«Мои композиции сложны и просты одновременно, потому что подчеркивают уникальность мира живой природы, позволяют зрителям насладиться каждым лепестком, легким семенем и тончайшим ажуром крылышка стрекозы, мушки, жучка. Мое творчество – вход в микромир, того, чем когда-то просто наслаждались люди». Так позиционирует свою живопись художник из Верхней Салды Елена Белова. Ее акварели и графика очень своеобразны, впрочем, как и название выставки, открывшейся в здании Союза художников, – «Гербарий одинокой женщины».
К этому событию Елена шла последние три года, создав с 2013-го по 2016-й годы более сотни работ, часть из которых вошла в экспозицию «персоналки». Микроскопически точно автор изображает насекомых всех мастей, филигранно прорисовывая каждую лапку, усик, хоботок. Но это не просто банальное копирование, а пристальное созерцание, попытка взглянуть на крошечных существ не с научной, а с философской точки зрения. И потому каждый экземпляр такого гербария – маленький сюжет для небольшого рассказа.
Забавно выглядят собранные в панно букашки, издали напоминающие веселенький ситчик, а акварельное ожерелье из разноцветных мух совсем не противное, а, скорее, гламурное… Столь же экстравагантны композиции из листьев, грибов, которые, как ни странно, очень точно передают все нюансы человеческого настроения. Например, серые, чуть подгнившие подберезовики (по-народному обабки) вполне оправдывают название «Грусть».
Выпускница художественно-графического факультета НТГПИ Елена Белова несколько лет преподавала изобразительное искусство в школе, где очень сблизилась с учительницей биологии, восторженно оценивавшей ее увлечение и первые работы. Это придавало уверенность и окрыленность.
Откуда такая любознательность, внимание к деталям, мелочам, подробностям? По словам сестры художницы – из детства, когда девочка часами могла самозабвенно разглядывать каждый пупырышек пойманной лягушки. Думали, что такой интерес приведет ее в науку, но она предпочла искусство.
Название выставки априори вызывает не очень веселые ассоциации: удрученность, депрессию, замкнутость , закомплексованность, словом, все то, что обычно связано с одиночеством. Тем неожиданней обратный эффект – экспозиция получилась очень озорной, светлой, наполненной юмором и самоиронией. Даже жесткая трактовка темы любви (кусок веревки и мыло в виде кулона) не имеют никакого отношения к суициду. На мой взгляд, это очень резонное замечание о том, что любовь – не только «бабочки в животе», но и петля, способная задушить. Думаю, не случайно этот философский опус расположен неподалеку от другой декларативной формы под названием «Не выноси мозг».
Очень удачно экспозиция вписалась в «неотретушированный» интерьер зала Союза художников, где еще не завершился ремонт. И потолок из дранки, и освободившаяся от штукатурки старинная кладка из бурого кирпича, и щербатый пол создали идеальный антураж, некую «непричесанность», свойственную всему естественному, природному. А великолепная инсталляция в виде гигантского дерева, на ветвях которого Елена Белова развесила постеры, как и пластический этюд «Из жизни насекомых» в постановке режиссера Светланы Скосырской, придали выставке совершенную законченность.
К сожалению, на открытии было немного зрителей - предпраздничная пятница и приятная погода рассредоточили публику по другим местам. Но если вы не ортодокс и вам не чужды эксперименты, то вам стоит познакомиться с необычным гербарием Елены Беловой, сумевшей постичь суть и тайны микромира.
Н. НИКОЛАЕВА.
Фото Сергея Казанцева.