силина и другие.
Первые государственные экзамены в учительском институте совпали с началом Великой Отечественной войны. Институт окончили 79 студентов, из них 9 человек получили дипломы с отличием.
И без того недолгая работа учебного заведения в связи с начавшимися боевыми действиями оказалась под угрозой. Это связано было, прежде всего, с тем, что многие студенты и преподаватели ушли на фронт. Кроме этого молодому вузу пришлось потесниться. В Нижний Тагил были эвакуированы два технических вуза с оккупированных фашистами территорий – Орджоникидзеградский машиностроительный и Криворожский горнорудный институты. Осенью 1941 года в учебные помещения и общежитие института (ул. Уральская, 2, 4, 6, 8), вначале на правах арендатора, был вселен Орджоникидзеградский машиностроительный институт. Под влиянием руководства эвакуированного института горисполкомом вынесено решение о передаче в августе 1942 года учебных корпусов машиностроительному институту, это решение утверждено СНК СССР. Лишь незначительная часть общежития на ул. Уральской, 8, оставалась за студентами учительского института, проживающими в нем на правах нежелательных квартирантов. Однако летом 1943 года и эти помещения отошли машиностроительному институту.
С начала 1942-1943 учебного года Нижнетагильский учительский институт переехал в новое здание бывшей школы глухонемых на ул. Мопра, 25 (в настоящее время пр. Мира, 27). Какое-то время это двухэтажное здание с институтом делили Торгпит и эвакопункт. Кроме этого на первом этаже размещалось студенческое общежитие, прежде занимаемые студентами площади были переданы в распоряжение горвоенкомата. Такое сокращение мест в общежитии вынудило уйти из института иногородних студентов.
За 1941-1943 годы положение института оставалось нестабильным из-за частой смены руководящих кадров. В июле 1941-го его возглавлял эвакуированный в Нижний Тагил бывший секретарь Минского горкома коммунистической партии Белоруссии и депутат Верховного Совета Белоруссии, историк по образованию, Парфен Петрович Савицкий. С февраля 1943-го, после его возвращения в Белоруссию, обязанности директора некоторое время выполнял Лев Михайлович Шнеерсон. С мая по декабрь 1943-го институт возглавлял Пантелеймон Антонович Моргун, в декабре он был отозван на родину – в Харьков. В марте 1944 года на должность директора института получил назначение Михаил Андрианович Батин.
Однако, несмотря на все потрясения, за период с 1941 по 1943 год институт дал стране более 300 молодых педагогов. На третий год работы института в условиях военного времени в нем обучалось 230 студентов. За счет эвакуированных в город работников образования улучшился профессорско-преподавательский состав: вместо одного преподавателя с ученой степенью в предвоенные годы, в 1944 году в институте было уже семь сотрудников с учеными степенями и званиями, из них четыре штатных.
Количество высококвалифицированных специалистов выросло, хотя состав их менялся. Кафедру русского языка и литературы возглавлял кандидат филологических наук Кирилл Михайлович Емельянов, кандидат физико-математических наук Петр Ефимович Бурцев руководил кафедрой физики и математики, где работали профессор А.А. Ребиков, кандидат технических наук Б.М. Яворский, доцент А.С. Лашко. Доцент В.Г. Левен возглавлял кафедру истории, доцент Е.П. Ересь – кафедру педагогики и психологии. Доцент В.П. Турченко вел цикл военно-спортивных дисциплин, в силу преимущественно женского состава обучающихся главная роль отводилась санитарной подготовке.
Сотрудники института сами производили заготовку топлива для учебных помещений и общежитий, их ремонт, раскорчевывали участок для подсобного хозяйства, обрабатывали его, собирали урожай. Студенты во главе с преподавателями в военные годы выезжали в летнее время в колхозы, осуществляя социалистическую помощь сельскому хозяйству, помогали в выполнении плана военным заводам, участвовали в сооружении 3-й комсомольской домны Нижнетагильского металлургического завода, за что получили благодарность от руководителей строительства. В связи с этим, в 1945 году 23 человека были представлены к награждению медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
К сожалению, многие специалисты покинули Нижний Тагил, в том числе из-за тяжелых материальных условий. Преподаватели не были удовлетворены квартирами и плохим снабжением топливом, а те, кто не имел ученой степени и звания, не могли пользоваться льготным дополнительным питанием.
К концу войны квалификационный уровень преподавательского состава значительно снизился. Научно-исследовательская работа в институте замерла. В 1944 году принято решение об объединении двух факультетов в одно историко-филологическое отделение, однако это не дало должных результатов, поскольку многим студентам было тяжело справляться с дополнительной нагрузкой, что отражалось на качестве подготовки по специальности. Разделение произошло только в 1946 году.
