Снимки Максима Конанкова, признанного лучшим фотокорреспондентом по итогам городского конкурса «Лучший журналист 2015 года», были опубликованы в одном из ведущих новостных интернет-изданий «Lenta.ru». Фотоистория коллекционера Николая Лупынина собрала несколько тысяч просмотров. Несмотря на это, Максим не считает себя профессионалом и настаивает на том, что фотография в его жизни – всего лишь хобби. Уже десять лет он работает на ЕВРАЗ НТМК.
- Я освоил много профессий, был клеймовщиком горячего металла, вальцовщиком стана горячей прокатки, машинистом коксовых машин… Сейчас работаю старшим газовщиком на коксовой батарее, - рассказывает Максим. - Мне нравится развиваться в разных сферах. Увлечение фотографией тесно связано с историей моего друга Александра Коченкова. Во время игры в футбол он ухватился за перекладину ворот, конструкция упала на него и сломала шею. Требовались средства на лечение. Мы бросили клич на одном из городских сайтов. Трудно помочь «безликому» человеку. Фото дает возможность соприкоснуться с его жизнью. Я сделал несколько репортажей об Александре, в том числе освещал процесс реабилитации в клинике. Под каждой статьей были размещены реквизиты Коченкова, нам удалось собрать крупную сумму денег. Это меня вдохновило, и я решил улучшить свои навыки. Осенью поступил в школу современной фотожурналистики и документальной фотографии.
- В каком жанре вы работаете?
- Мне очень нравится документальная фотография. Она имеет сходство с репортажными снимками, но, в целом, эти два жанра нельзя приравнять друг к другу. К примеру, все знают, как выглядит репортаж со спортивного события. Это интересные моменты игры. А документальная фотография покажет закулисье спортивной жизни: атмосферу и конфликты, возникающие во время переездов команды, эмоции игроков в раздевалке. На разработку темы уйдет не день, а неделя или даже несколько месяцев.
Фотодокументалистика не приносит денег. Если удалось покрыть расходы – хорошо, но даже так получается редко.
Серию снимков о Николае Лупынине нельзя назвать фотодокументалистикой, это фотоистория, но она все равно делалась с проникновением в личную жизнь. Журналисты приезжали к нему на вечер, снимали коллекцию ручек и уезжали. А я прожил у него три дня. Естественно, мы лучше узнали друг друга. Мне удалось запечатлеть образ жизни моего героя, уловить его настроение, сфотографировать коллекции, которые он не показывал никому.
- Чтобы сделать снимки, вы специально ездили в Иркутск?
- Это была фотоэкскурсия, организованная школой современной фотожурналистики и документальной фотографии. Для меня она была первой, тяжело совмещать учебу с работой. Мне пришлось уехать 30 декабря прямо после смены. Новый год встретил в поезде. В Нижний Тагил вернулся 11 января в час ночи и утром вышел на работу.
В Иркутске фотографам предлагалось найти три темы для съемок. На тот случай, если один вариант не сработает, наготове должен быть другой. У многих, в том числе и у меня, съемки сорвались из-за праздников. Композитор-органист Дечебал Григоруцэ, о котором я собирался рассказать, оказался занят на елках. С другим героем, колясочником Евгением Чумаковым, тоже ничего не получилось. Я хотел поснимать парня на тренажерах, но в праздники спортзал не работал.
Уже в Иркутске узнал про Николая Лупынина. Вышел на него через интернет. Он не понимал цели моего визита, но, в конце концов, дал «добро» с одним условием: «4 января не приезжай, у меня день рождения, в дом не пущу». Время поджимало. Мне ничего не оставалось, как ехать к нему, несмотря на запрет. В Култуке (самый южный поселок Байкала. – Прим. авт.) я оказался аккурат 4 января! Николай дал единственную ориентировку – «дом на берегу, на заборе нарисованы кони, мимо них не пройдешь». В итоге я прошел мимо коней, такими маленькими они были. Вопреки ожиданиям, за дверь не выставили. «Ну, привет, проходи, - сказал Николай. - Что тебе рассказать? Вот моя коллекция ручек. Было бы у тебя побольше времени… Сейчас ко мне гости придут». Я ответил, что зайду позже, а сейчас могу погулять по поселку – ведь мне все равно некуда идти. Поразмыслив, Николай разрешил остаться.
Лупынин оказался интереснейшим человеком. Коренастый, разговаривает громко, делает грандиозные вещи. «Гигантоман» и «коллекционер коллекций» - так я его назвал. Он трижды входил в книгу рекордов Гиннесса Иркутской области, в первый раз – с гигантской бочкой, на которой выходил в Байкал, во второй – с новогодней елью из авторучек. А в прошлом году соорудил четырехметровую ручку, она пишет за счет шарикового дезодоранта, куда впрыснута смазка из подшипников. Коллекционирует зажигалки, елочные игрушки, кассеты с Высоцким, почтовые конверты, билеты с самолетов и поездов, марки, пластиковые крышки…
- Зачем он собирает весь этот мусор?
- Когда пообщаешься с Николаем, начинаешь смотреть на многие вещи по-другому. Берег Байкала был замусорен туристами. Лупынин призывал жителей выйти на субботник, все отказались. Тогда он в одиночку собрал около тысячи бутылок, из них выложил 50-метровый макет Байкала.
- Максим, летом вы как спецкор вели фоторепортаж из Македонии. Это тоже была фотоэкспедиция?
- Нет, это было еще до моего поступления в фотошколу. Я попал в Македонию совершенно случайно. На мою электронную почту пришло письмо от екатеринбургской видеостудии. Мне предлагали запечатлеть, как происходят съемки фильма-сказки. И все это совершенно бесплатно. Роли в ленте исполняют дети, они занимаются в группе сказкотерапии. Участники съемок ехала за свой счет. Перелет оплатили только режиссеру, корифею из Франции. Я подумал, что такое предложение металлургу, только увлекающемуся фото, может прийти раз в жизни, и… согласился.
Съемки проходили до 10-11 часов вечера на солнце, в горах. Изматывающая дорога. Если поначалу на обратном пути все хватались за телефоны, то потом просто спали. Для детей и организаторов это не был отдых. Я тоже находился в постоянном напряжении. Вечером мне нужно было успеть обработать снимки и отправить их в Нижний Тагил. Моя работа не осталась незамеченной, спустя несколько месяцев мне все равно заплатили: пошли деньги от продажи фильма.
- Какие у вас планы на будущее?
- Совместно с друзьями занимаюсь организацией благотворительных концертов. Средства, собранные с продажи билетов, идут на лечение Александра Коченкова. Мы можем помогать не только ему. Ищем людей, кто тоже сломал позвоночник, – у нас есть положительный опыт лечения и реабилитации. Познакомились с Ольгой Миллер, ей 36 лет. Молодая женщина попала в автокатастрофу и теперь прикована к инвалидному креслу. Она практически не выходит из дома. Наша задача помочь ей адоптироваться в обществе.
- Спасибо за беседу!
ФОТО МАКСИМА КОНАНКОВА.