Переход на расчеты в РЦУ, который начался в начале года, был связан с многочисленными сложностями. Многое разрешилось, но часть проблем до сих пор беспокоит. На вопросы читателей «ТР», ответила генеральный директор «Расчетного центра Урала» Александра Короткова
Вместо предисловия
Большинство тагильчан сегодня понимает, для чего муниципалитет всецело поддерживает переход на прямые расчеты за коммунальные услуги через Расчетный центр Урала (РЦУ). Чтобы деньги потребителей не застревали в недобросовестных фирмах. Чтобы средства попадали напрямую теплоснабжающим предприятиям, а от них - поставщикам энергоресурсов. Граждане понимают, что, в конечном итоге, платежи, которые через РЦУ идут Уралсевергазу, дочернему предприятию государственной корпорации Роснефть, формируют бюджет страны. А от наполнения госказны зависят выплаты и размеры пенсий, пособий и зарплат бюджетникам. Пусть юридически РЦУ нельзя назвать «государственным предприятием», но действует центр в интересах государства.
Однако переход, который начался в начале года, был связан с многочисленными сложностями и ошибками. Многое разрешилось, но часть проблем продолжает беспокоить тагильчан.
На вопросы, волнующие читателей «ТР», ответила генеральный директор «Расчетного центра Урала» Александра Короткова
- Александра Викторовна, получен ли ожидаемый эффект от перехода на прямые расчеты?
- Эффект ощутили, прежде всего, ресурсоснабжающие предприятия, которые с нами сотрудничают. Они признают, что впервые за много лет увидели такой высокий процент оплаты услуг. Жилой фонд, который снабжается «Тагилэнерго», полностью перешел на расчеты через РЦУ, и в августе энергетики получили 85% оплаты, тогда как через частный расчетный центр этот показатель был существенно меньше. У «НТТС» половина фонда переведена на обслуживание РЦУ, и пока выводы делать рано.
Мы наблюдаем, как фонд той или иной УК откликается на переход в РЦУ, как люди оплачивают счета. Высокий уровень по УК «Квартал», там и нестыковки урегулировали довольно быстро, потому что с собственниками вели разъяснительную работу. Можем сделать вывод: те УК, которые перешли на прямые начисления в РЦУ, – это добросовестные компании, деньги ресурсников они не трогают.
- Речь о текущих начислениях, а как погашаются долги прежних периодов?
- По дебиторке мы также продвинулись неплохо. Ведем претензионно - исковую работу. Пока только с управляющими организациями, которые в этом году на оплату были серьезно стимулированы. Помогло и лицензирование, и мировые соглашения – мы же не хотим «обрушить» УК, поэтому договорились в суде на выплату долгов в течение 2,5 лет с условием, что процент текущих сборов будет не ниже, чем сейчас. Сегодня мы получили в Нижнем Тагиле результат, какого не достигали ни в одном другом муниципалитете: вместе с выплатой задолженностей сборы поднялись до 97% от текущего предъявления.
- И это при всех трудностях и ошибках, о которых мы, не скрывая, говорим …
- В переходный период, к сожалению, невозможно избежать ошибок и неудобств. За которые мы всегда приносили и еще раз приносим извинения потребителям. И просим потерпеть, потому что такой переход служит важной и, я надеюсь, общей цели: навести порядок с коммунальными платежами. Порядок нужен для того, чтобы случайные люди, случайные фирмы, которые пользовались средствами жителей в своих интересах, больше этого делать не могли. Мы будем и дальше проводить политику по переходу на прямые расчеты - будем взаимодействовать напрямую с жителями, напрямую регулировать их долги. Это огромная работа - массив информации по сотне УК и ТСЖ. Сегодня по Нижнему Тагилу у нас более 100 тысяч лицевых счетов.
- РЦУ рассылал анкеты, чтобы человек мог сам подать все сведения о своей квартире и получить в ответ правильные начисления. Какая часть граждан заполняет эти анкеты?
- Тагильчане откликнулись, приносят анкеты, справки о прописке, указывают номера приборов учета. Из 12 тысяч лицевых счетов по зоне Тагилстроевского района порядка 6 тысяч идентифицировано, и по ним уже идут выверенные начисления. Мы сознаем, что это нагрузка и на жителей, которым приходится проводить время в очередях, и нагрузка большая на консультантов - ни одно заявление они не оставляют без внимания.
- Особенно беспокоят задержки с выходом квитанций и непонятные долги пожилых людей, льготников. Не приостановят ли выплату компенсаций?
- Наши объективные причины задержек в Службе правовых отношений учли и отработали по максимуму, чтобы льготники не были лишены законных выплат. За это, пользуясь случаем, хочу поблагодарить сотрудников СПО. Все жители предупреждены, что для «поздних» платежек срок оплаты перенесен на 20-е число месяца, и никаких пеней мы потребителям не начисляем.
Сейчас мы выравниваемся по срокам, и квитанции начнем печатать раньше.
- Будет ли РЦУ делать перерасчеты в связи с низкими параметрами горячей воды и теплоснабжения?
- Да, мы знаем, что в ряде домов качество услуг было неудовлетворительным продолжительное время, в основном, в зоне Тагилстроевского района. Заявления направляются в ресурсоснабжающие организации на рассмотрение. В дальнейшем, при наличии оснований, ресурсники должны давать поручения в РЦУ о выполнении перерасчетов.
- Как выяснилось, некорректные расчеты в квитанциях жителей Техпоселка возникли при расставании Тагилтеплосбыта с ЕРЦ-НТ, который долго не выдавал бывшему заказчику сведений. Улажены ли споры и успели ли исправить цифры в квитанциях за сентябрь?
- По данным, предоставленным нам организацией Тагилтеплосбыт, в квитанциях за сентябрь учтены оплаты граждан, произведенные через пункты ЕРЦ-НТ в августе 2015 года. В связи со сверкой расчетов и их обоснований, поручения на отражение перерасчетов, произведенных ЕРЦ-НТ, пока не поступило. При получении информации данные будут отражены в следующих расчетных периодах.
К сожалению, некоторые частные центры почему-то считают информацию о жителях своей «наработанной». Однако набор персональных данных граждан не может быть чьей-то собственностью! Та консолидированная база, которую мы с помощью людей сегодня создаем, останется в собственности города. Это огромная работа в условиях отсутствия паспортных столов - утрачена эта советская система, которая позволяла не допускать ошибок. Но законодатели все-таки стремятся ее возродить, создавая ГИС ЖКХ. Эта система 1 января 2017 года будет внедрена и настроена на то, чтобы информация по лицевым счетам хранилась единым массивом. Тогда любое движение, связанное со сменой организации – УК или РЦ, не будет отражаться на жителях.
- Когда будет введена новая форма квитанции, разработанная РЦУ, и в чем ее преимущества?
- Она будет запущена в октябре. Мы учли все пожелания и получили одобрение образца в Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Замечу, что при оплате ничего от этой квитанции оператор или кассир отрывать не будет, весь лист остается у вас.
Постарались сделать более удобным передачу показаний квартирных счетчиков. Вы вписываете их от руки в нужную графу, а придя платить, просите оператора использовать указанные цифры для следующего расчета. Он заносит их в базу на ваш лицевой счет. Услугу будут оказывать не только в наших пунктах - ведем переговоры с банками. Кстати, расчетные пункты РЦУ планируем оборудовать терминалами для безналичного расчета по картам Сбербанка.