Нижний Тагил - родина русского расписного железного подноса, первые упоминания о котором относятся к 1746 году. На выставке «Возрождение прекрасного» в музее-заповеднике, посвященной 270-летию тагильского промысла, представлены три «волны» его возрождения в прошлом веке.
В начале столетия, при достаточно большом выпуске, изделия отличались упрощенной композицией. Подносы изготавливали из жести, расписывали без предварительной грунтовки. Был утрачен и секрет «хрустального» лака.
В период Первой мировой и гражданской войн художественные промыслы пришли в полный упадок. В 1921-1929 годах, во времена НЭПа, предприятия возобновили работу, появились новые артели. Однако, как только были закрыты кузнечно-клепальные мастерские по изготовлению подносных форм, производство вновь прекратилось.
В 1957 году на заводе «Эмальпосуда» начали штамповать формы. Казалось, промысел восстановлен, но фактически он утратил свои традиции. Постепенно тагильский поднос превратился в дешевый утилитарный предмет.
Очередное возрождение началось в 80-х, а в последнее десятилетие наш бренд вновь на слуху. Опытные мастера немало сделали для возрождения промысла. Лучшим из них на торжественном открытии выставки вручили грамоты и благодарственные письма областного министерства промышленности и науки.
Художник Евгения Новокшонова расписывает подносы уже почти три десятка лет. У нее свой фирменный стиль, в подобном в России не работает никто. В прошлом году персональная выставка Новокшоновой прошла в Екатеринбурге, в следующем планируется еще одна.
- Я свожу вместе многослойную живопись и традиционную роспись, делаю гибридные подносы. В принципе, умею все: от классической тагильской розы до пейзажей и копий картин, - рассказала Евгения Анатольевна. - Много лет назад поняла, что надо пробовать что-то новое, развиваться. Недавно начала воплощать свою идею в жизнь, одна работа хранится в фондах музея изобразительного искусства.
По словам Евгении Новокшоновой, подносный промысел в Нижнем Тагиле действительно на подъеме.
- Больших заказов немного, но без работы не сижу, - пояснила она. - Люди тянутся к прекрасному, поднос теперь предмет интерьера, а не быта. Все работы создаю в одном экземпляре, очень мало тех, которые повторяются.
Проект возрождения тагильского промысла поддерживает глава города Сергей Носов. И уже есть серьезные успехи.
В 2014 году мастера Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна создали поднос-панно «Нижний Тагил – родина российского расписного подноса», который внесли в российскую книгу рекордов Гиннесса. На нем изображена панорама площади перед зданием главного заводоуправления Демидовых. Форма восстановлена в традициях XVIII века инженерами ЕВРАЗ НТМК.
Поскольку есть спрос на тагильский поднос, растет и предложение. Открываются новые частные предприятия. Однако говорить о «светлом будущем» рано. Необходимо наладить производство подносной формы и подобрать хороший лак. Еще одна проблема – отсутствие притока «свежей крови». Пока роспись подносов не станет прибыльным занятием, она вряд ли заинтересует молодежь. Сейчас, по словам опытных мастеров, они работают, в основном, на собственном энтузиазме.
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.
1076 Часть экспозиции.