Из-за чего жители дома, где заканчивается капремонт, ругаются с подрядчиками? С чем им приходится мириться?
Никто не удивляется, когда с объекта ремонта или стройки доносится нецензурная речь, ведь это почти неотъемлемая часть языка профобщения строителей и слесарей. Осуждать бессмысленно – лишь бы работали люди на совесть!
А на днях мы столкнулись с несколько иным поворотом: в телефонном разговоре с подрядчиками на «матушку» перешла жительница дома.
Специалист даже пожаловался на сей факт во время нашего визита в дом №12 по улице Кутузова… Вроде как аргумент в споре с жильцами, имеющими претензии к качеству работ. Что же так допекло людей и что заставило обратиться за помощью в редакцию?
Фасад свежий – досады старые
Владельцы шести-семи квартир собрались во дворе:
- Ремонт начался в августе, и полтора-два месяца мы находили общий язык со строителями. Но сейчас, когда работы закругляются, на наши замечания реагировать перестали.
Ольга Михайловна Чекалкина, которой соседи поручили заниматься вопросами капремонта, обеспокоена:
- Шифер на крыше проложен внахлест на одну волну, но вдоль этой волны видно небо. Весной потечет и затопит. Фановые стояки в квартирах отрезали, поставили клапаны и сказали, что пахнуть не будет. Но это не так, потому что стояки канализационные на крышу, как положено, не выведены. Звоним начальнику, который обещал разобраться, - трубку брать перестал. Отмостку УК у нас сделала в 2014 году. Но теперь ее в одном месте убирали из-за ремонта сетей, а заменили так, что уже пошла трещинами и даже провалилась.
Территория после спецтехники - как после артиллерийского сражения. И люди почему-то не верят, что подрядчик приведет землю в порядок:
- Зимой этим заниматься не станут, а к весне все поплывет так, что будет не пройти и в подвал опять побежит.
- Благоустройство территории будет восстановлено, а отмостка не разрушилась – она временная, – поясняет мастер «Стройкомплекса» Александр Горнаков, курирующий ремонт. - Скоро дом будем сдавать комиссии, недоделки остались незначительные, все исправим за неделю.
Из-за ремонта подвальных коммуникаций вскрыты и полы в подъездах, на площадках между квартирами. Доски на балках лежат неустойчиво, травмоопасно. Сразу под ними – сквозной провал глубиной метра три. А в квартирах, за порогом которых таится опасность – маленькие дети и школьники.
- Три недели трясемся за детей, - говорят матери. - Просили в управкомпании, чтобы какие-то меры приняли – настил положили или предупреждение повесили – тишина. И когда полы восстановят, неизвестно.
В итоге куратор назвал дату более конкретно – до 20 ноября.
«Сырыми» сметами подвал не осушить
В подвале стоит вода, правда, говорят, что уровень затопления снизился. Подвал – самая больная тема для жителей:
- От испарений и сырости у детей не прекращается кашель. Крысы не переводятся – прогрызают монтажную пену, проникают в квартиры. Блохи -так те просто всех заели. Санитарная обработка в этих условиях помогает ненадолго.
Как объяснил Александр Горнаков, ремонт подвального помещения сметой не предусмотрен. Топит же его грунтовыми водами, и значит, после того, как закончат ремонт отмостки, подтопление прекратится. С управляющей компанией есть договоренность, что подвал они осушат.
В подъезде сделан косметический ремонт. Строители выполнили его в качестве бонуса: готовность на работу сверх сметы давала подрядчику дополнительные очки в конкурсе.
- Приехал субподрядчик-«меценат», сказал, что сорок тысяч из своего кармана на наш подъезд потратил, – заметила Ольга Чекалкина. - Но мы-то об этом не просили - нас волнуют подвал и кровля, лучше бы их до ума довели! А подъезды, которые и так страшными не были, мы потом сами бы покрасили.
- С 2009 года наш дом пытался попасть в федеральную программу капремонта. Строителей очень уважаем и понимаем, как трудна и ответственна их работа, – взяла слово пенсионерка Инна Степановна из квартиры №5, - но хотим, чтобы и нас уважали. Вот, например, мастер Александр Васильевич – человек понимающий и ответственный. 3 ноября поднялись с ним на чердак – увидели, что крыша прохудилась над нашей квартирой, на полу сыро, так он сразу принял меры...
