- Веломарафоны начинаются с 200 километров, правда, марафонцы шутят, что двухсотка - это спринт, - рассказывает гонщик Сергей Баранов. - Шутки шутками, однако среди таких шутников нередко встречаются настоящие фанаты. Однажды я встретился с таким. За год он отметился на двенадцати марафонах протяженностью по 1200 километров. «Где же ты такие бешеные деньги находишь для участия?» - спрашиваю его. - «Да ничего особенного, просто я работаю каменщиком...»
Сергей даже в редакцию приехал на велосипеде. На улице оставлять его не захотел: если украдут, потеря будет ощутимая. Двухколесный транспорт - его верный помощник. Проехать 1200 километров без поломок – не шутки. Летом Баранов побывал на настоящей «велосипедной олимпиаде». Так французы называют марафон Париж - Брест - Париж. Впервые он состоялся в 1891 году. Тогда в нем участвовали профи, позже к ним присоединились любители. Современная трасса пролегает через те же самые городки, что и сто лет назад.
- Для французов это поистине историческое событие, - рассказывает Сергей. - Люди, живущие вдоль трассы, с восхищением встречают участников, стараются помочь, совершенно бесплатно предлагают различные напитки и фрукты, болеют, кричат. В этом году на соревнования приехало 6200 человек из 66 стран. Россия по массовости оказалась на восьмом месте. Если в 2011 году было 86 участников, то этим летом – 146, несмотря на санкции.
Из россиян только двое имеют пять пройденных марафонов Париж – Брест – Париж. И оба, кстати, тагильчане: Владимир Семенов и Сергей Баранов.
- Сергей, вы говорили, что каждый преследует свою цель: одни хотят улучшить свой результат, другие едут посоревноваться с соперниками, третьи рассматривают трассу как испытание – доехать бы до конца. А вы с какой целью приехали на марафон?
- Конечно, хочется улучшить свой предыдущий результат, но это не всегда удается. Так получилось и в этом году. Перед началом гонщики выбирают время, за которое планируют проехать дистанцию 1200 километров. Это может быть 90, 84 и 80 часов, у всех разное время старта. Я рассудил, что днем скорость больше. Дай-ка я стартану с утра, а не в ночь, как делал до этого. Надеялся выиграть стратегически - ошибся. По всей дистанции через каждые 100 километров расставлены контрольные пункты. Они открыты в определенное время. Нужно сделать отметку и постараться до минимума сократить потери времени на сон, питание и отдых. Если не успел вовремя приехать, считай, сошел с дистанции. У меня был такой момент, когда я уже думал, что не уложился и позволил себе бесконтрольно спать. В общей сложности проспал 10 часов. Но нашел в себе силы и поехал в максимально возможном для себя темпе. Догнал ребят, с которыми вместе стартовали, а потом и объехал. В итоге натикало 79 часов 37 минут. Не самый мой быстрый результат, но это как раз тот случай, когда главная победа - победа над собой.
Своенравный лед
У Сергея несколько велосипедов. На некоторых можно передвигаться и зимой. Впрочем, нюансов много, не каждому профессионалу по силам разобраться. Если что-то не учел, то может аукнуться там, где этого даже не ждешь, говорит Баранов. В феврале он решил съездить на Байкал. На застывшей глади озера проводилась экстремальная гонка «Ледовый шторм». Готовиться начал еще в Тагиле. Решил немного сэкономить и вместо фирменной шипованной резины установил самошиповку. Опробовал на снегу: велосипед шел отлично. Лед оказался куда более своенравным.
- Дали старт, и народ как-то с легкостью ушел за горизонт. А я не могу набрать скорость: колеса шлифуют. Оказалось, что шипы не работали, как тому подобает. В результате 80 километров ехал 11 часов, а это много. Я сильно обморозился, доктор запретил мне дальше участвовать в соревнованиях. На второй день гонка проходила вдоль восточного берега Ольхона. Участники ехали по узкому перешейку между берегом и открытой водой. Лед за ночь оторвало, и на полтора километра простиралась вода.
Тот самый Семенов
Сергей не мыслит жизни без велосипеда. Наверное, благодаря подвижному образу жизни он и в 59 лет выглядит подтянуто и очень молодо, больше 45 ему никак не дашь. К марафонам привлек тот самый Семенов, еще один рекордсмен гонки Париж-Брест-Париж. Друг, соратник, земляк. Свою первую дистанцию 200 километров Сергей помнит до сих пор. Он чуть с нее не сошел. Было это в 1998 году в Екатеринбурге. Гонщики ехали 100 километров в одну сторону, а потом обратно.
- Я так гнал первую сотню, что, когда приехал на разворот, сильно выдохся, закралась мысль финишировать на электричке. Восстановил силы, собрал волю в кулак и поехал дальше. И финиш-таки состоялся. Вот с него-то все и началось и до сих пор никак не закончится.
Научиться бегать по стране
Сергей использует марафоны как инструмент, который позволяет совершать дальние поездки. И даже термин особый придумал: научиться бегать по стране. Так он дважды ездил из Мурманска в Сочи, один раз – из Архангельска в Сочи. С собой минимум вещей: спальник, биви (герметичная упаковка, она надевается на спальник и можно спать хоть под дождем, не вымокнешь), небольшой баллон с газом, кружка. Весь багаж укладывается в маленькую сумку. Это удобно. Не то что баулы у велотуристов. Они едут с минимальной скоростью, «от костра к костру с гитарой», приводит выражение Семенова Баранов. Сергей пересекал весь Кольский полуостров за день, а это без четырех 400 километров! При такой езде теряется много калорий.
- Если утром и вечером можно просто перекусить, обед должен быть нормальным. Обедаешь обычно в кафе. Пока сидишь, с кем-нибудь общаешься: «Ты откуда едешь?» - «Из Мурманска» - «Как из Мурманска? Да мы на КамАЗе столько проехали!»
- Сергей, неужели вы можете ехать наравне с автомобилем?
- Средняя скорость 30 километров – уже хорошо. Марафоны вообще рассчитываются из расчета 13 километров в час с учетом всех остановок, сна, перекусов. Да там и не нужна высокая скорость. Некоторые дистанции нужно брать измором. Иностранцы гонят, а на КП неспешно отдыхают, общаются. Теряют много времени и снова гонят. По мне так нужно ехать стабильно. Не гнать сильно, но и не раскидываться временем. На дистанции другая арифметика работает. Есть такое понятие, как физическое голодание. Калории ушли, а ты ничего не добавил, не в силах даже крутить педали. Когда у меня такое случилось, я ехал идеальной синусоидой по всей ширине дороги. Конечно, нужно нормально питаться, и даже чуть-чуть на опережение. Иначе результата не будет. Впрочем, казусы случаются даже с профессиональными спортсменами.
…В 2004 году француз Зеф Жегар путешествовал из Бреста во Владивосток. Сергей Баранов встретил его на границе с Россией. Дальше ехали вместе. За 68-летним Зефом следовала машина сопровождения. А сам он ехал налегке.
- Зеф знал несколько слов по-русски, а я необходимый набор французских слов. И нам этого хватало, ведь в основном мы разговаривали на языке дороги. Друг друга настолько выучили, что я знал, когда он остановится перекусить, даже договариваться не приходилось. Зеф был настоящим «велосипедным йогом». Каждый день мы выезжали в шесть утра, проезжали по 200 километров и более. В то время за Читой не было асфальтированной дороги, но даже с учетом грунтовки нам удавалось выдерживать 200 километров в день. И за 52 дня получилось 10 438 километров. Красивая дистанция!
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.