В Нижнетагильском музее изобразительных искусств в марте открылись две разные по экспонатам, но очень похожие по содержанию и основной идее выставки.
Первая – «Берестяная сказка» Сергея Коротчени, вторая – коллективная, «Тагильский поднос: традиции и рефлексии». Обе юбилейные и связаны с народными промыслами. Обе умело и бережно соединили прошлое, настоящее и будущее.
«Берестяная сказка» Сергея Коротчени
Конечно, на открытии персональной выставки, посвященной юбилею автора, в Нижнетагильском музее изобразительных искусств были и торжественные речи, и стихи, и слова благодарности за столь бережное отношение к традициям народного промысла… Но все отмечали и отличительное качество мастера – он не боится экспериментировать, не застрял в рамках «это можно, а это нельзя».
В витринах выставки Сергей Коротченя показал этапы изготовления изделий: заготовки, полотна с пробитым орнаментом, соединение в замок. Рядом - традиционные туеса, ковши, сухарницы, солонки, хлебницы. Одну из витрин заняли изделия с символикой Нижнего Тагила и ОАО «ЕВРАЗ НТМК», предприятия, где известный мастер около 30 лет работает на коксохимическом производстве. Нашлось место и для плетенных из бересты панно - таких, как «Бабушкин половичок», - сахарниц с тагильской росписью по бересте, туесов, выполненных в различных техниках.
Посетители с восторгом приняли идею Сергея Коротчени о содружестве мастеров разных промыслов. Среди примеров - туес «12 месяцев», на котором расцветают 12 «тагильских роз», и большое берестяное блюдо «Самоцветное кольцо», где будут и тагильская роспись, и художественный намек на камнерезное искусство, таволжскую керамику, туринскую игрушку, сысертский фарфор.
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.
Поднос: новый взгляд
Выставка «Тагильский поднос: традиции и рефлексии» посвящена 270-летию уральского махового письма. Она завершает музейный проект «Тагильский поднос начала XXI века», рассказывая о значимости подносного промысла и его актуальности в современном мире.
Пять лет в рамках проекта тагильские мастера лаковой росписи по металлу представляли вниманию публики свои работы по темам «Природы вечной круговерть», «Сохраняя розу», «Плодов и фруктов дивный сад», «Вспоминая прошлое», «Музей на зеркале подноса». Были и обсуждения конкурсных работ, и мастер-классы, и обмен опытом. Лучшие работы организаторы отметили дипломами, часть произведений пополнила коллекцию Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
Для финальной выставки свои творения представили не только мастера лаковой росписи, но и графики, живописцы, представители арт-групп. И потому рядом с подносами Ирины Решетовой, Жанны Овчинниковой, Натальи Прудниковой можно увидеть работы Ларисы и Николая Грачиковых, Рефата Мамутова, Натальи Кузнецовой, Дианы Брюхановой.
По замыслу организаторов, традиционные тагильские подносы и «неожиданные рефлексии профессиональных художников на тему» вместе представляют новый взгляд на сами понятия «поднос», «роспись», «цветок», «мастер». Здесь нет места стереотипам и скуке, потому и первые впечатления посетителей сводятся к трем словам: неожиданно, удивительно, ошеломительно.