
Ансамбль народной музыки «Жалейка» вот уже более двадцати лет идет к своей цели, как говорится, «через тернии к звездам»: переживая громкие победы и восхищение окружающих, он внезапно уходит в тень, чтобы потом вновь триумфально вернуться на сцену.
Возможно, в чем-то «виновато» название. Ведь жалейка – любимый славянскими народами духовой музыкальный инструмент, не пафосный и не требующий к себе особого внимания, к тому же, напоминающий слова «жалиться», «жаловаться», «жалеть»… 2015 год, без сомнения, станет, после небольшого затишья, новым триумфом «Жалейки».
Кстати, по словам бессменного руководителя Сергея Игнатова, имя ансамблю придумал вовсе не он. На одном из концертов известный тагильский ведущий 90-х годов ХХ века дядя Саша Зайцев объявил: «А теперь выступают жалейки», и название моментально приклеилось. Крестными мамами, поддерживавшими коллектив, стали бывшая тогда директором гимназии № 86 Людмила Сулукиди и отличник народного просвещения, почетный ветеран Нижнего Тагила Вера Кащенко.
Потом были городские и областные фестивали, международные проекты ЮНЕСКО во Франции, Германии, Финляндии, Венгрии, Польше, конкурсы «Выходна-96», «Евромузыка-94», «Еврофолк -2004» и «Еврофолк 2010» в Болгарии, престижное звание «Maestro Academic» фестиваля Черноморский собор «Euro Folk 2010». В ансамбле появились детская и взрослая группы, а с начала 2000-х он стал называться молодежным общественным объединением «Центр фольклорной культуры «Жалейка», так как юные музыканты не только осваивали народные инструменты, но и знакомились с их историей, традициями.
Правда, со своим постоянным концертным домом музыкантам долго не везло. Ребята занимались то на базе гимназии №86, то в помещении одного из детских домов, то в педагогическом колледже №1, то в педагогической академии, стали частью проекта студии Константина Хабенского в Нижнем Тагиле… Сергей Игнатов уверен, что давно пора общественности выходить на разговор о дополнительном образовании, которое упорно уходит на второй план и уже почти ушло из школ, а ставки для руководителей кружков и студий сохраняются в основном в лицеях и гимназиях.
- Детям интересно играть на народных инструментах, а у руководителей учебных заведений нет ставок для педагогов, - сетует руководитель «Жалейки».
В прошлом году ансамбль обосновался на базе лицея №39, была набрана группа младших школьников. И теперь у Сергея Игнатова новая проблема: кому из многочисленных желающих доверить играть на жалейке, пиле или балалайке во время концерта, так как все рвутся выступать на сцене и практически у каждого солиста есть дублеры.
Катя Пушкарева играет на окарине.
И про каждого руководитель может сказать множество хвалебных слов. К примеру, Катя Пушкарева, освоившая окарину, - умница, отличница и очень артистичная девочка, а Даниил Ганжа – универсальный артист, играющий на жалейке, свирели, гармони, гитаре. Андрей Патрушев – замечательный гусляр, Аня Пакичева – прекрасно играет на ксилофоне, у Юли Болтиновой очень хороший голос, а Настя Рахматуллаева - мастер второго голоса, что тоже достаточно сложно…
По словам заместителя директора лицея №39 по воспитательной работе Инны Романовской, образовательное учреждение только выиграло, став домом для ансамбля «Жалейка». Ребята стали общительнее, у них развиваются лидерские качества, и вместе с тем они чувствуют себя единым коллективом. Показав за короткий срок хорошие результаты, юные музыканты участвуют во всех школьных праздниках, и даже старшеклассники с удовольствием слушают игру малышей.
Разумеется, как и у большинства ансамблей, у «Жалейки» главная проблема – отсутствие финансов для дальнейшего развития. Все эти с виду простые жалейки, свирели, рожки, гусли, балалайки нынче дорого стоят, так как - эксклюзив. Настоящая окарина, похожая на красивую глиняную игрушку, обходится в среднем в 10-15 тысяч рублей. А еще нужны костюмы. И без фестивалей, конкурсов, выступлений на разных сценах ни один коллектив жить не может, а для поездок нужны спонсоры. Ребята из «Жалейки» и рады были бы поехать в этом году на фестиваль в Италию, где их ждали и у них были все шансы на призовые места, но даже минимальная сумма на одного человека получается больше 400 евро, а это для многих огромные деньги.
- Народная культура себя не окупит, - уверен Сергей Игнатов. - В России огромное количество талантов, но на виду лишь единицы: хор Пятницкого, ансамбль Надежды Бабкиной. Ансамбль «Золотое кольцо» очень популярен, но это безобразие, а не народная музыка.
Руководитель «Жалейки» Сергей Игнатов.
Отметив, что нашему национальному самосознанию мешают проблемы глобализации и «магдональдлизации», руководитель «Жалейки» переключился на мечты и планы. Да, островку народной музыкальной культуры нужны меценаты, но и они в итоге окажутся в выигрыше. Во-первых, ансамбль народных инструментов может стать визитной карточкой любого образовательного или культурного учреждения, примеры уже есть – «Соловейка» и «Рябинка». Во-вторых, музыканты могли бы подготовить разнообразную программу музыкальных произведений народов мира, и такое выступление не осталось бы незамеченным на фестивале любого уровня в любой стране. В-третьих, для привлечения туристов можно организовать фольклорный фестиваль на границе Европы и Азии или включить выступление «Жалейки» в экскурсионную программу турфирм... И еще десяток предложений.
Нынче все разговоры про кризис. Но все чаще звучат размышления о том, что кризис – это новые возможности, шанс изменить ситуацию в лучшую для себя сторону. И у «Жалейки» есть все шансы вновь громко заявить о себе. А если выпускники ансамбля, зная, что игра на народных инструментах не модное, трудоемкое и затратное увлечение, все же приводят в «Жалейку» своих детей, значит, у коллектива есть будущее.