Из окна его мастерской открывается живописный вид. Если абстрагироваться от выглядывающей из-за строений макушки колеса обозрения, граффити на стенах и современных инсталляций, выполненных коллегами по цеху, то получится почти поленовский дворик. Только не московский, а уральский, но пропитанный тем же воздухом сохранившейся старины, ее уклада, неспешной умиротворенной патриархальности.
Может быть, поэтому Максим Нуштаев так часто «зависает» в проеме, в сотый раз вглядываясь в знакомое до мелочей пространство, которое завораживает своей простотой и лаконичностью. Странно, но и внутри небольшого помещения, где так много всего металлического, то же ощущение спокойствия, основательности, домашнего тепла. И не хочется уходить. Хочется продолжать разглядывать многочисленные диковинные вещицы: сундучки, зеркала в тяжелых рамах, огромных рыб с хищным пираньим оскалом и луноликих с круглыми удивленными глазами. Во всех этих арт-объектах ни грамма гламура. Ведь их автор и внешне, и внутренне абсолютный брутал. И акцентированная мужественность отражается как в его работах, так и во вкусах и предпочтениях. Максим обожает тяжелый рок и песни Высоцкого. Под такую музыку хорошо работается, приходят новые идеи и образы, порой самые парадоксальные. Например, о тревожных снах сантехника Василия.
В середине июня в Магнитогорске состоялось межрегиональное биеннале современного изобразительного искусства «Лабиринт II», где очень масштабно и убедительно заявили о себе 24 тагильских художника, трое из которых вернулись с престижными наградами. В номинации «Декоративно-прикладное искусство» второе место за пластическую композицию «Жертвоприношение» получила Анжелика Южакова. Третье - за работу «Пророчество Босха» в номинации «Арт-объект» присуждено Александру Брусницыну, а главной награды – «Гран при» в той же номинации удостоен Максим Нуштаев. Его сантехник, которому даже ночью снятся трубы, стояки и вентили, покорил и богемную публику, и жюри. Чудовищный индустриальный узел в голове работяги стал составляющей подсознания этого неординарного персонажа. Несмотря на терминаторский глаз, редкие кривые зубы и бороду из гвоздей, Василий – не монстр. Он позитивен, вызывает улыбку и воспоминания о куравлевском Афоне.
Как приходят подобные идеи и как воплощаются?
- Чаще всего «танцевать» приходится от наличия материала, - рассказывает о процессе созидания Максим. - Вот был у меня кусок ствола дерева – вырезал из него голову. Потом взял и снес половину черепа. Почему? Трудно объяснить. Все происходит спонтанно и зависит от состояния, настроения, даже погоды. Эскизы я никогда не делаю. Только в тех редких случаях, когда нужна симметричная форма.
Как любой творческой личности, Нуштаеву не надо разъяснять смысл высказывания Эфроса о том, что в руке всегда должна быть пуговица, то есть деталь будущего костюма, картины, спектакля. В этом плане у Максима все в порядке. Его арсенал, состоящий из гвоздей, саморезов, часовых механизмов, всевозможных железяк разного назначения, постоянно пополняется. Это и находки, и приобретения, и то, что приносят друзья и единомышленники. Бросовые вещи и их комплектующие, годами хранившиеся где-нибудь в чулане или гараже, вдруг становятся стильными атрибутами современного искусства. Кто бы мог подумать, что детали от старой пишущей машинки украсят крыло гигантской бабочки, а связка ключей и монеты станут отличным декором для сундучка?
Многие работы Нуштаева не просто красивы и оригинальны, но еще и функциональны. В них можно хранить вещи, они служат потайным баром для бутылочки марочного коньяка, а зеркала и трюмо – прекрасно впишутся в интерьер просторной квартиры или коттеджа. Искусство ради искусства – не его тема. На вопрос о своем самом любимом детище, с которым он ни за что не расстанется, Максим беспечно и весело ответил:
- Влюбляться в то, что ты создал, – нельзя. Это тормозит творчество. Я легко расстаюсь с тем, что востребовано, что нравится людям, что радует глаз. Эти вещи должны жить своей жизнью. Тогда освободится место для чего-то нового, может быть, еще более яркого и интересного.
Наталья НИКОЛАЕВА.
Максим Нуштаев.
Фото Сергея Казанцева.