По итогам 1944-1945 учебного года 95 студентов успешно сдали государственные экзамены, три из них получили дипломы с отличием. Всего за годы войны институт выпустил более 400 молодых учителей. Некоторые из выпускников направлялись на работу в другие регионы страны, в которых наиболее значительно ощущалась нехватка преподавательских кадров. Многие оставались в школах Свердловской области, особенно в ее северных районах, на которые в основном и была ориентирована работа Нижнетагильского учительского института.
В послевоенное время значительно увеличился контингент студентов. В соответствии с паспортом учительского института в 1946-1947 учебном году значилось 213 человек на заочном и дневном отделениях, а в 1948-1949 учебном году число студентов увеличилось до 507.
На основании приказа Министерства высшего образования СССР об изменении в сети педагогических и учительских институтов РСФСР от 21 августа 1952 года Нижнетагильский учительский институт был реорганизован в высшее учебное заведение — Нижнетагильский государственный педагогический институт (НТГПИ). С этого момента начался новый этап в жизни института – крупнейшего в городе вуза, дающего своим выпускникам законченное высшее образование по широкому спектру педагогических профессий.
Наталия ЗЛОБИНА, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива.
Фото из архива.
История Нижнетагильского учительского института началась 27 июня 1939 года, когда вышло постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР о реорганизации педагогических училищ Наркомата просвещения в учительские институты. В списке новых вузов числился Нижнетагильский учительский институт, в который планировалось принять 150 студентов.
28 июля 1939 года президиум горсовета принял постановление об открытии в Нижнем Тагиле учительского института с предоставлением ему здания начальной школы №4. В августе того же года институту было передано здание татарской начальной школы №14.
С 1 сентября 1939-го студенты и преподаватели приступили к занятиям. Основные его учебные здания располагались на улице Уральской, 2 и 4. НТУИ состоял всего из трех факультетов: физико-математического, русского языка и литературы и исторического. Первыми руководителями института были: директор Варфоломей Павлович Бедняков, он же преподавал историю народов СССР, его заместитель по учебной части Алексей Федорович Пяткин и помощник по административно-хозяйственной части Никита Артемьевич Зайцев. В первый год работы института преподавали: физику — В.А. Грехнев и А.М.Виноградов, математику — П.А.Трифонов и В.Т.Пономарев, психологию и педагогику О.А. Зубринская, русскую литературу — М.А. Батин, русский язык — А.И Силина и другие.
Первые государственные экзамены в учительском институте совпали с началом Великой Отечественной войны. Институт окончили 79 студентов, из них 9 человек получили дипломы с отличием.
И без того недолгая работа учебного заведения в связи с начавшимися боевыми действиями оказалась под угрозой. Это связано было, прежде всего, с тем, что многие студенты и преподаватели ушли на фронт. Кроме этого молодому вузу пришлось потесниться. В Нижний Тагил были эвакуированы два технических вуза с оккупированных фашистами территорий – Орджоникидзеградский машиностроительный и Криворожский горнорудный институты. Осенью 1941 года в учебные помещения и общежитие института (ул. Уральская, 2, 4, 6, 8), вначале на правах арендатора, был вселен Орджоникидзеградский машиностроительный институт. Под влиянием руководства эвакуированного института горисполкомом вынесено решение о передаче в августе 1942 года учебных корпусов машиностроительному институту, это решение утверждено СНК СССР. Лишь незначительная часть общежития на ул. Уральской, 8, оставалась за студентами учительского института, проживающими в нем на правах нежелательных квартирантов. Однако летом 1943 года и эти помещения отошли машиностроительному институту.
С начала 1942-1943 учебного года Нижнетагильский учительский институт переехал в новое здание бывшей школы глухонемых на ул. Мопра, 25 (в настоящее время пр. Мира, 27). Какое-то время это двухэтажное здание с институтом делили Торгпит и эвакопункт. Кроме этого на первом этаже размещалось студенческое общежитие, прежде занимаемые студентами площади были переданы в распоряжение горвоенкомата. Такое сокращение мест в общежитии вынудило уйти из института иногородних студентов.
За 1941-1943 годы положение института оставалось нестабильным из-за частой смены руководящих кадров. В июле 1941-го его возглавлял эвакуированный в Нижний Тагил бывший секретарь Минского горкома коммунистической партии Белоруссии и депутат Верховного Совета Белоруссии, историк по образованию, Парфен Петрович Савицкий. С февраля 1943-го, после его возвращения в Белоруссию, обязанности директора некоторое время выполнял Лев Михайлович Шнеерсон. С мая по декабрь 1943-го институт возглавлял Пантелеймон Антонович Моргун, в декабре он был отозван на родину – в Харьков. В марте 1944 года на должность директора института получил назначение Михаил Андрианович Батин.
