Публикация в «ТР» вызвала много откликов
«Паломничество»: повторение пройденного
Помните наш рассказ о 87-летней Валентине Ивановне Мальцевой из дома 86 по улице Горошникова – как мы вместе ходили в расчетный центр «Универсал» выяснять причины неправильных начислений? (материал «Паломница» от 20 августа).Многие читатели отозвались на публикацию весьма эмоционально и рассчитывали на продолжение темы. Говорили о проблемах, с которыми столкнулись при переходе на обслуживание в «РЦ Урала»:
- Невозможно ничего понять в новых квитанциях, продолжают выставлять плату по нормативу.
- У нас в подъезде тоже есть разумная пожилая женщина, которой соседи доверяли оплату счетов. Но теперь цифры в квитанциях никто разобрать не в состоянии – приходится платить, пройдя через консультантов.
- В консультационных пунктах - очереди, а на Карла Маркса,30, в подвале условия такие, что посетители и сотрудники «помирают» от духоты.
- Чтобы заполнить анкету РЦ, нужно представить справку о прописке, а паспортистка на Техпоселке принимает только два дня, стоим в очередях. Хотя у нас приборы в порядке, состав семьи не изменился…
- Мало того, что счета надо оплачивать в разных местах - показания счетчиков ГВС и ХВС теперь требуется передавать в разное время!
Мы старались успокоить тагильчан, повторяя все то, о чем рассказывалось раньше - в интервью с директором «РЦ Урала» («Понять и платить» от 25 июня). Объясняли, что у нового подконтрольного государству центра нет базы, что создать ее можно только с добровольной помощью самих жителей, поскольку многие частные компании и центры информацией не делятся. Надо, мол, потерпеть, проблемы переходного периода скоро разрешатся… И тагильчане успели оценить большое преимущество РЦУ перед конкурентами: их счета принимают без комиссий и на почте, и в большинстве крупных банков.
Но в середине сентября, после выпуска очередных платежек, поток жалоб возобновился, а претензии – все те же.
Позвонили и жители дома №86 по улице Горошникова – теперь им всем предъявили непонятные суммы. В. И. Мальцева сообщила, что исправленную платежку за июль «Универсан» для нее так и не напечатал:
- Предложили заплатить позже, сразу за два месяца. В сентябре на ГВС получаю квитанцию уже от «РЦ Урала», где снова стоит сумма не по моим показаниям, а гораздо больше - около полутора тысяч…Пошла к консультанту на Карла Маркса, в очереди провела почти два часа. Обещали разобраться и переначислить в следующем месяце…
Переходный период затянулся
- Количество обращений тагильчан, связанных с квитанциями, превысило допустимые пределы, и жалобы поступают обоснованные, - подчеркнул исполняющий полномочия главы администрации города Владислав Пинаев. В течение одной только последней недели он провел несколько рабочих совещаний с участием руководителей «РЦ Урала» и других организаций.
На одну из встреч были приглашены старосты шести МКД, которые не первый месяц лихорадит из-за неадекватных расчетов и задолженностей перед «Тагилтеплосбытом», «Тагилэнерго» и «НТТС». Суммы от 500 рублей до нескольких тысяч, а например, жителю улицы Фрунзе за четыре месяца «нарисовали» долгов на 25 тысяч. Это при том, что старшая дома ведет все квитанции, заносит данные об оплате в компьютер и точно знает, кому предъявляют долги необоснованно.
Большинство старших в свое время всячески поддерживали переход в «РЦ Урала», объясняя жителям, что это обеспечит полную прозрачность расчетов с ресурсниками и поможет работать с должниками. И вот чего добились!
- По домам, где зависли долги, нужно сделать полную сверку по показаниям приборов, начиная с марта, пересчитать все начисления, а переплату учесть как аванс, - предложили старосты.
Татьяна Марченко, член Ассоциации председателей советов домов, от лица многих коллег упрекнула РЦУ:
- Старшие домов у нас привыкли действовать в контакте со специалистами расчетных центров. Здесь это сотрудничество ушло, с нами не считаются - отсюда и ошибки. Опуститесь, пожалуйста, на землю, снизойдите до домов!
