Все чаще тагильчане интересуются вопросами поверки индивидуальных приборов учета. Кто должен проводить поверку? Должна ли управляющая компания предупредить о том, что жильцам необходимо провести поверку? Зачем вообще нужна поверка индивидуальных приборов учета? Ответы на эти и другие вопросы дает юрисконсульт отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей Олеся Викторовна ДИЛЬФ.
- Федеральным законом от 26.06.2008 №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" регламентировано, что поверка средств измерений – это совокупность операций, выполняемых для подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям. Проще говоря, это процедура, в рамках которой измеряется точность индивидуального прибора учета на специализированном оборудовании.
- Олеся Викторовна, кто устанавливает интервалы между поверками?
- Интервал между поверками устанавливается производителем и согласовывается с государственной метрологической службой. Каждый ИПУ имеет свой срок поверки (межповерочный интервал), который указывается в техническом паспорте на прибор и отсчитывается с даты выпуска прибора или с даты предыдущей поверки, но не с момента его установки.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 6.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель должен осуществлять поверку ИПУ за свой счет и в сроки, установленные технической документацией на прибор учета.
Необходимость поверки ИПУ возникает через несколько лет эксплуатации, когда прибор изнашивается, детали могут испортиться. Все эти недостатки могут существенно повлиять на точность измеряемых показаний. Поверка ИПУ необходима не только для управляющей компании с целью правильного начисления платы за коммунальные услуги, но и для самих потребителей, поскольку как первые, так и последние должны быть уверены, что прибор дает верные показания.
В соответствии с ГОСТ Р 8.596-2002 выделяют первичные поверки, которые производит изготовитель прибора перед выпуском его в продажу. Кроме того, существуют периодические поверки, которые связаны с периодом эксплуатации прибора, устанавливаемым изготовителем, и внеочередные, проводимые по заявлению потребителя в связи с неточностями показаний прибора.
- Когда лучше делать поверку и каким способом?
- Поверку ИПУ желательно проводить в тот же временной отрезок, когда проводилась прежняя поверка. Это нужно для того, чтобы избежать возможных расхождений по данным о потреблении с поставщиком коммунальных услуг.
Существует два способа поверки ИПУ. Первый, стандартный, то есть поверка проводится в метрологической лаборатории. Второй, оперативный, когда поверка проводится на дому с использованием переносного метрологического стенда.
Поверку средств измерений осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений.
Для первого способа поверки необходимо демонтировать прибор (это можно сделать, обратившись к специалистам в ТСЖ или управляющую компанию), на его место установить временный, а демонтированный ИПУ отвезти для поверки в лабораторию. Перед тем как прибор будет снят, следует зафиксировать его показания и передать поставщику. Срок поверки ИПУ в лаборатории обычно не превышает двух недель. После того как прибор прошел поверку в лаборатории, его необходимо вновь установить. Для этого следует обратиться в ТСЖ или управляющую компанию и вызвать специалиста, который осуществит монтаж ИПУ, опломбирует его и составит акт о том, что устройство допущено в эксплуатацию.
Второй способ предполагает поверку ИПУ на месте. Современные лаборатории обычно оснащены мобильными приборами, которые позволяют осуществлять поверку без снятия прибора, но эта услуга дороже, чем расценки для потребителей, которые сами привозят ИПУ на поверку.
- Что может служить доказательством прохождения поверки?
- Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки или свидетельством о поверке. Если ИПУ исправен, после проведения поверки специалист проставляет в технической документации соответствующие отметки о прохождении поверки прибора и заверяет своей печатью. Если же имеются неточности или вообще прибор не пригоден к эксплуатации, то он использоваться не может и подлежит замене.
Стоит помнить о том, что потребитель обязан направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета. Обновить сведения о поверке ИПУ поставщик должен в течение 15 дней. Поскольку данные паспортов приборов учета хранятся в информационной базе обслуживающей организации, и, если сроки поверки нарушены или она вообще не проводилась, ИПУ автоматически признается негодным к эксплуатации, его показания считаются недействительными и прибор снимается с учета. В этом случае начисления производятся по нормативу за весь период после окончания межповерочного интервала, до тех пор, пока не будет пройдена поверка или не установлен новый ИПУ.
Проверять индивидуальные приборы учета в квартире с определенной периодичностью надо обязательно. При этом обращаться только в те компании, которые вызывают доверие.
Фото Николая АНТОНОВА.