20.01.2017 12:13
«Холодное отопление». Почему тагильчане мерзнут в своих квартирах?
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
«Хотелось бы решить проблему с холодным отоплением в квартирах», - написал на городской сайт житель дома №16 на улице Зари. И впрямь: если холод бывает жгучим, лед - горячим, то почему бы не существовать и холодному отоплению? Увы, нынешней зимой этот оксюморон, как сказали бы древние греки, звучит не так уж нелепо.
По крайней мере, для жителей некоторых домов в центральной части города, ГГМ и, конечно, Вагонки – там, где в контуре насосной №6 перебои с теплом стали чуть ли не нормой. И, как мы писали не раз, ситуацию не исправить без модернизации отопительной системы района.
По второму кругу
В январе повторилась декабрьская погодная история. В морозы энергетики не скупились поддавать жару, холод чувствовали лишь в отдаленных или совсем уж проблемных домах. С потеплением подачу от котельных снизили, и это ощутили уже многие, в той или иной мере. Плюс из-за колебания температур стали, как обычно, рваться сети - на ГГМ, Тагилстрое, Вагонке. Там, где были в порядке камеры и запорная арматура, устранение аварий обошлось без сливов и перезапусков. По информации управления ЖКХ, к понедельнику теплоснабжение восстановили по всем адресам.
- Не надо забывать, что температура в квартирах зависит не только от поставщика, на входе в дома теплоноситель обычно в норме, – подчеркнул начальник управления ЖКХ Егор Копысов. Похоже, череда относительно мягких зим отучила от навыков утепления жилья и жителей, и управляющие компании.
И венчает картину главная проблема. «Мерзнем-мерзнем, а платим при этом по полной!» - возмущаются жители.
Здесь два варианта. Если ОДПУ нет и народ платит по нормативу, то «по полной». Если стоит ОДПУ, то, казалось бы, неудобства и затраты жильцов, зябнущих и включающих электрообогреватели, должны быть компенсированы снижением сумм в платежках? Увы, как пояснил Егор Копысов, прямая взаимосвязь между температурой в квартире и показаниями ОДПУ прослеживается не всегда. Бывает, часть квартир тепла недополучает, а по счетчику расход даже выше нормативного. Это говорит о том, что система в доме не в порядке.
Подачу «мерзнущим» домам увеличили. Но доплатит за это вся Гальянка
Конкретные причины «плохой погоды» в квартирах раскрыл директор МУП «НТТС» Андрей Обельчак:
- По статистике, в 90% случаев причины - внутридомовые. Это выявляется при обследованиях. Никак мы не доведем температуру до нормы, если здание «сифонит» и в подвале утечки.
Второе, с чем мы сталкиваемся, - ошибки при замене внутренней разводки. Потребители любят использовать для этого пластиковые трубы, но не учитывают, что при одинаковом внешнем диаметре внутренний диаметр такой трубы меньше, чем у трубы железной. Не зря, несмотря на недовольство жителей, фонд капремонта не пошел на применение пластика. Только по документам он выдерживает 90 градусов, а нередко попадается некачественный материал, который разрушается под воздействием высоких температур. При открытой системе теплоснабжения мы больше 90 по Цельсию вряд ли подадим, но есть же и закрытые системы, на которые всех обязали со временем перейти. Отопление для них мы можем дать и 100 и 120 градусов.
Третья причина - не соблюдаются проекты. Например, 17 января мы были в школе №71 на улице Известковой, где постоянные проблемы с теплом. Здание построено в дремучие годы, с нарушениями. Должна быть стена толщиной 400 мм, а построили 300. Было предусмотрено, что наполовину тепло обеспечивается приточной вентиляцией - от подвалов, где установлены калориферы. Но эта вентиляция даже не смонтирована или разрушена. Сохранились останки вентиляторов и калориферов.
Что делать? Можно установить новые трубы большего диаметра и дополнительные радиаторы, можно действовать фундаментально, на перспективу – утеплять стены, менять окна, восстанавливать калориферы. Либо мы просто пригоним к школе дополнительный поток теплоэнергии и продолжим обогревать улицу.
Есть еще примеры разрегулированности систем в домах. Разводящая труба на ГВС в два раза шире, чем труба на отопление: кто-то когда-то так смонтировал «из того, что было». Но вода не дура: уходит в широкую трубу, в результате из кранов шпарит кипяток, а отопления в квартирах не хватает.
В одном больничном здании постоянно мерзли, т.к. был нарушен баланс между стояками. Наши специалисты разобрались, поправили.
Если жители МКД говорят, что «в одной комнате стояк холодный, а в другой горячий, или «у соседа тепло, а у меня почему-то нет», причина явно не в параметре теплоносителя, подаваемого дому от ресурсника. Надо вызывать обслуживающую организацию.