Однако, несмотря на все потрясения, за период с 1941 по 1943 год институт дал стране более 300 молодых педагогов. На третий год работы института в условиях военного времени в нем обучалось 230 студентов. За счет эвакуированных в город работников образования улучшился профессорско-преподавательский состав: вместо одного преподавателя с ученой степенью в предвоенные годы, в 1944 году в институте было уже семь сотрудников с учеными степенями и званиями, из них четыре штатных.
Количество высококвалифицированных специалистов выросло, хотя состав их менялся. Кафедру русского языка и литературы возглавлял кандидат филологических наук Кирилл Михайлович Емельянов, кандидат физико-математических наук Петр Ефимович Бурцев руководил кафедрой физики и математики, где работали профессор А.А. Ребиков, кандидат технических наук Б.М. Яворский, доцент А.С. Лашко. Доцент В.Г. Левен возглавлял кафедру истории, доцент Е.П. Ересь – кафедру педагогики и психологии. Доцент В.П. Турченко вел цикл военно-спортивных дисциплин, в силу преимущественно женского состава обучающихся главная роль отводилась санитарной подготовке.
Сотрудники института сами производили заготовку топлива для учебных помещений и общежитий, их ремонт, раскорчевывали участок для подсобного хозяйства, обрабатывали его, собирали урожай. Студенты во главе с преподавателями в военные годы выезжали в летнее время в колхозы, осуществляя социалистическую помощь сельскому хозяйству, помогали в выполнении плана военным заводам, участвовали в сооружении 3-й комсомольской домны Нижнетагильского металлургического завода, за что получили благодарность от руководителей строительства. В связи с этим, в 1945 году 23 человека были представлены к награждению медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
К сожалению, многие специалисты покинули Нижний Тагил, в том числе из-за тяжелых материальных условий. Преподаватели не были удовлетворены квартирами и плохим снабжением топливом, а те, кто не имел ученой степени и звания, не могли пользоваться льготным дополнительным питанием.
К концу войны квалификационный уровень преподавательского состава значительно снизился. Научно-исследовательская работа в институте замерла. В 1944 году принято решение об объединении двух факультетов в одно историко-филологическое отделение, однако это не дало должных результатов, поскольку многим студентам было тяжело справляться с дополнительной нагрузкой, что отражалось на качестве подготовки по специальности. Разделение произошло только в 1946 году.
По итогам 1944-1945 учебного года 95 студентов успешно сдали государственные экзамены, три из них получили дипломы с отличием. Всего за годы войны институт выпустил более 400 молодых учителей. Некоторые из выпускников направлялись на работу в другие регионы страны, в которых наиболее значительно ощущалась нехватка преподавательских кадров. Многие оставались в школах Свердловской области, особенно в ее северных районах, на которые в основном и была ориентирована работа Нижнетагильского учительского института.
В послевоенное время значительно увеличился контингент студентов. В соответствии с паспортом учительского института в 1946-1947 учебном году значилось 213 человек на заочном и дневном отделениях, а в 1948-1949 учебном году число студентов увеличилось до 507.
На основании приказа Министерства высшего образования СССР об изменении в сети педагогических и учительских институтов РСФСР от 21 августа 1952 года Нижнетагильский учительский институт был реорганизован в высшее учебное заведение — Нижнетагильский государственный педагогический институт (НТГПИ). С этого момента начался новый этап в жизни института – крупнейшего в городе вуза, дающего своим выпускникам законченное высшее образование по широкому спектру педагогических профессий.
Наталия ЗЛОБИНА, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива.
Фото из архива.
   
Читать еще
21 июля исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося конструктора танков, кандидата технических наук, генерал-майора в отставке,...
Комментариев: 0
В преддверии 300-летия Нижнего Тагила хочется рассказать об истории создания системы дошкольного образования в микрорайоне Рудника.
Комментариев: 0
30 января 2022 года исполняется 90 лет со дня рождения учителя-словесника, Отличника народного просвещения СССР, кандидата педагогических...
Комментариев: 0
Возле Дворца культуры «Юбилейный» продолжаются работы по благоустройству территории и созданию современного сквера.
Комментариев: 0
Весть о том, что в пионерском лагере «Уральский огонек» во вторую смену будут отдыхать чехословацкие ребята из...
Комментариев: 0
Победе в Великой Отечественной войне, героям-фронтовикам и труженикам тыла ежегодно посвящают тематические выставки, напоминая...
Комментариев: 0