Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
03.02.2017 11:26
В Свердловском областном краеведческом музее открылась выставка лаковой живописи
В Свердловском областном краеведческом музее открылась выставка лаковой живописи
Последние новости
Теги: Свердловская область Нижний Тагил культура лаковая живопись

ЖЕСТЬ БЛАГОРОДНАЯ - од таким интригующим названием в Свердловском областном краеведческом музее, в музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» на улице Малышева, 46, открылась выставка, посвященная одному из ярчайших культурных феноменов - теме уральской лаковой живописи по металлу XVIII-XXI веков, главную скрипку в которой играет, безусловно, школа нижнетагильской лаковой росписи.


В 2016 году тагильскому подносному промыслу исполнилось 270 лет. Именно к этому событию и было приурочено открытие выставки «Жесть благородная», как завершающий аккорд празднования юбилейной даты.


На вопрос зрителей, почему в названии выставки звучит все же не «нижнетагильская», а «уральская лаковая живопись», известный на Урале и в России искусствовед, кандидат педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета Александр Максяшин, изучающий данную тему практически сорок лет, ответил, что в Уральском регионе было несколько центров, где занимались лаковой живописью. Это, например, Талицкая фабрика под Соликамском. Увлекались лаковой росписью также в Туринске, Лысьве, в Невьянске при написании икон.


Однако, как бы мы ни углублялись в историю, выискивая правду об истоках зарождения уральской лаковой живописи, основу выставки составляют произведения тагильских мастеров. Они размещены в трех залах площадью около 500 кв. метров. Это удивительное направление декоративно-прикладного искусства, во всей его красоте и полноте, Свердловский областной краеведческий музей представил Екатеринбургу, его гостям и жителям области впервые за последние 40 лет.


Как рассказала заведующая отделом музея по работе с посетителями и один из авторов создания выставки Ольга Голова, в последний раз тагильские подносы экспонировались в музее лет 20 назад на выставке «Самовары и подносы: 250 лет», но тогда демонстрировалась частная коллекция, состоящая исключительно из работ современных мастеров – художников, работавших в экспериментальном творческом цехе Нижнетагильского завода эмальпосуды в 80-90 годы XX столетия. Сейчас же экспозиция гораздо шире, глубже, богаче. В ее палитре более 150 авторских подносов из фондов областного краеведческого музея и собраний екатеринбургских коллекционеров, выполненных мастерами в разные периоды истории, на самых разнообразных формах - овальных, круглых, прямоугольных, фигурных, миниатюрных сувенирных, называемых любовно в народе «семечками». И в самых разнообразных темах - традиционная цветочная роспись, прежде всего – роза, уральская рябина, фруктовые и ягодные композиции, пейзажи, натюрморты, портреты, сюжеты.


Есть в экспозиции и совсем «древние» экземпляры: подносы «Возвращение блудного сына», «Кающиеся», относящиеся к первой половине XIX века. С таких вот сюжетных тем, по библейским мотивам, и начинали 270 лет назад свое творчество первые уральские «лакировщики». Кстати, почему в названии выставки слово «жесть»? Видимо, для привлечения внимания к выставке современной молодежи. На самом деле, речь идет об изготовлении изделий из листового железа и существовании на Урале уже в первой трети XVIII века кузнечно-клепального промысла – так в ту пору называлось подносное производство. Подносы тогда были составными, из отдельных частей.


Кроме подносов, уральские мастера расписывали шкатулки, баночки, сухарницы. Как говорили в старину, делали это для «домашности да для веселья в глазу». Красивые предметы, понятно, пользовались спросом. Прежде всего, в быту местных дворян, купцов, промышленников, а также других состоятельных граждан обширной русской провинции. Не случайно Николай Никитич Демидов открыл в Нижнем Тагиле 1806 году живописное училище для крепостных мальчиков. Просуществовало оно до 1820 года. Тем не менее, оставило заметный след в искусстве лаковой росписи и развитии тагильского подносного промысла.


Во второй половине XIX века тагильская роспись теряет свою былую славу, совершенно исчезает кистевое «маховое» письмо и популярными становятся подносы с трафаретным орнаментом. Уже после революции 1917 года в Нижнем Тагиле появляется много частных мастерских. Все они в 1929 году были объединены в большую артель «Металлист», просуществовавшую до 60-х годов.


Наверное, уже в сотый раз за свою жизнь я смотрю на горящую в лучах солнечного света уральскую рябину, написанную Тамарой Юдиной, и вновь стою, завороженная волшебством ее кисти. Помню, конечно же, и юмористические сюжетные сценки Ирины Смыковой «Дед Кузьма решил жениться!», «Маруськина любовь»: ну как тут не улыбнуться? А вот знакомые по тагильским выставкам «Райские птички» Ирины Решетовой, сочные ягодные натюрморты Марины Андреевой, Ларисы Шевченко и великолепный натюрморт в стиле голландской живописи Алены Калининой, фантастические по красоте цветочные композиции Веры Полевой, Любови Кизиловой, Татьяны Гуляевой, Елены Кондрашовой, Ольги Матуковой, Елены Отмаховой, пейзажи в стиле Федоскино Ольги Ивановой, малахитовые мотивы Сергея Веселкова и Елены Вардугиной, «Тройка» Елены Сиротиной и другие шедевры тагильских мастеров.


- Для каждой работы характерны богатство красок, высокая декоративность, законченность композиции, чистота и изящество в обработке цветов, утонченная вязь золотых орнаментов, - говорит Ольга Голова. – Не случайно авторский расписной поднос, как произведение декоративно-прикладного искусство Урала, занял достойное место не только в фондах нашего музея, но и в собраниях Эрмитажа и Государственного Русского музея.


А вот и легендарные подносы Агриппины Афанасьевой. Она одна из тех мастеров, кто начинал восстанавливать в 70-е годы основы тагильской розы. Роза-ругоза – народное название этого цветка. Конечно, он фантазийный, тагильские мастера никогда не пишут с натуры, все композиции - это плод их яркого воображения.


Как сообщил заместитель генерального директора Свердловского областного краеведческого музея, искусствовед и автор создания выставки Олег Губкин, часть шедевров уральской лаковой живописи уже скоро, в марте, отправится в Крым в рамках нового проекта под названием «Художественный металл Урала».

   



Читать еще
Нижний Тагил в проектах страны
05.08.2022 15:25 /
В одном из залов можно увидеть капсулу, которая была заложена полвека назад с письмом к тагильчанам 2022 года.
Комментариев: 0
Драматический театр в день празднования 300-летнего юбилея города представит  сказочный марафон
05.08.2022 07:51 /
На площадке за драматическим театром 13 августа будет обустроена сцена, зрительские места и шатры чудес.
Комментариев: 0
В Нижнем Тагиле прошел пленэр для особых детей
04.08.2022 14:25 /
Мероприятие было организовано ЕВРАЗом совместно с педагогами Свердловской региональной общественной организации художников «Авторы...
Комментариев: 0
Прямой эфир, новая песочница и зажигательное ча-ча-ча
04.08.2022 12:32 /
20-й городской конкурс «Молодая семья» в год 300-летия Нижнего Тагила.
Комментариев: 0
В Нижнем Тагиле презентовали новую книгу о городе
01.08.2022 14:43 /
Сегодня в  Музее природы и охраны окружающей среды состоялась презентация  фотоальбома «Нижний Тагил. 300 лет на службе...
Комментариев: 0
В школе №23 Нижнего Тагила завершается ремонт
29.07.2022 07:54 /
Через несколько недель все работы будут полностью завершены, строительная пыль исчезнет, и школу можно будет увидеть во всей красе
Комментариев: 0