Новогодние каникулы 2015-го надолго запомнят руководители и специалисты Дзержинской администрации, МУП Горэнерго, управляющих компаний и все те, кто отметил праздник ударным трудом на теплотрассах, в диспетчерских, в подвалах жилых домов. И, конечно, не забудут ЧП районного масштаба тысячи жителей тринадцати высотных домов: без горячей воды они оставались двое суток, минимум столько же — без отопления, но некоторые волновались и мерзли до самого Рождества.
Сегодня участники событий готовы взвешенно оценить последствия, сообщить подробности, а главное — уверенно назвать причину коммунальной аварии.
Трассу прорвало под брызги шампанского
Мы — на месте аварии в районе домов 59 по проспекту Вагоностроителей и 2а по улице Зари, с главным инженером Горэнерго Андреем Тюлькиным. Здесь он и встречал Новый год в компании с коллегами, с главой администрации района Русланом Юсуповым. К «гостям» периодически присоединялись обеспокоенные жители — отсутствие горячей воды было замечено даже в разгар веселья.
В центре квартала расположены шестая насосная Горэнерго и гаражный кооператив «Строитель» со своими шиномонтажкой и автомойкой.
Андрей Александрович рассказывает, что было обнаружено в результате вскрытия трассы ранним первоянварским утром:
— Мы увидели, что хозяева автосервиса проложили водоотвод не в систему канализации, а в прямо в канаву, откуда вода попадала в канал магистральной теплотрассы. Пробили плиту перекрытия канала и сливали воду с площадки, куда наверняка попадали химически активные вещества. «Химия» усиливает коррозию металла, и слив автомойки стал миной замедленного действия. Ведь до момента аварии об угрозе не подозревали, и даже после порыва вода наружу не вышла: рядом проходит ливневая канализация, все хлынуло в нее.
Труба лопнула после 23 часов 31 декабря. Машинист насосной установки увидел снижение давления, в 23.48 сообщил диспетчеру. В 00.20 мы были здесь. Аварийный участок определили сразу — порыв был настолько сильный, что почва в этом месте буквально подпрыгивала и гудела. Собрали технику, людей, совместно с ТЭЦ УВЗ остановили шестую насосную. Согласовали переключения — часть домов были запитаны от 5-й насосной, часть — от 27-й. Участок трубы заменили в течение 12 часов.
В новогоднюю ночь были подняты на ноги управляющие компании — совместно с сотрудниками Горэнерго они «сбрасывали» системы в домах, чтобы не заморозить. В большинстве квартир тепло сохранилось — все-таки дома встретили аварию основательно прогретыми. Но отмечены иные случаи — люди уходили гулять, не чуя беды, оставляли открытыми окна и балконы. А мороз крепчал: минус 25, минус 30!
Особенно прославилась невезением одна «отчаянная домохозяйка»: что-то готовила на плите и сожгла, распахнула окна для проветривания и уехала праздновать куда подальше — на Выю. Оттуда в аварийном порядке ее забирали уже специалисты УК — батареи в квартире заморозило. После восьми вечера 1 января Горэнерго начал снова заполнять систему.
— Перезапуск внутридомовых сетей — самый тяжелый этап в таких авариях, — заметил заместитель главы администрации Дзержинского района Александр Ревенко, который заступил на дежурство 2 января. — Где-то завоздушило стояки, кого-то не оказалось дома, кто-то уехал и существовала опасность утечек в пустых квартирах. Второй штаб собрался 3 января — разбирали ситуацию с восстановлением теплоснабжения буквально по подъездам, по отдельным стоякам. Помню, в прошлый Новый год тоже произошла у нас серьезная авария, но в пределах одной многоэтажки — по улице Алтайской, 49. Там тоже трубы варили, переваривали. А тут четыре улицы — Вагоностроителей, Зари, Ильича, Сибирская, а это 13 больших домов по 200 и более квартир в каждом. Кроме того, еще в ряде домов из-за порыва было снижено давление.
Дубль два
Не успели жители прийти в себя от новогодней заморозки — снова авария! К 4 января на улице резко потеплело, что обычно влияет на прочность энергосетей.
— В 5.30 утра «стрельнул» участок трассы на улице Зари, 5, 21. Те же самые дома попали под отключение во второй раз.
Специалисты полагают, что новый инцидент связан с первым, хотя и не напрямую. Повлияли перепады давления при переключении насосных. Впрочем, натренированные коммунальщики действовали уже увереннее. Успели предупредить жильцов, чтобы не оставляли открытыми двери в подъезды. Да и температура за окном уже не так пугала.
Кто возместит потери?
Жителям должны сделать перерасчет за дни без тепла и горячей воды независимо от наличия приборов учета в домах и квартирах. Счетчики в домах зафиксировали большие потери воды при сбросах, перезапуске, но в расчетах с УК и ТСЖ МУП «Горэнерго» предъявит за период аварий обычные среднесуточные объемы расхода теплоносителя.
Этим ущерб не исчерпывается. 11 из 13 домов обслуживает УК «Райкомхоз-НТ». Главный инженер Юлия Болтинова сообщила, что «новогодние» убытки компании составили порядка 510 тысяч рублей:
— Во-первых, это расходы на оплату труда. Для перезапуска системы нам пришлось помимо дежурной аварийной бригады задействовать весь штат сотрудников. Поступило более 300 заявок от жильцов, и не все реагировали на ситуацию с пониманием. Все-таки праздник, а в некоторых квартирах потекли стояки. При повторном отключении 4 января диспетчеры принимали звонки и координировали выполнение работ практически беспрерывно.
