Ее автором является Владимир Керн. Художник окончил художественно-графический факультет НТГПИ, ныне живет в Германии. Работы тагильчанина экспонируются в России и за рубежом. В Нижний Тагил Владимир Керн привез картины из цикла «Арлекины».
Арлекин, по словам художника, это, прежде всего, маска. За ней человек прячет свою сущность. Таких масок в жизни каждого немало: на работе мы одни, дома – другие, а с друзьями – третьи.
- Первого арлекина я написал в 1986 году, - рассказал Владимир Керн. – Работа не была принята моими коллегами. Считалось, что арлекин – несоветский гражданин. Другой бы на моем месте махнул рукой. Я же, наоборот, погрузился в изучение этой темы, и, чем больше интересовался ею, тем больше она меня захватывала. Посещал библиотеки, музеи, смотрел, что сделано художниками в других странах.
Маска, считает Керн, с древних времен была важным атрибутом жизни и смерти. Ее не только использовали в религиозных обрядах и театре. В средние века за ней скрывались от соседей, друзей и недругов. С улиц Европы почти исчезли прохожие с открытыми лицами, поэтому церковь была вынуждена запретить маски. И только раз в год люди могли участвовать в карнавалах и маскарадах.
- До сих пор они пользуются огромной популярностью, - говорит Владимир. – В дни карнавала в Кельне население города увеличивается в два раза. Или вот - появился интернет, и люди начали прятаться за аватарками, никами, не хотят называть свое истинное имя и показывать лицо.
В музее изобразительных искусств представлена лишь малая часть большого проекта «Арленкины». Все образы лишены глаз. Улыбка же остается неизменной на всех лицах.
- Со временем практически у всех народов маски стали превращаться в куклы, - объясняет Владимир Керн. - В древней Руси лица не рисовали совсем. Считалось, что глаза могут завести человека, смотрящего на куклу, во внутренний мир этого существа.
Что касается улыбки, то ее художник тоже считает маской. В Европе люди больше улыбаются, но это не значит, что у них нет проблем. У европейцев принято скрывать свои эмоции. Вот почему в искусстве Запада пользуется успехом бунтарство. Все больше молодых художников устраивают неординарные выставки и в своем творчестве идут вразрез с общепринятыми нормами. Они хотят заявить: «Мы не такие!»
Владимир Керн пытается реализовать синтетический подход к картине: на одной плоскости может быть и коллаж, и абстрактные элементы: кружева, пуговицы, рюши. Полотна сопровождают натуральные актерские маски и куклы. Но, в отличие от молодых художников, которые с помощью абстракции пытаются «прокричать» о себе, Керн использует линии, форму и цвет, чтобы рассказать о человеке, его макро- и микрокосмосе.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.