Потенциал…позволяет…
«Потенциал «Титановой долины» позволяет существенно расширить её рамки. Сегодня, мы можем говорить о создании второй очереди особой экономической зоны для реализации инвестиционного проекта по созданию производства самолетов L-410», - сообщил губернатор, выступая на заседании президиума правительства. В настоящее время, по словам гендиректора АО «Уральский завод гражданской авиации» Вадима Бадеха, уровень самолетного производства в области достигает около 20 процентов. Однако, с созданием новой площадки особой экономической зоны, локализацию можно будет довести до 100 процентов.
Что касается финансовой стороны вопроса, планируется, что объем инвестиций в проект составит 1,2 млрд. рублей, из которых один млрд. – федеральные средства, остальные финансовые затраты возьмет на себя предприятие. Кроме того, гендиректор «Титановой долины» Артемий Кызласов, отмечает, что возможны вливания и за счет инвестирования со стороны частных организаций. Сегодня переговоры ведутся с десятью руководителями.
Первый блин комом?
Безусловно, сомнений, что авиастроение Свердловской области нуждается в развитии - нет. Вот только не станет ли новое производство очередным способом для распила бюджетных средств, опасаются эксперты. Ведь если обратиться к примеру первой очереди проекта, он оказался далеко не таким успешным, как это планировалось изначально. Спустя три года и миллиарды рублей, у «Титановой долины» так и не появилось ни одного иностранного резидента. Возможно по этой причине, сегодня, особая экономическая представляет собой довольно печальное зрелище: две сотни пустующих гектаров и одинокое стеклянное здание.
С самого начала региональные власти пустили проект на самотек не особенно заморачиваясь с поиском резидентов и контролем за инфраструктурой «Титановой долины». Кроме того, поговаривают, что зачастую правительство области было не в курсе, на что именно выделяются средства и какой результат необходимо получить. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что проект оказался убыточным. В 2014 году предприятие оказалось в минусе на шесть млн. рублей.
Куда же в таком случаи утекли бюджетные средства? Ответ прост – на зарплату высококвалифицированному руководству и их подчиненным. К сведению, на 2013 год зарплата топ-менеджеров (директора и его заместителей) составляла около – 179 тысяч рублей ежемесячно. Для руководителей среднего звена (начальники департаментов, отделов) –107 тысяч рублей. Простым специалистам платили меньше – 57 тысяч рублей. При этом ежегодный прирост зарплаты сотрудников варьировался на уровне – от 9,9 до 19,9 процентов, в зависимости от занимаемой должности.
«Все обстоит плачевно». Идеи губернатора несвоевременны
В связи с этим возникает вопрос, зачем региону еще одна «Титановая долина»? Правильное ли направление для вливания бюджетных денег выбирает правительство Свердловской области в условиях нарастающего кризиса и долговой ямы, в которой находится Средний Урал. Ведь в области существует масса других проблем, и куда более насущных статей расходов. Например, сельское хозяйство: уборочная компания запаздывает, урожай приходит в негодность. Не хватает мест в школах и детских садах. Разрушаются дома, нуждающиеся в капитальном ремонте. Ждут новых квартир обитатели аварийного жилья. Все это требует огромных вливаний. Однако именно сейчас правительство предпочитает развивать авиастроение.
В том, что для реализации подобного проекта, выбрано неподходящее время, убежден и председатель комитета Свердловского регионального отделения политической партии «Патриоты России» Сергей Ярутин. «В Свердловской области на свегодняшний день все обстоит плачевно. Развиваются только отрасли, где присутствует частный капитал. Все остальное, чего касается команда губернатора - превращается в убытки. К сожалению «Титановая долина» - яркий пример такого процесса».