«Год прошел, а никаких ремонтов в доме управляющая компания так и не сделала. Хотя план на собрании утверждали». С такими жалобами тагильчане часто приходят в Ассоциацию председателей советов МКД. Как действовать совету собственников, чтобы ситуация не повторилась в текущем году? Общественные консультанты помогли «ТР» составить пошаговую инструкцию.
Подготовиться к собранию – изучить отчет
Первый квартал года – время проведения общих итоговых собраний собственников жилья. К концу марта управляющие компании выдадут отчеты об исполнении договоров по управлению многоквартирными домами.
Отчет УК – это не только перечень выполненных работ по статье «текущий ремонт». Согласно законодательству, управляющая компания должна предоставить информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности. К ней относятся сведения о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества: порядок, условия, стоимость.
В таком отчете будет видно:
а) сколько в доме должников по оплате ЖКУ, сколько арендаторов общедомовых помещений;
б) сколько денег УК выделила на ремонтные работы, а сколько взяла на содержание общего имущества МКД;
в) какие работы, запланированные советом дома, не были выполнены в прошедшем году.
Таким образом будет проведен анализ работы.
Специалисты управляющей компании должны дать рекомендации о текущем ремонте, назвать объекты дома, которые наиболее остро в нем нуждаются.
На основании этих рекомендаций, заявлений собственников, а также самостоятельных обследований общего имущества, проведенных членами совета, составляется план работы на следующий год, который предстоит утвердить на общем собрании собственников.
Считать, заявлять, проверять!
Многие члены советов и старшие домов ошибочно считают, что достаточно сдать план в управляющую компанию, и ремонты автоматически будут выполняться. Увы, так бывает редко, и разве что в компаниях, управляющих небольшим количеством домов. А если их 40, 50, а то и 100? Тогда придется поработать совету дома.
1. Посчитать, сколько можно собрать денег на текущий ремонт общего имущества за год.
Например:
Общая площадь дома 7000 кв. метров.
По квитанции (статья содержание и текущий ремонт) удерживают по 9,50 руб. за 1 кв. метр.
По договору управления сумма сбора делится так: 30% на текущий ремонт, 70% на содержание домовладения.
Расчет: 9,50 руб. х 7000 кв.м х 0,30 х 12 мес. = 239 400 руб.
2. Распределить ремонт намеченных объектов по кварталам года, так как средства будут поступать не сразу, а по мере оплаты квитанций.
3. Обратиться к директору управляющей компании с письменным заявлением о формировании локальной сметы на ремонт намеченного объекта, где указать, что ремонт его утвержден на общем собрании. Если на счете дома денег нет, а ремонт необходим срочно, то нужно в письме просить разрешения на выполнение данной работы в рассрочку с оплатой в счет будущих поступлений платы от собственников. К заявлению необходимо приложить дефектную ведомость на ремонт заявленного объекта, которая составляется совместно со специалистами УК. На основании этой ведомости в смету будут заложены объемы работ. Все документы готовят в двойном экземпляре, сдают под регистрацию секретарю и оставляют по экземпляру в совете дома. Директор УК распорядится, какая служба будет выполнять заявленную работу.
4. Получив локальную (плановую) смету, совет дома проверяет правильность указанных в ней параметров: объем работ, наименование заявленных материалов, уточняет наименование материалов, необходимых для качественного результата. Только после этого совет подписывает ее и сдает в управляющую компанию. Специалисты приобретут необходимые материалы. На это также необходимо время - складов с готовыми материалами в УК, как правило, нет, их покупают.
5. Намечается срок выполнения работ.
6. По готовности объекта подписывать акт выполненных работ нужно только после проверки качества: объем, наименование установленных узлов, запчастей и материалов должны соответствовать параметрам локальной (плановой) сметы. Собственники имеют право просить управляющую компанию приложить к акту выполненных работ счета на оплату материалов и услуг сторонних организаций.
Таким образом, все намеченные к ремонту объекты будут под контролем совета, а компания сможет планировать работу своих специалистов.
В конце рабочего года нужно составить письменный перечень выполненных работ с указанием суммы затрат и сдать в бухгалтерию УК для сверки. До формирования годового отчета у обеих сторон будет возможность для исправления ошибок.
Стандарт и формы раскрытия информации утверждены соответственно постановлением правительства РФ №731 от 23.09.2010 и приказом Минстроя и ЖКХ от 22.12.2014 № 882/пр.