В нашем городе, а особенно в Дзержинском районе, где не только чтят, но и продолжают славные традиции народного театра балета ДК имени Окунева, любителей хореографического искусства немало. Однако кризис поставил подножку даже самым заядлым балетоманам, которые стремятся посещать постановки и спектакли гастролирующих артистов. Тем более - так эффектно рекламируемых: с афиши, приглашающей на балетно-драматический дивертисмент «Черный лебедь», на проходящих мимо дворца жителей Вагонки взирала застывшая в глубоком поклоне темнокожая балерина. И в назначенный день его зал заполнился лишь на три четверти, потому что цены на билеты от 1100 рублей (балкон и ложи) до 1800 (передние ряды партера) заставили многих потенциальных зрителей остаться дома. Какие же впечатления остались у тех, кто вопреки дороговизне, сохранил преданность Терпсихоре?
«Данный проект включает в себя три вида искусств – балет, оперу и поэзию - богат неожиданными спецэффектами и ошеломительными проекциями», - так многообещающе выглядели щедрые посулы, обозначенные в анонсах состоявшейся в минувший четверг постановки. В действительности зрители увидели на экране заурядно смонтированный видеоряд «из жизни лебедей», причем не самого лучшего качества и художественных достоинств, сопровождаемый слащавой декламацией. Столь «высокий штиль», открывший представление, вызвал недобрые предчувствия, которые, к сожалению, оказались не напрасными.
Первое отделение длилось не более 50 минут и включало всего лишь пять балетных номеров и один вокальный. Никто не объявлял исполнителей, заявленных как «примы и ведущие солисты пяти крупнейших театров России: Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Кремлевского балета» и Большого театра Москвы, Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга». Программки с краткими биографическими справками об артистах смогли приобрести не все. А те, кто успел это сделать, были вынуждены разгадывать сложный ребус «ху из ху», самостоятельно пытаясь идентифицировать лица на фото и на сцене.
Что касается самой идеи – собрать в одном отделении всю «птичью стаю»: адажио из «Лебединого озера», «Умирающего лебедя» Сен-Санса, «Дикого лебедя» Шнитке и композицию «Лебединая верность» на музыку Вивальди, то она, безусловно, заслуживает внимания. Но, на мой взгляд, в выступлении артистов не было той энергетики, которая «накрывает» зал и которую испытываешь при встрече с подлинным искусством. Например, абсолютно антиподные по характеру героини бессмертного творения Чайковского нежная Одетта и роковая Одиллия выглядели как сестры-близняшки, контрастная эмоциональная сущность которых отразилась разве что в костюмах…
Пожалуй, самым интересным и профессиональным было выступление обладательницы роскошного сопрано Ларисы Ахметовой, особенно ярко блеснувшей своим талантом во втором отделении. Оперная дива в образе Кармен вышла в зал, где среди зрителей попыталась отыскать своего Хосе. Танцы и дружеские объятия замечательной певицы вызвали в публике заметное оживление, заставив мужчин приосаниться и почувствовать себя достойными испанскими идальго.
Проект «Черный лебедь», по замыслу его создателей, посвящен «главным участникам представления – лауреатам престижных конкурсов – темнокожим танцовщикам». Тагильчане же увидели на сцене всего одного смуглого красавца (вероятно, это был бразилец Уильям Педро, во всяком случае - это имя значилось в театральной программке). Обещанную приму из ЮАР, которую зрители тщетно надеялись увидеть до самого финала, так и не дождались. Причем организаторы представления не удосужились ни извиниться, ни объяснить причину ее отсутствия.
Наш зритель незлоблив и благодарен. Он готов поддержать аплодисментами даже досадное падение балерины. Без сомнения, свою порцию радости, гармонии и эстетического наслаждения от хореографии, великолепной классической музыки и красивых костюмов он получил. Но все же, горькое послевкусие осталось. И даже не от того, что так главная интрига проекта не была соблюдена. Понятно, что в гастрольных турах по 220 городам России и зарубежья в течение 4 лет (проект «Черный лебедь стартовал в Волгограде в марте 2012 года) в составе труппы могли произойти серьезные корректировки и изменения. Любой комментарий по этому поводу был бы понят и принят. Вместо этого – молчание, которое не всегда золото. Даже для неизбалованного провинциального зрителя.
Н. НИКОЛАЕВА.