Как отмечали Рождество в России до революции 1917 года? Об этом написаны сотни журнальных статей и книг, есть информация и в Интернете. А как во время этого праздника менялась жизнь тагильчан?
После длительного поста православные во всех населенных пунктах России начинали день Рождества со славления – славили Христа. Дарили окружающим подарки.
По воспоминаниям тагильского краеведа Ивана Орлова, местные торговцы обязательно делали на Рождество подарки работающим у них продавщицам, горничной и кухарке, правда, щедрость даров зависела от настроения хозяев. А каждая домохозяйка пекла специальное угощение - белый плетеный калач для «пролубщика» (прорубщика), человека, который в зимнее время наблюдал за состоянием колодцев, «прорубей водоносных и для полоскания белья (рубашных)», чистил к ним подходы, убирал снег, огораживал елками для защиты от ветра… Кстати, прорубщику платили по 10 копеек с семьи за зиму.
Одаривали на Рождество и ямщиков. В сборнике «Старый Тагил глазами краеведа», который на основе «орловских тетрадей» подготовила к печати профессор Татьяна Гуськова, есть информация о том, что ямщики ямской станции подрядчика Прокопия Дудина в конце XIX – начале XX веков каждый день ели разные каши и жареный картофель, утром и вечером им полагался чай с сахаром и топленым молоком, а «хлеба своей стряпни подавалось неограниченно». На Рождество для них готовили особый праздничный пирог с рыбой, грибами или капустой. На водку им хозяин денег не жаловал, а тагильчане давали.
Кстати, как следует из воспоминаний того же Ивана Орлова, у жителей Тагила были свои продуктовые предпочтения: свинина особым спросом не пользовалась и появлялась в продаже обычно в период рождественской ярмарки. «На ярмарке были только мясо и рыба. Стягами мороженого мяса заполнялась почти вся Александровская площадь, - вспоминал Иван Абрамович. - Рыба дешевых сортов: щука, налим, окунь, ерш, плотва… Она хранилась большими буртами под брезентами. В период ярмарки между буртами мороженой рыбы и стягов мяса проехать по площади можно было лишь по диагонали».
Для торговцев Рождество, как, впрочем, и Пасха, становилось двойным праздником – в разы увеличивалась прибыль магазинов. В сборнике «Старый Тагил глазами краеведа» есть такой пример: ежедневная выручка магазина предпринимателя и поставщика кондитерских изделий и колбас из своих мастерских Метцгера в праздники была больше ста рублей. При том, что в 1913 году колбасы стояли от 14 до 40 копеек за фунт, сайки - 5 копеек за штуку, любое пирожное - 3 копейки, сушки чайные - 20 копеек фунт…
Отмечен краеведом Орловым и купец Евлампий Копылов, в доме которого несколько лет назад, уже в XXI веке, разместилась наша редакция. Иван Абрамович записал в одной из своих тетрадей: «Сколько помню, при устройстве общественной елки в заводском театре, его фамилия стояла первой среди организаторов».
Но, конечно, Рождество – это не только православный праздник, завершение поста и подарки. С этого времени разрешались игрища, вечерки, разные забавы. В материале научного сотрудника музея-заповедника Галины Осетровой читаем: «С начала ХХ века широкой популярностью в Тагиле пользовались святочные маскарады в заводском театре, купеческом клубе, в Выйском народном театре. Костюмы брали напрокат или мастерили сами. Чаще всего это были паяцы, клоуны, коломбины, пьеро, арлекины, успехом пользовались национальные костюмы. В клубах устраивали спектакли, в том числе и детские. С Рождества начиналось в Тагиле катание на лошадях, с гор, на «катушке» - тип карусели по льду, которая устраивалась на Тагильском пруду. На обоих прудах и у Вогульских кузниц заливали катки для любителей катания на коньках».
И, опять же, у Ивана Орлова читаем: «Коньки были у редких детей. …Катались по дорогам на самодельных колодках из березового полена. С помощью шнурков колодки крепились к пимам. Иногда в колодки вделывали обух старой косы, заменявший лезвие стального конька. Зимний каток общего пользования делали на Тагильском пруду. Входной билет стоил 5 копеек, сезонный – 50. …Комнатных общих игр было немного. Они проводились в зимние школьные каникулы на святках. Самой распространенной была игра «в пешки». Из липовых палок толщиной 2 см нарезали кубики и раскалывали пополам. Их делили поровну между играющими. Каждый рассыпал свои пешки перед собой и щелчком пальцев старался выбивать по одной».
Молодежь развлекалась на вечерках: собирались в одной избе, в ожидании гармониста сидели на лавках вдоль стен, делились новостями, грызли семечки, потом начиналась часовая кадриль с разными фигурами, танец «звездочка» часа на полтора, игры...
Все это было сто лет назад и уже ушло в прошлое. Главное – чтобы не забылось, чтобы люди помнили, как жили их предки.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА (архив).
В гостиной зажиточного кустаря конца XIX века. Музей быта и ремесел горнозаводского населения.