Во-вторых, во многих подъездах полопались стояки и регистры, и мы пока не можем их не то что заменить — приобрести нужные регистры для замены: нет в продаже.
В УК не скрывают, что сливали воду из системы не полностью: не везде это можно было сделать безболезненно — боялись завоздушить трубы и затопить канализационные стоки и колодцы.
Управкомпании будут предъявлять ущерб от аварии Горэнерго, а энергетики, в свою очередь, направят иск виновнику первой аварии — автосервису. На территории этого предприятия 12 января побывала комиссия: провели осмотр, составили акты, подготовили заявления в Роспотребнадзор.
— У гаражей и автосервиса есть с нами договор на услуги теплоснабжения, но не на потребление горячей воды, которой они регулярно пользовались, — пояснил Андрей Тюлькин.
Кстати, когда мы осматривали участок аварии, познакомились с виновником происшествия. Сначала подошла дама, которая работает сторожем в кооперативе, спросила что-то насчет сроков подключения горячего водоснабжения. Затем появился мужчина и строго поинтересовался: «Что вы делаете на НАШЕЙ территории?» Представился: Виктор Аркадьевич, председатель гаражного кооператива. Далее из разговора стало понятно, что председатель не признает того факта, что аварийная ситуация возникла по его вине. Говорит, готов ответить за бездоговорное потребление воды, а вот в трассу ее якобы не сливали — для этого в автосервисе имеется специальная цистерна. Водоотводной канал — да есть, но он тут был прорыт до него, давным-давно…
Энергетики сделали выводы, что нужно жестче прорабатывать несанкционированные сбросы и подключения:
— Впечатление, что люди не понимают, что творят: устроили автомойку, стоки не очищаются, — рассуждает Андрей Александрович. — И ведь обосновались в жилом массиве. Наверняка с жителями здороваются, по-соседски друг другу улыбаются. И никто даже не подозревал, что из-за действий такой вот автомойки целый квартал может остаться в Новый год без тепла!
Мнения жителей
В эпицентре аварии оказались жители ближайших к автомойке девятиэтажек, и разговор со старшими домов добавил в картину ярких красок. Стало понятно, что взаимоотношения с «местным» предпринимателем далеки от добрососедских: собственники домов неоднократно писали коллективные жалобы на автосервис и в администрацию, и в различные правоохранительные органы.
Мы связались с Борисом Степановичем Зеленым, старшим дома по улице Зари, 2а, - именно он еще в январе 2013 года поднял в нашей газете проблемы примыкания автосервиса к объектам Горэнерго:
— Автосервис за пределами своего гаража постоянно ставил машины, в том числе грузовые. Будку прямо у стены шестой насосной соорудили.
Из моих окон просматривается весь участок, и на аварию энергетики, конечно, приехали очень быстро. Но в такой мороз работать было явно тяжело — сгнившую трубу долго не могли вырезать. Поэтому мы принимали меры сами, как могли: регистры в подъездах замотали тряпками, чтобы не перемерзли, объявления повесили, чтобы люди проверили, закрыты ли краны.
Критиковали жильцы и управляющую компанию:
— Вы бы видели, как эти несчастные два слесаря бегали от дома к дому, а бабушки, замерзшие на улице Ильича, — за ними. Работников в УК осталось мало, как раз недавно часть людей уволилась, потому что платят им мало, не по труду. Конечно, без участия специалистов Горэнерго в эти сроки запустить отопление они бы не смогли.
Юрий Алексеевич Кобяшев, председатель совета дома 59 по пр. Вагоностроителей, рассказал, что авральный запуск систем прошел с серьезными потерями.
— В половине подъездов регистры лопнули — воды было по щиколотку, парило несколько дней. Мы поняли, что перезапуск коммунальной системы — целая наука, а уж в морозы и в праздник все особенно сложно. Во многих квартирах не могли восстановить горячее водоснабжение и отопление до 5−7 января только из-за соседей, которые самовольно сделали у себя теплые полы, наставили кранов и перемычек, где не положено. Вот когда все в полной мере прочувствовали эту проблему! Будем проводить собрание и требовать устранить все нарушения.
А тот факт, что авария на трассе случилась в результате самоуправства автосервиса, Юрия Алексеевича не удивляет: уже четыре года он конфликтует с хозяином всего этого предприятия Виктором Косаревым. Говорит, что решать вопросы с этим человеком крайне сложно:
— Он и председатель гаражного кооператива, и автосервисом владеет тоже он, если не юридически, то практически. Организовал на территории нашего двора платную стоянку — жильцы там парковались в сторонке, потому что действительно больше негде, так он начал собирать с них по 50 рублей. Вода, а точнее — отходы от них, идет ручьями с разных сторон, отчего постоянно подтапливают наш подвал. Думаю, и природоохранная прокуратура могла бы заинтересоваться деятельностью этого предприятия. Наши обращения в различные инстанции и проверки автосервиса никакого практического результата не дали. Сложилось мнение, что ему все сходит с рук. И вот вам итог: пострадали тысячи людей, огромные затраты легли МУП «Горэнерго», управляющие компании… Уверен, что ущерб следует взыскать с автосервиса.
На месте аварии главный инженер Горэнерго Андрей Тюлькин и хозяин автомойки Виктор Косарев, который не понимает, что он сделал не так. «Давайте мы снова раскопаем трассу бульдозером и покажем, где вы врезали свою канализацию!» — предлагает инженер