Если вы не за рулем авто, какой общественный транспорт предпочтете? Конечно же - трамвай, скажут одни: билет дешевле, салон просторный и, главное, безопасно. Конечно же – маршрутку, скажут другие: ходят чаще и, если нет заторов на дорогах в час пик, быстрее.
Причем и среди тех, и среди других есть настоящие максималисты, фанатично исповедывающие полное неприятие маршрутки или трамвая. По этому поводу в социальных сетях разыгрываются нешуточные бои. При авариях с авто сторонники электротранспорта лишний раз напоминают о неоспоримых преимуществах 20-тонных вагонов. Приверженцы легких жестянок-ГАЗелей это проглатывают, но в отместку призывают власти «закатать рельсы асфальтом».
Однако трамвай в современном мире становится все более востребованным видом общественного транспорта. Он заметно разгружает город. А еще – необыкновенно украшает! Это касается и появления на улицах вызывающих всеобщее восхищение супермодерновых «низкопольников», и любовно восстановленного ретротранспорта, умиляющего и аборигенов, и туристов.
В последние годы для возрождения трамвая в Нижнем Тагиле сделано, кажется, немало. А потому нет смысла «закатывать рельсы асфальтом». Себе дороже. Но полюбят ли трамвай все тагильчане и что для этого надо сделать?
Недавно директор НТ МУП «Тагильский трамвай» Игорь Темнов представил постоянной комиссии Нижнетагильской городской Думы информацию администрации города о развитии общественного электротранспорта в Нижнем Тагиле в 2016-2018 годах.
Как рассказал руководитель транспортного МУПа, тагильчане все чаще выбирают для поездок трамвай: за минувший год пассажиропоток вырос на 61,5 тысячи человек. Ежедневно на маршруты выходят 54—57 вагонов. В 2015 году по рельсам перевезено около 9,5 миллиона пассажиров, из них 5,5 миллиона — льготники. Затраты городской казны на компенсацию предприятию выпадающих доходов за перевозку школьников и пенсионеров составили 45,6 миллиона рублей. В нынешнем году планируется дальнейшее увеличение количества рейсов, будет подготовлена и новая группа водителей.
Главные задачи на ближайшие годы – обеспечить доступность трамвая для горожан, комфортность и безопасность поездок, увеличить скорость передвижения.
Из чего же при этом исходят трамвайщики? Пассажир стал более требователен: во-первых, общественный транспорт должен быть в шаговой доступности – не более 1,5 км до остановки, во-вторых - иметь приемлемые интервалы, от 5 до 30 минут (в зависимости от пассажиропотока на маршруте) и, в-третьих, - необходимую инфраструктуру, в том числе для комфортного ожидания трамвая. Кроме того, транспорт должен работать, как минимум, с 5.30 до 23 часов.
Наверное, самым важным для пассажиров будет планируемое сокращение интервалов на маршрутах. Например, «десятка» будет ходить в 2018 году раз в 3 минуты! Прямо как метро!
Что для этого надо сделать? Предлагается обособить 20 км путей бордюрным камнем, затраты – 40 миллионов рублей. Требуют обустройства остановочные комплексы: это сооружение платформ, павильонов, навесов. На 30 оборудованных остановок уйдет 6,6 млн. рублей. И, конечно же, необходим ремонт здания депо с модернизацией оборудования – плюс 150 млн.
Кто заплатит? Трамвайщики подчеркивают: если исходить из мирового опыта, общественный транспорт не является самоокупаемым. У него иная задача – предоставить горожанину гарантированную возможность передвигаться на всей территории населенного пункта. Дотации муниципальному транспорту доходят до 50 процентов от расходов. Механизмы дотирования у нас есть - это субсидирование льготного проезда, затрат на капитальные ремонты инфраструктуры администрацией города как заказчиком…
И если все это свершится, нам с вами, уважаемые читатели, следует ожидать появления уже в 2018 году разветвленной трамвайной сети, отвечающей «современным требованиям».
Спору нет. То, что предлагается, назрело и даже перезрело. По существу, перед нами – скромный план-минимум, вполне возможно, учитывающий нынешние непростые экономические реалии. Только хватит ли всех этих мер, чтобы сделать трамвай популярным среди всех слоев населения, не только льготников? Ведь сегодня, не в час пик, например, на 12-м маршруте, в салоне в основном «бабушки и дедушки». После крупного ремонта дорог, проведенного несколько лет назад, добираться из города до Вагонки на маршрутке стало заметно быстрее. В этом плане электротранспорт конкуренцию не выдерживает. На днях отметил: трамвай №12 тащился из города в Дзержинский район со скоростью 15-30 км в час и при этом не выбился из расписания! Вот какие заложены графики. При сбоях и задержках скорость немного возрастает, но тоже не до 75 км в час, хотя уралтрансмашевские трамваи на такую «прыть» вполне способны. Да, 10-м маршрутом, на Вагонке, охотно пользуются и ветераны, и молодежь. Но там и расстояние другое, и время в пути…
Так что без капитального ремонта десятков километров путей не обойтись. Причем ремонта не по старинке. А по современным технологиям. Уж умолчу о супердорогостоящем бетонном основании. Его хотя бы на стрелках положить. Но все равно потребуются суммы, просто несопоставимые с планом-минимумом: сотни миллионов, если не больше. Кстати, и производитель трамвайных стрелок в России тоже, похоже, безнадежно отстал. Нынешние допотопные стрелки – это значительная потеря скорости и ко всему прочему тряска: словно телега едет по булыжнику. Но в планах об этом тоже ни слова. Значит, все негибкое «перьевое» старье останется и к 2018 году?
А парк вагонов? Как объясняют пассажирам сами трамвайщики, их выпуск предприятие постоянно увеличивает, а количество полученных в последние годы вагонов остается на прежнем уровне – 35. То есть старых вагонов на маршрутах будет еще больше?
Морально устарел и способ взимания платы за проезд – с помощью кондуктора. При наплыве пассажиров повышать скорость движения трамвайщикам не резон: все не успеют заплатить за поездку. Проездные билеты на месяц, ускоряющие процесс контроля, особой популярности так и не приобрели. Причина еще и в том, что с месячным билетом при сбое в движении не воспользуешься другим видом городского транспорта, т. е. нет единого проездного, как, например, в городах, где весь основной транспорт муниципальный. И, конечно, в 21 веке проездной должен быть уже электронным.
А пока… Вчера на конечной «УВЗ» сошли с рельсов «восьмерка» и «десятка» - пути «поплыли». К чести трамвайщиков, они справились с ЧП быстро. Сегодня в семь утра, в самый час пик, на «Поликлиниках» (Ленинградский проспект) сломалась одиночная «десятка», немолодой «Спектр», и пассажирам, следовавшим на работу, пришлось покинуть вагон. И тут трамвайщики управились без особых потерь: вскоре подошедший двойник укатил пустой вагон в парк. Так и живем… И тащимся с Вагонки до центра города 40 минут…
Энтузиасты трамвая во многих городах России, где проблемы очень похожи, давно пришли к общему мнению: мощная программа поддержки трамвая нужна в масштабах регионов и всей страны. И тогда то, о чем докладывал депутатам Игорь Темнов, станет лишь небольшой составляющей в преобразовании всего российского трамвая с повсеместной реконструкцией путей и интенсивной заменой устаревших вагонов действительно современными низкопольными моделями. Но смогут ли наши нынешние региональные власти и правительство России решить эту задачу?..
Фото Максима Барсукова («Тагильчане за трамвай») сделано в Чехии.