Когда мы начинаем жаловаться на некачественные услуги, которые оказывают коммунальные кампании, то чаще всего слышим в ответ, что у них на это имеются объективные причины. Главная - долги населения.
С другой стороны, рядовая семья, имеющая средний или ниже среднего доход, пенсионеры, инвалиды, из последних сил покрывающие коммунальные услуги в полном объеме, фактически, недополучают услуги. И спросить за это не с кого.
Баланс интересов во взаимоотношениях ресурсников, управляющих компаний и конечного потребителя услуг – населения часто становится темой общения горожан с депутатами городской Думы.
Платить по счетчику
- При работе с жителями мне неоднократно приходилось сталкиваться с вопросами о целесообразности перехода на прямые расчеты между ресурсоснабжающими организациями и жителями, - рассказывает депутат горДумы Владимир Гаев. – Потому что наши коммунальные предприниматели часто не выполняют свои обязательства и при этом легко уходят от ответственности. Если у меня в квитанции прописано «уборка подъезда», а я убираю сам, если нужен ремонт, а мне предлагают его за дополнительную плату, то зачем мне посредники в виде УК?
Да, я имею право в случае конфликта обратиться в Госжилинспекцию. Был опыт: приехали, разобрались, выписали штраф УК. Конечно, его оплатят из средств жильцов. Боятся ли коммунальщики потерять лицензию? Не думаю, что уж очень: если что, всегда можно поменять название компании, добавив пару букв.
Примеров тому масса. Случай: глыба льда с крыши упала на женщину, повредила позвоночник. Лечение обошлось семье в 108 тысяч рублей. Суд признал УК виновной и обязал возместить пострадавшей ущерб. Но судебные приставы не могут взыскать с ответчика положенную компенсацию, поскольку коммунальная фирма обанкротилась. Хотя ее директор, мы знаем, жив-здоров.
Ко мне на прием пришла женщина, которая с 2011 года за долги осталась без электричества. У нее даже провода в подъезде обрезаны. А долг, тем не менее, вошел в общую квитанцию за ЖКХ. И растет небывалыми темпами. До сих пор.
Другая история с многодетной семьей, проживающей на Тагилстрое. В квартире во время проливных дождей промокла стена, почернели обои, из-за образовавшегося грибка гниет даже мебель. Два месяца в дом приходят комиссии из ЖЭУ и разводят руками: никак не могут установить истинную причину происходящего. То попросят полы разобрать, чтобы отыскать подвал и доступ к трубам, то установить дополнительную батарею. А недавно, когда начались снегопады, коммунальщики приняли решение подождать до весны.
В квартире трое детей, младшему 9 месяцев. Почему эти люди должны оплачивать работу своей УК?
Кому это не выгодно?
- В какой другой сфере такое возможно: потребитель получает услугу низкого качества на фоне постоянного роста совокупного платежа? - продолжает Владимир Александрович. - Однажды после очередной «битвы» за замену стояков с УК я пригрозил, что расторгну с ней договор на обслуживание, стану напрямую оплачивать за свет, воду, газ. На что получил в ответ: «Не сможете! Законодательство не позволит. Как же в таком случае вы возместите общедомовые расходы?»
Получается, меня принуждают заключать договоры с компанией, которая не выполняет свои обязанности, прикрываясь «общедомовыми» тратами. Но ведь их тоже можно прописать в договорах, на то оно и соглашение, чтобы учесть все нюансы.
Дело, видимо, не в этом. Скорее всего, прямые платежи невыгодны коммунальщикам, а нередко и самим ресурсникам.
Понятно, взыскивать долги с населения гораздо труднее, чем с УК. Банковский счет гражданина не арестуешь, в отличие от счета юридического лица. Да и имущество малообеспеченных семей порой стоит сущие копейки. Проще переложить эту головную боль на коммунальщиков.
- Подчеркну, что, предлагая уйти на прямые расчеты с РСО, мы не ставим перед собой целью передел рынка обслуживания жилого фонда. Кто хочет работать - тот работает, но «хочет» и «может» - это разные вещи, - заключает Владимир Гаев. - Может, именно с введением прямых договоров УК смогут, наконец, заняться своими прямыми обязанностями - содержанием домов. Ведь сейчас вся деятельность управляющих компаний по оказанию коммунальных услуг носит так называемый агентский характер. Поэтому они, выполняя, по сути, лишь функции агента, не заинтересованы в 100-процентом сборе платежей: им не выплачивается вознаграждение при повышении собираемости, у них нет рисков при накоплении задолженности.
Думаю, неплатежи в коммунальной сфере могут исчезнуть или существенно уменьшиться с началом прямых расчетов потребителей с ресурсоснабжающими организациями.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.