Однажды я стала свидетелем конфликта в трамвае. Два молодых парня с нагловатым видом отказывались платить за проезд. Их пришлось высадить. «Как же вы здесь работаете?» - обратилась я кондуктору после инцидента. Женщина представилась Людмилой. Да, бывает несладко, подтвердила она:
- Многое от пассажиров зависит. Некоторые ведут себя как ежики. Спросишь пенсионный, а в ответ: «Что, мол, по лицу не видно?» Только они это в грубой форме говорят. Иной раз улыбнешься, в другой - промолчишь.
В словах Людмилы не чувствуется обиды. Редко приходится встречать таких светлых людей. Она из тех, кто каждое утро встает с нужной ноги. Добро, говорят, притягивает добро. Но за годы ее работы чего только не происходило. Кондуктором, убеждена эта обаятельная женщина, сможет работать не каждый.
- Работа неблагодарная, учитывая нашего пассажира, который чаще нахамит, чем скажет спасибо. Бывало такое, что даже плюют в кондукторов, пинают ногой в спину. Не все могут через себя такое пропустить. Нужно уметь поставить себя в салоне. А если тебе безразлично: кто-то оплатил проезд, а кто-то нет, так это уже не работа. Нужно требовать, но не каждый умеет это делать.
Особенно тяжело работать на Вагонке. Наполняемость на маршруте №10 выше, чем в городе, люди стараются сделать так, чтобы кондуктор до них не дошел. Не пропускают, встают стеной. Наконец, кондуктор продирается сквозь толпу: «Что у вас за проезд?» И тут начинается, как в анекдоте: достал сумочку, открыл сумочку, достал кошелек, закрыл сумочку… целая эпопея! Часть тагильчан, к сожалению, так и осталась несознательной. Синдромом зайца страдают даже старушки. С мольбою в голосе убеждают, что перепутали маршрут, спешат, а денег нет. Такие случаи самые обидные, говорит моя собеседница. В жизни бывает всякое, как не поверить человеку? Но ведь никогда не знаешь, говорит он правду или обманывает, играет на твоих чувствах.
Людмила успевает «обилетить» вошедших в вагон. Для меня всегда было загадкой, как кондуктор умудряется запомнить всех пассажиров.
- Уже по инерции получается, - объясняет она, возвращаясь к нашему разговору. - Когда трамвай подъезжает к остановке, наблюдаешь, кто в какую дверь заходит, куда садится. И прямо смотришь, и боковым зрением. Кто ездит часто, тех уже знаешь в лицо.
И вновь остановка. Людмила в который раз обходит салон. Брать в руки документы запрещено. В практике кондукторов известен случай, когда мужчина отдал пенсионный, а потом заявил, что у него там лежали деньги, довольно приличная сумма. С тех пор кондуктора просят пассажиров разворачивать документы самостоятельно. Но, судя по реакции людей, многие воспринимают эту просьбу в штыки.
Едем дальше – вагон потряхивает, иногда так тряхнет, что едва устоишь на ногах. В трамвае есть своя техника безопасности. Чтобы не упасть и не получить травму, кондукторам предписывается всегда держаться за поручни или опираться спиной на спинку сиденья.
Зарплата у работников сдельная, зависит от количества проданных билетов. В среднем получается около 11 тысяч рублей. 95% кондукторов - пенсионеры. Они должны уметь считать деньги и быть в целом работоспособны. Новые трамваи хороши для пассажиров: теплые, комфортные, удобно заходить с коляской. Но для кондукторов настоящая мука – в центре вагона ступеньки. Попробуй-ка тут побегай целую смену!
Моя поездка из центра города на Гальянку заняла минут 30. Прощаясь, я пожелала Людмиле ответственных и радушных пассажиров. Ей оставалось работать еще шесть часов.