Многие читатели с опасением ждут изменений, которые в мае 2015 года должны произойти на рынке жилищно-коммунальных услуг в связи с предстоящим лицензированием всех управляющих компаний. Все ли они выдержат проверку на профессиональную состоятельность? Какой окажется судьба многоквартирных домов, чьи УК не пройдут столь серьезного испытания?
С этими и другими вопросами корреспондент «ТР» обратилась к начальнику отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области Ульяне СМАКОЛДИНОЙ.
— Процесс лицензирования официально начался с сентября 2014 года, когда вступил в силу закон № 255 от 21 июля 2014 года о внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации. С 1 мая 2015 года не допускается управление жилищным фондом без лицензии — Кодексом об административных правонарушениях за это предусмотрены серьезные штрафы и дисквалификация должностных лиц.
Чтобы получить документ, дающий право управлять жилфондом, руководитель УК (его доверенное лицо) должен обратиться с заявлением в лицензионную комиссию Свердловской области, сформированную из членов правительства, министерства ЖКХ и энергетики, сотрудников Госжилинспекции, представителей саморегулируемых (СРО) и общественных организаций. Досье соискателя не должно содержать привлечения его к уголовной ответственности, дисквалифицикации, в первую очередь — по экономическим преступлениям. Он обязан также представить сертификат, свидетельствующий о сдаче экзамена на знание действующего законодательства в сфере управления домами. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано на территории Свердловской области.
В настоящее время уполномоченными лицами — специалистами филиала института реформирования ЖКХ ведется прием экзаменов по программе. Знаю, что испытания проходят и руководители тагильских УК.
Компании, претендующие на продолжение работы по управлению МКД, должны выполнять постановление правительства РФ № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации при деятельности УК». Задача инспекции — представить в лицензионную комиссию акты соответствующих проверок. К заявлению соискатель должен приложить и реестр многоквартирных домов в его управлении с пакетом всех правовых документов.
— Для подтверждения того, что управляющая фирма на законной основе связана с каждым домом договором управления? Но ведь в нашем городе все еще есть спорные дома.
— Конечно, руководители таких УК сейчас озабочены вопросом «Что делать?», потому что управление одними и теми же домами одновременно со стороны двух УК недопустимо. Например,
— Ульяна Нормухамедовна, а не случится ли так, что из-за отказа в выдаче лицензий каким-то УК их дома станут бесхозными?
— Теоретически подобный коммунальный коллапс возможен. Но заинтересованности в этом ни у кого нет.
Сдача экзамена на сертификат сроками не ограничивается. Не получилось с первой попытки, ее можно повторить. Закон позволяет даже обжаловать решение лицензионной комиссии. Главное для руководителя, повторюсь, иметь сертификат, быть чистым перед законом и предоставлять требуемые сведения о деятельности УК на федеральном и своем сайтах и на информационном стенде.
Пока ни от одной из 52
— Какие варианты законодатель предусмотрел для МКД, если УК не будет допущена к управлению?
— Ни один дом после лицензирования не должен остаться без обслуживания. Если с 1 мая УК не получит права на управление, то Госжилинспекция уведомит об этом муниципалитеты. А они либо организуют собрания, чтобы дома могли выбрать УК с лицензией, либо объявят конкурс на управление в случае, если собственником более 50% помещений в многоквартирном доме является муниципалитет. И прежняя УК в этот период будет обслуживать данные дома, то есть оказывать им жилищные услуги по содержанию и ремонту. А функцию исполнителя коммунальных услуг, право начислять плату в квитанциях такая УК утратит.
Хочу обратить особое внимание собственников на то, что не допускается непосредственное управление в домах, где больше 16 квартир. Законодатель предусмотрел защиту домов от непомерно смелых «инициатив»
— Вправе ли подать заявку на лицензирование новая УК, созданная в период с января по апрель?
- Ограничений нет. Закон говорит лишь о том, что управление домом без лицензии невозможно. Таким образом, получить сертификат, а затем и лицензию можно даже с одним домом. Самое основное, с нашей точки зрения, это должна быть конкретная управляющая компания с лицензией, подразумевающей конкретный реестр многоквартирных домов. И менять вывески, как это делали в Тагиле некоторые УК (название, вроде, то же самое, ан нет — кавычки переставлены
За управлением Госжилинспекции закреплена обязанность не только вести и отслеживать реестр многоквартирных домов в конкретном варианте, но и предоставлять его по межведомственным запросам, в том числе в многофункциональные центры. Эти данные подлежат государственной регистрации, что свидетельствует об отведении им достаточно серьезной роли. Под реестры жилищного фонда управляющие компании получают лицензии, а это обязывает ко многому. От реестров после лицензирования просто так, за здорово живешь, не отвертеться. Не вписать без оснований новые дома, не вычеркнуть из перечня те, которые не хочется обслуживать
— Как собственники смогут узнать об итогах лицензионной кампании?
— Думаю, что информация появится в открытых изданиях, в том числе на сайте Госжилинспекции. Если собственникам станет известно, что их УК не намерена заявляться на получение лицензии, то им следует уже сейчас задуматься, в какую УК перейти. Поэтому не стоит стесняться — надо задавать руководителям УК вопросы. В крайнем случае, если УК не сможет развеять сомнения собственников, содействие можем оказать и мы.
— Ваша служба располагает массой свидетельств о репутации управляющих компаний — и достойной, и не очень. По мнению некоторых тагильчан, специалисты ГЖИ могли бы довести веские факты и оценки до сведения лицензионной комиссии…
— Это в принципе исключено. Для утвержденной правительством комиссии наши специалисты осуществляют чисто технические функции: прием, разработку документации, оформление актов проверки соблюдения 731-го постановления. Если в документах что-то будет искажаться или не соответствовать реальности, то повлечет за собой освобождение от должности по статье. Мы все об этом лично предупреждены.
— Становится ли лицензия своеобразной броней для обладателя, или закон все-таки предусматривает основания для того, чтобы ее отозвать?
— Лицензия отзывается, когда должностное лицо подвергнуто дисквалификации (замешано в экономическом преступлении) и когда многоквартирный дом изымается из реестра. Это происходит, если юридическое лицо, получив в течение календарного года два предписания от органа государственного надзора, не исполняет их (имеется подтверждение протоколами и решение мирового суда о том, что юрлицо действительно виновно в невыполнении предписания). В таком случае дом отзывается из реестра.
С 1 мая полномочия Госжилинспекции будут разделены: на жилищный надзор в отношении ТСЖ, некоммерческих организаций, обслуживающих организаций, муниципалитетов в части перевода жилых помещений в нежилые, физических лиц-нарушителей жилищного законодательства. И — на лицензионный контроль в отношении организаций, получивших разрешения на деятельность по управлению домами. На каждую управляющую организацию будет заведено лицензионное дело, куда будут включаться все жалобы, предписания и акты.
Существенно ужесточены штрафы за нарушение лицензионной деятельности при управлении жилищным фондом: для должностных лиц до 50−150 тысяч рублей, для юридических до 100−500 тысяч рублей. Естественно, это скажется на финансовых возможностях УК, и недобросовестные будут вынуждены уйти с рынка. Законодатель, судя по всему, готовит общество к тому, что управление домами должны вести крупные компании с солидным высококвалифицированным штатом и мощной материально-технической базой. Так что количество игроков на жилищно-коммунальном рынке должно уменьшиться.