Сейчас от УК пошли обращения помочь отрегулировать системы. Но у «НТТС» нет штата, который мог бы заниматься обслуживанием зданий. Из опыта мне известно, что хорошие теплотехники в городе есть, и в домах, где УК и собственники не жалеют средств на их услуги, проблемы решаются.
- Все мы отлично помним, сколько было жалоб на перетопы, на негибкую реакцию котельных и насосных на погоду – в оттепели и межсезонье люди буквально умирали от духоты. Постепенно регулировать режимы научились на уровне МКД. Сами энергетики немало сделали для балансировки подачи, в том числе на квартальных сетях Тагилстроя, ВМЗ, ГГМ. Не говоря уже о том, что на всех котельных и ТЭЦ меняют параметры согласно температурным графикам.
- Мы снижаем подачу, когда начинается потепление. И никто бы от этого не страдал, если бы все УК и ТСЖ добросовестно готовили дома к зиме. Кто-то начал более ответственно подходить к этому процессу, а кто-то не захотел возиться с регулировками подач между ГВС и отоплением, или не смог провести работы по утеплению здания.
В результате, когда в ноябре с ГГМ пошли массовые жалобы, мы вынуждены были на несколько градусов от графика поднять исходную температуру на гальянской котельной. И до сих пор держим чуть повышенную. Тем самым мы закрываем пробелы в работе УК. Но надо понимать, чем эта ситуация невыгодна жителям тех МКД, где все в порядке. Так как у всех счетчики, они будут оплачивать избыточную подачу теплоносителя.
Тагильчанам пора понять, что не надо уповать на РСО как на регулировщика температуры в доме и тем более в квартире. Это задача собственников и УК, и, чтобы ее выполнить, на мой взгляд, нужны энергосервисные контракты. Существует нормальная общепринятая схема: компания проводит работы за счет той экономии, которую принесет регулировка или замена каких-то систем, жильцы дополнительно ничего не платят. В бюджетных объектах, школах и детских садах, мы довольно серьезно продвинулись в этом.
В МКД дело не движется, потому что сопряжено с решением общего собрания. А подавляющее большинство жителей даже задумываться не хотят о столь «глобальных» вещах. Но при этом все начинают рвать и метать при виде больших сумм в квитанциях.
Ирина ПЕТРОВА.
Андрей Обельчак.
Датчики в котельной ГГМ.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.
По крайней мере, для жителей некоторых домов в центральной части города, ГГМ и, конечно, Вагонки – там, где в контуре насосной №6 перебои с теплом стали чуть ли не нормой. И, как мы писали не раз, ситуацию не исправить без модернизации отопительной системы района.
По второму кругу
В январе повторилась декабрьская погодная история. В морозы энергетики не скупились поддавать жару, холод чувствовали лишь в отдаленных или совсем уж проблемных домах. С потеплением подачу от котельных снизили, и это ощутили уже многие, в той или иной мере. Плюс из-за колебания температур стали, как обычно, рваться сети - на ГГМ, Тагилстрое, Вагонке. Там, где были в порядке камеры и запорная арматура, устранение аварий обошлось без сливов и перезапусков. По информации управления ЖКХ, к понедельнику теплоснабжение восстановили по всем адресам.
- Не надо забывать, что температура в квартирах зависит не только от поставщика, на входе в дома теплоноситель обычно в норме, – подчеркнул начальник управления ЖКХ Егор Копысов. Похоже, череда относительно мягких зим отучила от навыков утепления жилья и жителей, и управляющие компании.
И венчает картину главная проблема. «Мерзнем-мерзнем, а платим при этом по полной!» - возмущаются жители.
Здесь два варианта. Если ОДПУ нет и народ платит по нормативу, то «по полной». Если стоит ОДПУ, то, казалось бы, неудобства и затраты жильцов, зябнущих и включающих электрообогреватели, должны быть компенсированы снижением сумм в платежках? Увы, как пояснил Егор Копысов, прямая взаимосвязь между температурой в квартире и показаниями ОДПУ прослеживается не всегда. Бывает, часть квартир тепла недополучает, а по счетчику расход даже выше нормативного. Это говорит о том, что система в доме не в порядке.
Подачу «мерзнущим» домам увеличили. Но доплатит за это вся Гальянка
Конкретные причины «плохой погоды» в квартирах раскрыл директор МУП «НТТС» Андрей Обельчак:
- По статистике, в 90% случаев причины - внутридомовые. Это выявляется при обследованиях. Никак мы не доведем температуру до нормы, если здание «сифонит» и в подвале утечки.
