Валерий Юрьевич Хасанов - член Союза художников России, участник многочисленных выставок, проектов и симпозиумов. И накануне Международного дня художника (8 декабря) удалось с ним встретиться, побеседовать об искусстве, узнать творческие планы
- Валерий Юрьевич, расскажите, почему вы решили стать художником?
- Так случилось, что собственно художником я в детстве быть и не мечтал. После окончания восьмого класса у нас была такая форма обучения – УПК (учебно-производственный комбинат). Учеников со школы один раз в неделю забирали на занятия по профилю. Кто-то пошел на автодело, кто-то - на слесарное, девчонки - на машинисток, а я попал в класс художников-оформителей. Моим первым педагогом была Вера Васильевна Ханина. Мы учились рисовать предметы, штриховать, писать красками, резать трафареты, знакомились с основами композиции.
В 16 лет я поехал по рекомендации педагога в Нижний Тагил. Она сама училась на Урале, а мы жили далеко, в Узбекистане. Приехали с мамой, устроились на квартиру. В педагогическом институте было много факультетов, я стал абитуриентом на художественно-графическом. И здесь я тоже приобрел какой-то опыт в общении с друзьями. Тогда были интересные экзамены: рисунок, живопись, физика, математика и русский язык. Я стал студентом. После первого курса мы попали в творческую группу уже со старшими студентами. Руководителем у нас был Владимир Никитович Наседкин, сейчас заслуженный художник, академик. Летом ездили на пленэр, общались с художниками из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды.
Когда окончил институт, первый год работал по направлению в Новоасбесте. Это была музыкальная школа, и там я организовал художественный класс. Потом меня пригласили в педагогический институт на кафедру живописи художественно-графического факультета ассистентом. Десять лет я там работал, потом пришел в детскую художественную школу №1, где сейчас и преподаю.
- В какой технике вы предпочитаете работать?
- Мне интересны разные техники. Есть художники-графики, есть живописцы, есть те, кто занимается какой-то узкой специализацией. Пока мы учились, у нас была возможность попробовать все: и мягкий материал, и акварельную живопись, и гуашь, и темперу, и масляную живопись, и печатную графику. Мне нравятся работы большого формата. Режу на линолеуме, на фанере. У меня было две выставки как раз по печатной графике в Челябинске, в 2010 году. И по живописи я делал выставку. Выставок-то, собственно, уже много за плечами.
- А какая из них является самой значимой лично для вас?
- Самая значимая, наверное, первая. Это был 1986 год, мы - еще студенты худграфа. Нас пригласили в Екатеринбург. Мы привезли, понятно, работы еще несовершенные, этюдного плана, акварели. Была еще выставка в 90-м году, я уже окончил институт. Она называлась «Новые имена». В музее изобразительных искусств. Тогда, в 90-е годы, пришел поток свободы, информации, в государстве происходили какие-то процессы. Мы на этой волне были художниками, как мы считали, авангардного плана. Делали что хотели, не стесняясь, невзирая на материалы, на темы. А потом была персональная выставка в Москве. Серьезная площадка - Центральный дом художника, Крымский вал, 10.
- Ваши работы находятся в коллекциях музеев и частных лиц. Расскажите, что вы хотели донести до зрителя в момент их создания?
- Дело не в том, что ты хочешь донести. Когда ты занимаешься любимым делом, это твое самовыражение, мировосприятие. Искусство уже стало частью твоей жизни. С годами становишься мудрее, спокойнее и начинаешь понимать, что то, чем ты занимаешься, очень ответственно, прежде всего, для тебя. В конечном счете, эти картины увидит зритель. Конкретно я ничего не хочу донести, это мои впечатления. Я ставлю какие-то задачи, пытаюсь раскрыть темы, которые мне интересны. По сути, мы этому и учились. Не важно, чем ты занимаешься: музыкой, живописью, танцами - надо быть искренним, стремиться к качеству исполнения своей работы, тогда и зритель найдется.
- Какую из ваших работ считаете наиболее удачной в настоящий момент?
- Считается, что каждый художник всегда немножко неудовлетворен. Просто есть вещи более удачные. Я заметил, у меня получаются те работы, которые делаются очень быстро. Мы когда учились, часто задавали вопрос: «Есть вдохновение, нет вдохновения?» На самом деле вдохновение постоянно с тобой. И когда ты ловишь этот момент, срастаются какие-то факторы, ты чувствуешь материал – получаются интересные вещи.
- А можно ли научить человека творчеству?
- Наверное, можно научить каким-то приемам, способам. Искусство – эта та вещь, которой стоит заниматься. Оно помогает, прежде всего, не опустить руки. Как педагог я не смотрю на то, как кто-то нарисует, я пытаюсь человека узнать. Очень много детей проблемных. Что скрывать: у одного папы нет, у другого - мамы. Это психология. Мы же не можем всех под одну гребенку: у одной дорогие акриловые краски, а у другой нет даже элементарных карандашей. Настоящий педагог должен разбираться в этих вопросах, найти ключик. Это непросто, но работать с детьми очень интересно. Ты вкладываешь еще больше сил, энергии, ну и любви, конечно.
- Валерий Юрьевич, поделитесь, пожалуйста, вашими творческими планами на будущее.
- Через год у меня будет юбилейная выставка, к 50-летию. Октябрь, музей изобразительных искусств. Там будут совершенно новые работы. Я думаю о том, как мне сделать все интересно, нескучно и в то же время остаться самим собой.
Спасибо за интервью!
Ольга ДАЙБОВА.
ФОТО АВТОРА.
Валерий Хасанов.