При постоянном конфликте интересов ресурсников и управленцев - вряд ли. Равно как и похождения въедливых потребителей, требующих порядка и правды.
Второй год добивается корректировок за тепло житель дома №2 на Октябрьском проспекте Геннадий Попов. Он подозревает, что и в других домах расчеты ведутся с ошибками, просто люди не вникают. Вот и решил рассказать обо всех перипетиях газете, а мы, что могли, пояснили.
Сбились с курса
Геннадий Попов:
- Проблемы начались в январе 2015 года, когда наша УК «Стройсервис», которая сама оказывает расчетно-кассовые услуги, вдруг предъявила по 5-7 тысяч за тепло. Жители возмутились, и в феврале дому сделали перерасчет.
По квитанции Геннадия Попова за январь 2015-го видно, что плата за тепло выросла из-за перерасчета за сентябрь-декабрь. Примерно то же самое происходило в других домах ГГМ, и причины ресурсники и управленцы объясняли по-разному. На февральских квитанциях Стройсервиса, например, напечатано, что НТТС выставил УК некорректные счета. НТТС же пояснял, что в домах, где оказались не поверены или сломаны приборы учета тепла, на законных основаниях предъявили норматив.
Дому на Октябрьском проспекте, 2, еще повезло – там счетчик прошел поверку оперативно.
Г. П.:
- Раз счетчик в порядке, для дома рассчитали средний показатель по фактическому потреблению за 2014 год - 236,88 Гкал в месяц, и этот объем стал основанием для оплаты в 2015 году.
Прихватили три дня
Г. П.:
- В мае прошлого года тепло отключили 12-го числа, согласно постановлению администрации, но плату почему-то начислили за все 15 дней. В результате жители 1-,2-,3- и 4-комнатных квартир дома переплатили соответственно по 98, 145, 175, 210 рублей, дом в целом – 28 тысяч. А если взять все дома? В УК нам сказали, что скорректируют платеж в конце года. Вопрос: почему с помощью компьютерной программы не смогли выполнить такую несложную операцию сразу?
Действительно, по этой системе жители платят авансы, и весьма долгосрочные, ведь «в конце года» - это через восемь месяцев. И «среднемесячные» цифры почему-то часто выше фактических. Впрочем, в сезон 2013-2014 было морозно – средний расход вылился в 236,88 Гкал. Следующая зима была теплее, и средний показатель 2015 года составил 181,97 Гкал. Если учесть разницу, можно предположить, что в 2015-м жители переплатили за тепло процентов этак 20.
Следуя этой логике, они ждали в январе 2016-го корректировки в свою пользу…
Меняли диспетчера - проскочили узловую станцию
Но буквально на пороге этого события УК перешла на прямые расчеты с МУП «НТТТС» через Расчетный центр Урала. С декабря 2015 года за тепло, ГВС и капремонт платят по отдельной квитанции. И если раньше Геннадий Алексеевич разбирался с одной управкомпанией, то теперь ходит с письмами и заявлениями по трем организациям! Ответы ему готовят в считанные дни, и даже показания теплосчетчика предоставили.
Г. П.:
- Только вот делать корректировку УК «Стройсервис» отказывается – посылают в НТТС, говорят, что все деньги они перечисляли туда. В НТТС и РЦ Урала объясняют, что выполнят перерасчет, но только за «свой» период – с декабря по май 2016-го. А корректировка с января по ноябрь 2015-го – обязанность УК. И это верно, УК должна была рассчитаться с нами на момент изменения схемы оплаты.
Как подтвердили специалисты МУП НТТС, управляющие компании платят за поставку по показаниям приборов, а не по-среднему. Значит, разница осталась в УК. Или, как вариант, ушла на оплату долгов за ресурсы. Надеемся, специалисты управляющей компании ответят, в чем причина.
Обратите внимание: в УК «Стройсервис» брали за расчетный период весь календарный год, с января по декабрь, и корректировку делали в январе.
РЦ Урала использует период с сентября по май и корректирует плату по итогам отопительного сезона в июне-июле.
Это разночтение только добавило путаницы.
Г. П.:
- Больше всего меня возмущает, почему руководители трех организаций – Стройсервиса, НТТС и РЦ Урала - не могли определиться по всем вопросам и все документально оформить? К тому же, не только по корректировке платы возникла эта карусель!
Потеряли площади в знаменателе
Г. П.:
- В квитанциях РЦ Урала площадь нежилых помещений дома оказалась уменьшена с 653 до 465 кв.метров. А это привело к увеличению платы жителей, пусть и небольшому. Решил я уточнить размеры помещений, занимаемых юрлицами, узнать, кто подключен к теплу до общедомового теплосчетчика, кто после. Обратился за этой информацией в УК – сказали, что данных нет.
Пришлось Геннадию Алексеевичу самому обойти восемь магазинов и офисов. Ему показали договоры с НТТС. Выяснил, что фактическая суммарная площадь нежилых помещений даже больше, чем указано в паспорте дома, - 696 кв.метров.
Г. П.:
- И вот прихожу с этим на личный прием к руководителю УК и узнаю, что все договоры с юрлицами и данные о площадях в компании есть. Ладно, мне их не сразу показали, но почему не могли вовремя предоставить в РЦУ?
И правда, на прямые расчеты переходили в ноябре-декабре, но почему-то информацию о площадях дома УК (как следует из ее же ответа) направила в РЦ Урала 14 января, а показания теплосчетчика за январь-ноябрь 2015 года – только 10 февраля.
Тем не менее в НТТС признали за собой «косяк» с площадями. Обещали, что тщательно все перепроверят и, если не правы, счета скорректируют.
Докатились до прокуратуры
- Еще 12 февраля, а повторно 4 марта руководитель УК ответил, что решение вопроса о перерасчете за 2015 год будет принято после консультации с МУП НТТС. Видимо, они не договорились, раз ничего не меняется. Или договорились. На личном приеме в УК был 24 мая – приняли с пониманием, но нам нужен еще и результат.
Поняв, что карусель крутится не в пользу жителей, Геннадий Алексеевич написал заявление в прокуратуру.
P.S. С июля в Свердловской области заканчивается отсрочка на применение 354 правил в расчете услуг отопления. В домах с теплосчетчиками плату начислять будут по фактическим показаниям ежемесячно: зимой – большее среднего, в межсезонье – меньше. И никаких мутных средних величин, авансов и корректировок. По идее, с этого года от неразберихи в учете ресурсов можно избавиться. Обойтись бы еще без обычных сюрпризов – «не знали», «не учли», «не согласовали»…