Кстати, на ситуацию с платежками заметно влияет профессионализм УК. Компании, заинтересованные в работе через «прозрачный» центр, вели работу так, что в течение двух месяцев в их домах вопросы были сняты.
Катализаторы роста долгов
Массовый характер приобрели ошибки в домах, для которых поставщиком услуг является «Тагилтеплосбыт» (часть центра города, Красного Камня и весь Техпоселок). Объясняют ситуацию, в первую очередь, отсутствием взаимопонимания между «Тагилтеплосбытом» (ТТС) и его бывшим агентом - ООО «ЕРЦ».
- ЕРЦ подписал с ТТС все акты сверки, но базу по лицевым счетам передал некорректно, – говорят представители РЦУ. - Поэтому в июльских квитанциях нами указана сумма задолженности. Но мы не предъявили ее к оплате, а указали справочно, чтобы жители могли среагировать. В результате обращений смогли учесть оплату по квитанциям ЕРЦ в следующем периоде. Но сейчас стоит вопрос о правильности расчетов за август - сведения нам не дают, в том числе расшифровку задолженностей. Две организации разбираются между собой…
Известно, что переговоры участники спора вели не раз, в том числе в прокуратуре.
В чем суть взаимных претензий ТТС и ЕРЦ, пытался выяснить Владислав Пинаев, пригласив стороны на совещание.
ТТС настаивает на передаче сведений об объеме оплаченных услуг и задолженностей с разбивкой по лицевым счетам. Информацию им предоставили только на бумажном носителе. Распечатана микроскопическим шрифтом. Также сбытовая организация требует представить документы, на основании которых ЕРЦ провел перерасчеты, в том числе за низкое качество услуги ГВС.
Хозяева ЕРЦ обещали дать сведения в любом виде, если ТТС направит им четкий письменный запрос. Но вообще, дали понять, что не желают просто так отдавать наработанную годами клиентскую базу, ведь ЕРЦ ее тоже никто не предоставлял, когда он пришел на тагильский рынок.
Трудно судить, что стоит за этими «ошибками» и тайнами, – дурь, корысть или что-то еще. Зато известна реакция людей, ставших заложниками споров. И итог предсказуем:
- Коммунальные долги будут расти, если беспорядок с начислениями не прекратится, - подытожил Владислав Пинаев и поручил руководителям конфликтующих организаций урегулировать все вопросы в течение нескольких дней, чтобы квитанции за сентябрь были сформированы без ошибок.
Разрабатывают оптимальный вариант единой квитанции
Кто бы ни был виноват в некорректных начислениях, усугубила ситуацию совершенно неудобоваримая форма и «слепое» исполнение квитанции, принятое на вооружение «РЦ Урала». За четыре месяца ее хождения лично мне не встретился ни один человек, который бы ее понимал и одобрял. В их числе – люди подкованные, а также специалисты по ЖКХ и энергетике.
Платежка «слепая», потому что перегружена пустыми графами таблиц, лишними нулями в цифрах, второстепенной информацией, которая набрана одним очень мелким шрифтом с информацией основной.
Руководство РЦУ отвечает, что форма документа утверждена приказом Минстроя и ЖКХ РФ №924 от 29.12.2014. Но посмеем заметить: в приказе четко сказано, что эта форма «примерная». Никто не заставляет ее слепо копировать. Не мешало бы учесть интересы потребителя, хотя бы из милосердия.
На днях стало известно, что «РЦ Урала» намерен исправить эту «формальную» (а по сути, стратегическую!) ошибку. Во время совещания в мэрии руководители центра представили улучшенный, упорядоченный вариант единой квитанции. Старшим домов предложили ее оценить и высказать мнение.
Принципиальных замечаний к документу осталось немного. Например, основные статьи оплаты – тепло, ГВС - смещены вниз и даны мельче всех прочих. Данные о собственнике, номер лицевого счета, а также реквизиты центра не дублируются на той части документа, которая после оплаты остается у потребителя. Плюс в том, что на отдельном листе добавили блок для показаний индивидуальных счетчиков, т.е. потребитель сможет оставлять данные в РЦ одновременно с оплатой.
Здравый смысл говорит: чем быстрее введут в обращение удобную платежу, тем лучше для всех.
Ирина ПЕТРОВА.