Как мы сообщали, с 1 января 2015 года будут начислять прибавку к коммунальным платежам тем потребителям, которые при наличии технической возможности не установили приборы учета ресурсов.
Первые полгода платеж для «нормативщиков» вырастет на 10 процентов, потом на 20. Для тех, кто так и не обзаведется счетчиками к 2016 году, услуги подорожают уже на 40 и 50, а с 2017-го – на все 60 процентов.
В отношении потребления электроэнергии, холодной и горячей воды повышающий коэффициент применяется при отсутствии как общедомовых (ОПУ), так и индивидуальных (ИПУ) приборов учета.
По услуге отопления санкции предусмотрены, если нет общедомового счетчика. Скажем, если за отопление квартиры в декабре вы заплатите 2000 рублей, то сумма за январь составит уже 2200. Вопрос: куда пойдут дополнительные 200 рублей, ведь это не плата за ресурс, а своего рода штраф за отсутствие ОПУ?
Не мытьем, так катаньем
Пока конкретных вопросов больше, чем ответов. Ясна и понятна только цель нововведения, утвержденного постановлением №344: стимулировать граждан выполнить наконец-то требования законодательства.
Напомним, что закон №261 «Об энергосбережении» обязывал оборудовать дома счетчиками не только собственников жилья, но и ресурсоснабженцев – по договорам, в рассрочку. Однако большинство поставщиков были крайне слабо заинтересованы в таких хлопотах, да и средства на инвестирование энергосберегающих мероприятий нашлись далеко не у всех. Поэтому оприборивание всецело легло на плечи тех, кому оно экономически выгодно, т.е. на население. Предполагалось, граждане выгоду поймут и проявят сознательность. Но процесс забуксовал. В первую очередь, из-за сложностей управления многоквартирными домами.
Кроме того, в некоторых регионах нормативы были популистски занижены, и с появлением счетчиков объемы потребления подскочили, больно ударив население по карманам. Появились даже новые «луддиты» - домовые приборы начали ломать, чтобы снова платить за коммуналку поменьше.
В большинстве областей и республик, как и у нас, подушевые нормативы действуют высокие, «с запасом», потому расходы на счетчики тепла и воды довольно быстро окупаются. Но и тут дома и граждане оказались в неравных стартовых условиях. Не случайно четверть, а то и треть жилого фонда до сих пор обходится без счетчиков.
Введение повышающих коэффициентов призвано заинтересовать россиян в ресурсосбережении - не мытьем, так катаньем.
На что пойдут штрафы?
Кто будет заниматься начислениями на норматив, на какие цели пойдут эти деньги? Закон, как и раньше, все отдает на откуп исполнителям коммунальных услуг – УК и ТСЖ, обязуя их направлять средства на энергосберегающие мероприятия. А вот какие именно, трактовать можно весьма широко. Утеплить межпанельные швы, заменить окна в подъезде, поставить регуляторы на теплоузел? Или копить на установку ОПУ? Вправе ли УК или ТСЖ решить этот вопрос на свое усмотрение или надо проводить общий сход, сбор подписей?
Наиболее конкретный комментарий удалось получить от начальника экономического управления МУП «Нижнетагильские тепловые сети» Татьяны Елюшкиной:
- Как теплоснабжающая организация, мы не будем выставлять эту набавку домам, где нет ОПУ. То есть УК и ТСЖ будут платить нам за услуги в рамках прежнего норматива или по счетчику. А вот уже внутри дома они будут начислять плату сверх норматива и решать, как потратить.
Но для части домов, от которых отказались УК, или собственники сами перешли на прямую оплату, мы являемся также и исполнителями коммунальных услуг. В этих домах мы будем начислять коэффициент жителям, у которых: 1) нет теплосчетчиков в доме; 2) есть счетчик расхода горячей воды в доме, но нет в квартире; 3) нет счетчиков ГВС ни в доме, ни в квартире.
Ни в коем случае не пострадают жители, которые пользуются индивидуальными приборами учета.
Собранные средства мы не сможем израсходовать в интересах предприятия, в том числе на энергосберегающие мероприятия – это деньги дома. Мы планируем направлять их на установку приборов в домах и (или) в квартирах собственников. Думаю, к новому году выйдет какой-то документ или разъяснительное письмо о применении коэффициента, а также форма отчетности, где мы должны будем показать, сколько собрали и куда потратили.
Кстати, для хозрасчетных организаций при оплате услуг теплоснабжения балансовый коэффициент на отсутствие счетчика применяется уже лет пять. Мера довольно эффективная: более 50% организаций установили приборы.
Нет ничего невозможного!
«Техническую возможность» установить прибор определяет инспекторская группа – специалисты от ресурсоснабжающей и управляющей организаций. Что подразумевается под «невозможностью»? Иногда жители категорически против установки счетчиков на старые текущие трубы и краны. Но это печальное обстоятельство не является поводом для поблажек – коэффициент согласно 344 закону будет применен. Логика законодателей такова: всем дали достаточно времени и на приведение сетей в порядок, и на оприборивание. И если собственники так и не выкроили на это денег, пусть копят посредством штрафных надбавок.
- А вот если инспекция приезжает, например, в старый двухэтажный дом, где прибор поставить некуда, поскольку для этого нужна полная реконструкция системы, - поясняет Татьяна Елюшкина, - тогда выдается акт о технической невозможности установки, и коэффициент потребителям не начисляется. Но такие случаи - редчайшие исключения. И при этом все равно можно поставить счетчики расхода воды в квартирах. Насколько мне известно, в любой кухне, в санузле любого типа слесари делают врезки для приборов.
Специалисты экономического управления со ссылкой на законодательство подтвердили: «большинство обстоятельств, указывающих на отсутствие возможности установки ОПУ или ИПУ, являются устранимыми и не рассматриваются как абсолютное основание для освобождения собственников помещений от обязанности устанавливать счетчики».
Не пустишь проверяющих – попадешь под штраф
Чтобы применить коэффициент, исполнителю нужна достоверная свежая информация о наличии приборов, их состоянии. Это значит, что ближе к 1 января (до или после) сотрудники УК или уполномоченные от ТСЖ могут пойти по квартирам проверять счетчики. И это нужно учесть собственникам, чтобы избежать сюрпризов.
Ведь основанием для начисления надбавки (причем, как на расход в квартире, так и в части ОДН!) является не только отсутствие прибора, но и его поломка, пропажа, истечение срока эксплуатации и поверки. Во всех этих случаях рассчитываться по среднему объему мы сможем только три месяца, затем начислят «подушевую» норму с процентами.
То же самое ждет потребителей, которые два раза и более не допустят исполнителя в занимаемое ими жилое помещение, чтобы проверить состояние и достоверность показаний ИПУ. Отказ в допуске должен быть отражен в акте. Согласно правилам, такие проверки можно делать не чаще одного раза в шесть месяцев.
О сроках и порядке передачи показаний ИПУ потребитель и исполнитель должны договариваться при заключении контракта. Но тех, кто не передает данных о потреблении ресурсов более полугода, исполнитель уже вправе отнести к «нормативщикам».
Поясняя новые правила, специалисты экономического управления городской администрации обратили внимание еще на одну особенность. Для нежилых помещений (учреждений, магазинов, офисов) нормативы потребления, а значит, и повышающие коэффициенты, применяются лишь при расчете платы за отопление. По остальным услугам потребители в нежилых помещениях обязаны платить за объем ресурса, определенный расчетным методом согласно п. 43 новых правил.