Приём граждан заместителя председателя областного правительства, министра инвестиций и развития Алексея Орлова, который недавно проходил в Нижнем Тагиле посетил только один человек. Зато ему удалось не спеша обсудить проблемы, которые волнуют экологов в Нижнем Тагиле. Андрей Волегов, член правления РОО "ЭКОПРАВО" рассказал, о чем он беседовал с министром.
- Почему среди экологов больше не нашлось желающих встретиться с министром?
- Желающие были. Но один в это время оказался на срочной работе, второй нянчился с ребенком дома вместо мамы, третий не смог приехать, так как отвозил дочь в музыкальную школу. Пришлось мне отвечать за коллег. Но считаю, разговор получился продуктивным. Первый вопрос касался инвестиций для реконструкции фильтровальной станции на Верхневыйском гидроузле. Второй - проработки альтернативного проекта источника водоснабжения Свердловской области. И третий о возобновлении работы инвестиционного экологического фонда с финансированием природоохранных мероприятий в Нижнем Тагиле.
- Что же ответил министр?
- Если кратко, то министр посчитал, что создание альтернативного источника водоснабжения довольно дорого, хотя тот проект, что планируется реализовать под Первоуральском для Екатеринбурга на 5 млрд. дороже нашего и создается не для всей области, а только одного города миллионника. Что касается создания инвестиционного экологического фонда с финансированием природоохранных мероприятий, министр ответил, что подумает и рассмотрит этот вопрос. Кстати о создании фонда мы говорили и на Форуме Активных граждан в Нижнем Тагиле, в секции по экологии.
- А что касается проекта реконструкции Верхневыйского гидроузла?
- Мы обсудили с Алексеем Орловым возможность привлечений инвестиций, ведь вода у нас действительно оставляет желать лучшего. Понятно, что все исходит из возможностей бюджета. А у нас эта проблема завязана в комплексе: на Верхневыйском гидроузле нет нормальной очистки воды и, к тому же, износ сетей достиг порядка 70-80%. А ведь сети - это источник вторичного загрязнения воды, поступающей в город. Даже если подать очищенную воду с прудов, то пройдя по водоводам до города, а затем в городе по распределительным сетям, произойдет вторичное загрязнение воды. И эту проблему нужно решать в комплексе и только с заменой сетей. К сожалению, та инвестиционная составляющая, которая имеется на сегодняшний день в городе, позволяет менять изношенные сети протяженностью только 1,2-1,6 км в год с учетом того, что общая протяженность сетей водоснабжения города составляет 600 км. Вот и посчитайте: для нашего города инвестиционной составляющей не хватит для замены всех сетей в городе даже в течение ста лет, - срок жизни не одного поколения. Надо, чтобы замена сетей производилась в объеме 10% в год, или хотя бы как минимум 5-6% в год. Тогда уже через 10 лет мы получим результат. Из-за того, что состояние сетей и состояние прудов у нас оставляет желать лучшего, то и, соответственно, наша поставляемая вода одна из самых дешевых в области. У нас один из самых низких по области тарифов. Это правильно, поскольку стоимость воды должна соответствовать ее качеству.
- Что вы, как эколог, предложили министру, в качестве решения проблемы водоснабжения и водоотведения в Нижнем Тагиле?
- Прежде всего - реконструкция фильтровальной станции на Верхневыйском пруду, затем очистка прудов и замена сетей. Мы обсудили с Алексеем Орловым как в данной ситуации применить закон о государственно-частном партнерстве. Сейчас формируется перечень объектов, которые могут быть объектами концессионного соглашения и Алексей Орлов согласился, что систему водоснабжения можно рассматривать как объект концессии на основе возврата денег. То есть сначала приводятся в порядок сети, а потом возвращаются деньги. Если население и предприятия будут исправно платить, уверен, улучшить качество воды - можно.
Да, в таком случае цена на воду станет немного выше. Но у нас и так из-за плохого состояния сетей и прудов, поставляемая вода одна из самых дешевых в области. У нас один из самых низких по области тарифов. Это правильно, поскольку стоимость воды должна соответствовать ее качеству.
Но сейчас у нас есть выбор. На данный момент наши пруды, по сути, выполняют роль отстойников загрязняющих веществ. На протяжении последних лет в донных отложениях постоянно накапливаются отходы хозяйственной деятельности. А в полноводные дождливые года, донные отложения размываются и, как следствие, в воде повышается уровень тяжелых металлов, например, железа и марганца. Выходит, что жители большинства районов города моются в ваннах с водой из тагильского пруда, хотя в самом пруду большинство купаться не решается. Эту ситуацию надо менять. Проще два рубля доплатить, чем ездить на колонки за питьевой водой.