МУП Тагилэнерго выходит на финиш отопительного сезона 2015-2016 года с хорошими результатами: энергетики обеспечивали стабильное теплоснабжение, добились сокращения долгов перед поставщиками ресурсов.
«ТР» уже писал, как за несколько лет хронически убыточное предприятие стало доходным. Чем объяснить такой успех в непростой экономической ситуации? И сможет ли предприятие закрепить свои достижения, двигаться дальше и улучшать качество услуг? На эти вопросы ответили руководители Тагилэнерго.
- В этом сезоне мы отработали без серьезных сбоев, аварии устраняли в штатном режиме, в считанные часы, - рассказал директор Тагилэнерго Сергей Козлов, - Начиная с 2013 года отмечаем стабильное снижение как по аварийности на сетях, так и по количеству жалоб потребителей.
Наше хозяйство – это 4 газовые котельные, 5 угольных, 22 насосные станции. В зоне ответственности - Тагилстрой, Красный Камень, центр города, пригородные села. К сетям, которые мы обслуживаем, подключено 97 социальных объектов, 864 многоквартирных дома и 792 дома частного сектора.
Сергей Козлов напомнил о серии стратегически важных и верных решений, направленных на стабилизацию работы МУПа. Все они были приняты при непосредственном участии главы города Сергея Носова:
- Мэр помог договориться с основным нашим кредитором и поставщиком теплоносителя - ЕВРАЗом о разделении функций. Их дочерняя организация Тагитеплосбыт взяла на себя реализацию услуг. Мы отвечаем за транспортировку теплоносителя, обслуживаем трассы, насосные, за что получаем свою часть платежей не напрямую от населения, а через Тагилтеплосбыт. А раньше, до октября 2014 года мы и закупали ресурс сами, и отвечали за качество теплоносителя, поступающего с ТЭЦ НТМК, и ремонты вели на сетях – словом, распылялись. При новой системе ситуация с текущими расчетами поменялась – не мы должны поставщику как раньше, а он нам.
Второй шаг – урегулирование взаимоотношений с поставщиком топлива Уралсевергазом и переход на обслуживание в подконтрольную ему расчетную организацию РЦ Урала. И сейчас тагильчане понимают, что РЦУ появилась не зря – и поставщики, и потребители хотели прозрачности в расчетах, и они ее получили. Когда жители МКД оплачивали коммунальные услуги через многочисленные кассы управкомпаний или связанные с ними центры, там постоянно проводились непонятные для нас корректировки, задерживался перевод средств и т.д. В результате мы получали от 37 до 75 процентов от предъявки, и сведения о фактических платежах жителей были нам недоступны. По итогам 8 месяцев работы через РЦ Урала оплата поступает в среднем на 91%. Кроме того, УК практически не занимались взысканием долгов с населения. Сейчас претензионную работу ведет РЦ Урала.
Третья составляющая успеха - ответственное управление МУПом. Это заслуга Сергея Козлова и команды опытных специалистов, энергетиков и экономистов. Средства предприятия расходовались целенаправленно, т.е. на те ремонты, которые приносили наибольший экономический эффект. Так старые чугунные котлы энергетики меняют на стальные, с более высоким КПД. Замена электрооборудования на котельных и насосных позволила существенно снизить затраты электроэнергии. А, например, для угольных котельных в Висимо-Утке и Серебрянке во избежание простоев закупили дизельные генераторы.
Приняты и меры, крайне востребованные потребителями. Известно, что тагильчан все чаще волнует не дефицит тепла, а его избыток в межсезонье. В ситуации, когда далеко не все жители в состоянии защититься от «перетопов» собственными средствами, Тагилэнерго установил оборудование, снижающее излишнюю циркуляцию теплоносителя для двухсот домов.
Принесла свои плоды кропотливая работа с жителями частного сектора – обходы домов, инвентаризация, профилактика несанкционированных подключений и потерь.
- Главная задача – подготовка к новому отопительному сезону, восстановление основных фондов, - продолжает Сергей Козлов, – ведь износ сетей большой. Если не отремонтировать хотя бы один проблемный участок, при порыве мы за сутки получим убытков на 1-2 миллиона рублей.
Мы уже составили графики летних ремонтов, согласуем их с планами других организаций, с управлением ЖКХ. Провели конкурс на закуп оборудования, трубы на складе есть, сформированы бригады ремонтные. Около 7-8 км сетей намерены отремонтировать за сезон. Поэтому препятствий для своевременного начала отопительного сезона мы не видим - по текущим поставкам наши долги не увеличиваются. Но тяготит бремя старых долгов, накопленных Тагилэнерго с 2000 года, при прежнем руководстве города. Этот груз не дает Тагилэнерго развиваться, перестраиваться на новую закрытую схему теплоснабжения. Напомню, все предприятия и все дома по закону должны перейти на нее до 2022 года. Для этого не обойтись без инвестиций или концессий – это тот выход, о котором говорит президент России. Но на инвестиции мы сегодня рассчитывать не можем - любого инвестора, частного или государственного, останавливает огромная задолженность.
- Размер старого долга – два миллиарда рублей, – пояснила зам директора Тагилэнерго по экономике Ольга Краева. - Погасить его предприятие не в состоянии. Когда Тагилэнерго проходил процедуру банкротства, все обязательства, которые можно было выполнить, мы выполнили совместно с городом, максимальную сумму, которую могли, в адрес ЕВРАЗ-НТМК заплатили.
«Замороженные» долги формировались, главным образом, в то время, когда законы и правила не установились, приборов учета на балансовых границах не было. Все это способствовало росту кредиторки.
В 2015 году мы показали высокий потенциал - за 20 лет работы впервые вышли в прибыль. Но вся прибыль 2015 года ушла на погашение задолженностей. В тарифы же не закладывается «резерв» для оплаты старых долгов, мы можем расплачиваться с кредиторами только за счет оптимизации своего производства.
Мы выполняем текущие ремонты, а могли бы и воздушные трубопроводы, которые всему городу так мешают, перенести под землю, и убыточные угольные котельные пригорода перевести на газ. Но техническое перевооружение под вопросом: ни один концессионер или инвестор не появится, поскольку в этой ситуации и его доходы будут поглощаться долгами.
Какой из всего этого выход?
- Нашему предприятию необходима финансовая санация, оздоровление, – уверена Ольга Краева. - Отчасти ситуацию исправили бы целевые дотации, хотя бы на содержание угольных котельных. От них, чаще всего, запитано несколько домов или здание школы, и себестоимость услуг там во много раз выше того, что платит потребитель. Ежегодно мы несем по «углю» убытков до 40 млн рублей.
Наверное, муниципальное предприятие, доказавшее свою работоспособность, вправе рассчитывать и на иной вариант – на возможность договориться с кредиторами и оставить «дореформенные» долги в прошлом. Ведь сегодня все поставщики ( они же кредиторы) заинтересованы, чтобы МУП Тагилэнерго продолжал работать стабильно.