Как мы писали не раз, завал кампании начался с проектировщиков-сметчиков.
- Смету нам представили на собрании, но сказали: «Не смотрите на нее, она неправильная». Другой сметы мы так и не увидели, – сообщили жители.
Выходит, что нет реального документа, на который могли бы ориентироваться собственники, призванные всеми и вся «контролировать капремонты».
Казусы, которых могло не быть
Нельзя сказать, что подрядчик не старается отвечать запросам собственников. Но тоже как-то спонтанно.
Взять свежий эпизод – с железной дверью в тамбур. Жители первого этажа жаловались, что она грохочет, так подрядчики ее демонтировали и заменили… фанерным уродцем: обвязка снизу обрезана, дверь шатается. Увидев такое, патриоты второго подъезда психанули: «фанеру» сняли, требуют вернуть «металл», на который, кстати, в свое время скидывались наличными. Конфликта не возникло бы, если соседи сначала обсудили вопрос сообща.
- Достаточно было приклеить на «шумную» дверь амортизатор, – сознают «задним умом» и рабочие, и жильцы.
Многих казусов могло не быть, если бы исполнители лучше объясняли ситуацию жителям, не скрывая проблем. А сезонные рабочие - понимали по-русски.
С начала кампании жалобы по поводу специфических трудовых навыков мигрантов из Средней Азии, раздавались отовсюду. «Привередливые» жители с одной крыши прогонят этих ребят – начальство их на другую посылает. Так и летают…
От Ольги Михайловны гордые азиаты тоже сбежали:
– Возмутилась, что ни слова по-русски не говорят, - признает она. - Хотя по-человечески понимаю, что рабочих рук не хватает, что все сейчас пытаются как-то на жизнь зарабатывать. А вообще у нас народ в доме мирный и покладистый. Просто уже накопилось у всех... Вот сосед мой Сергей – человек добрый, порядочный, никогда ни на что не жалуется. А ведь ему из-за бестолковщины пришлось ремонт в квартире делать!
Сергей Трегубов рассказал, что случилось 8 октября:
- Когда на крыше работать начали, я предупреждал бригадира ходить аккуратнее, настил положить. Перекрытия старые, ветхие, по программе их не ремонтируют. Но они там на чердаке или мусор кидали, или сами со стропил спрыгивали – прогнулась дранка, штукатурка откололась. Писал заявление в УК, после чего вывалившиеся доски подтянули на саморезы, оштукатурили. Но предупредили, что останется прогиб, и это считается допустимым. В итоге пришлось самому нанимать бригаду, чтобы восстановить потолок, 13 тысяч потратил.
Вывод о том, что во время капремонта дома нужно быть готовым к потерям и тратам в собственной квартире, сделали многие жильцы. Например, Анна Михайловна, у которой трое детей:
– Стояки отопления заменили наполовину – на высоту моего роста. Потом сказали, что это из-за навесного потолка, хотя мы готовы были его частично демонтировать. Даже не спросили! Варили неаккуратно - нагары от сварки мы только в три слоя потом закрасили. И сказали: не нравится, купили бы трубу из другого материала. Да если бы сразу так вопрос стоял, обязательно купили бы! Плюсом шли мелкие неприятности: линолеум прожгли в углу, потому что закрывали пол дырявой тряпкой. Когда в ванной стояки меняли, неделю жили без горячей воды, никак не могли включить – грязью забило. Исправлял ситуацию муж, вернувшись из командировки: пришлось поменять свои - горизонтальные - трубы.
Вместо резюме
Сочувствую и строителям, и собственникам, которым выпало осваивать новую недоделанную систему, по сути, экспериментальным путем. Не зря многие надежные организации не пошли на конкурс - не решились в кризис работать на условиях нулевой предоплаты.
«Стройкомплекс» – в числе лучших фирм, вписавшихся в эту кампанию, у них что-то движется. В любом случае, сваливать на строителей системные ошибки фонда - несправедливо. Надеемся, что жители это поймут.
А подрядчики поймут, отчего у собственников сдают нервы. Люди сознают свою ответственность за ремонт. Вдруг работы примут со скрытыми дефектами, кто потом станет судиться за исправления? И если для сезонных бригад это обычная халтура, то жильцам предстоит расплачиваться за сегодняшнюю эпопею лет 50 или 70.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.