Второе, с чем мы сталкиваемся, - ошибки при замене внутренней разводки. Потребители любят использовать для этого пластиковые трубы, но не учитывают, что при одинаковом внешнем диаметре внутренний диаметр такой трубы меньше, чем у трубы железной. Не зря, несмотря на недовольство жителей, фонд капремонта не пошел на применение пластика. Только по документам он выдерживает 90 градусов, а нередко попадается некачественный материал, который разрушается под воздействием высоких температур. При открытой системе теплоснабжения мы больше 90 по Цельсию вряд ли подадим, но есть же и закрытые системы, на которые всех обязали со временем перейти. Отопление для них мы можем дать и 100 и 120 градусов.
Третья причина - не соблюдаются проекты. Например, 17 января мы были в школе №71 на улице Известковой, где постоянные проблемы с теплом. Здание построено в дремучие годы, с нарушениями. Должна быть стена толщиной 400 мм, а построили 300. Было предусмотрено, что наполовину тепло обеспечивается приточной вентиляцией - от подвалов, где установлены калориферы. Но эта вентиляция даже не смонтирована или разрушена. Сохранились останки вентиляторов и калориферов.
Что делать? Можно установить новые трубы большего диаметра и дополнительные радиаторы, можно действовать фундаментально, на перспективу – утеплять стены, менять окна, восстанавливать калориферы. Либо мы просто пригоним к школе дополнительный поток теплоэнергии и продолжим обогревать улицу.
Есть еще примеры разрегулированности систем в домах. Разводящая труба на ГВС в два раза шире, чем труба на отопление: кто-то когда-то так смонтировал «из того, что было». Но вода не дура: уходит в широкую трубу, в результате из кранов шпарит кипяток, а отопления в квартирах не хватает.
В одном больничном здании постоянно мерзли, т.к. был нарушен баланс между стояками. Наши специалисты разобрались, поправили.
Если жители МКД говорят, что «в одной комнате стояк холодный, а в другой горячий, или «у соседа тепло, а у меня почему-то нет», причина явно не в параметре теплоносителя, подаваемого дому от ресурсника. Надо вызывать обслуживающую организацию.
Сейчас от УК пошли обращения помочь отрегулировать системы. Но у «НТТС» нет штата, который мог бы заниматься обслуживанием зданий. Из опыта мне известно, что хорошие теплотехники в городе есть, и в домах, где УК и собственники не жалеют средств на их услуги, проблемы решаются.
- Все мы отлично помним, сколько было жалоб на перетопы, на негибкую реакцию котельных и насосных на погоду – в оттепели и межсезонье люди буквально умирали от духоты. Постепенно регулировать режимы научились на уровне МКД. Сами энергетики немало сделали для балансировки подачи, в том числе на квартальных сетях Тагилстроя, ВМЗ, ГГМ. Не говоря уже о том, что на всех котельных и ТЭЦ меняют параметры согласно температурным графикам.
- Мы снижаем подачу, когда начинается потепление. И никто бы от этого не страдал, если бы все УК и ТСЖ добросовестно готовили дома к зиме. Кто-то начал более ответственно подходить к этому процессу, а кто-то не захотел возиться с регулировками подач между ГВС и отоплением, или не смог провести работы по утеплению здания.
В результате, когда в ноябре с ГГМ пошли массовые жалобы, мы вынуждены были на несколько градусов от графика поднять исходную температуру на гальянской котельной. И до сих пор держим чуть повышенную. Тем самым мы закрываем пробелы в работе УК. Но надо понимать, чем эта ситуация невыгодна жителям тех МКД, где все в порядке. Так как у всех счетчики, они будут оплачивать избыточную подачу теплоносителя.
Тагильчанам пора понять, что не надо уповать на РСО как на регулировщика температуры в доме и тем более в квартире. Это задача собственников и УК, и, чтобы ее выполнить, на мой взгляд, нужны энергосервисные контракты. Существует нормальная общепринятая схема: компания проводит работы за счет той экономии, которую принесет регулировка или замена каких-то систем, жильцы дополнительно ничего не платят. В бюджетных объектах, школах и детских садах, мы довольно серьезно продвинулись в этом.
В МКД дело не движется, потому что сопряжено с решением общего собрания. А подавляющее большинство жителей даже задумываться не хотят о столь «глобальных» вещах. Но при этом все начинают рвать и метать при виде больших сумм в квитанциях.
Ирина ПЕТРОВА.
Андрей Обельчак.
Датчики в котельной ГГМ.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.
   
Читать еще
Сегодня на мостовом переходе прошли статические испытания.
Комментариев: 0
В Нижнем Тагиле реализуется президентская программа социальной газификации. Благодаря ей подвести газ к границе земельного участка...
Комментариев: 0
Протяженность моста составляет 434 метра, его ширина – 24,8 метра.
Комментариев: 0
Уже в скором времени на территории появятся тренажеры и гимнастический комплекс, для молодёжи оборудуют площадку для воркаута
Комментариев: 0
Важный для Нижнего Тагила инфраструктурный объект будет построен в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».
Комментариев: 0
Комментариев: 0