Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
01.03.2022 13:30
Без права на ошибку. Лучший реставратор России Антонина НАСЕДКИНА
Без права на ошибку. Лучший реставратор России Антонина НАСЕДКИНА
Последние новости
На рабочем столе реставрационной мастерской огромное полотно. Сверху деревянный ящичек, обшитый внутри фетром и пропитанный спиртом.

Выделяемые пары начинают «лечить» произведение искусства. Это один из способов восстановления лакового покрытия.

Редкая профессия

В Нижнем Тагиле Наседкину знают многие. Ну, почти все. Для кого-то она - Антонина Александровна, а для большинства – Тонечка.

Хрупкая, необычайно тонкая, с редкой профессией и такой же редкой доброй душой.

Она частый гость в соседнем Ирбите, бывает в Омске, Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, многих других городах нашей страны, работала в Америке, в Бостоне, куда ее приглашали для реставрации частной коллекции семьи Ф. Лемберского.

Всегда помогает музеям Уралвагонзавода, НТМК и частным лицам. Антонина Наседкина имеет непосредственное отношение к возвращению из небытия многих художественных шедевров и по праву считается одним из лучших реставраторов России.

- Люблю каждую картину, с которой работала. За всеми наблюдаю, слежу. Привыкаю к ним быстро, они становятся, как родные. Каждая из них индивидуальна и порой непредсказуема, - отзывается о своей работе собеседница журналиста «ТР».

К примеру, такой оказалась картина «Иов и его друзья» Владимира Боровиковского, предположительно, 1810 года. Главное – была проделана большая серьезная работа с лаковым покрытием.

IMG_0753.jpg

Шаг за шагом кропотливого труда и… открылся дальний план картины! Слева – храм, справа – облака. Фигура в центре стала более четкой. До реставрации герои произведения были словно пережаренные, загорелые. Открылся настоящий колорит с тонкими авторскими лессировками.

- Хорошо реставрировать классику. Там художник все соблюдает, как положено, поэтому и структура картины понятна: основа, грунт, красочный слой, покровный лак. Перед реставрацией подробно описываю сохранность произведения, чтобы ничего не упустить, во все вникнуть, потом составляю план, выбираю методику, последовательность операций, проводим реставрационный совет, и работа начинается. После укрепления картины нужно дать ей отлежаться, «отдохнуть»… а потом снова за работу: соединение разрывов, подведение реставрационного грунта в места утрат, удаление поверхностных загрязнений, утоньшение лаковой пленки, покрытие лаком и завершающий этап - тонировка. Главное, настроиться и не спешить. Что-то вызывает сомнения - лучше отложить. Пусть картина подождет, возможно, появится новая методика или материал. Придет другое поколение и все расставит по своим местам, - рассуждает Антонина Александровна.


Договориться с картиной

Для нее они все живые. С ними надо уметь договориться, как с людьми.

Они не терпят резких перемен, не любят, чтобы их переносили из одного помещения в другое, из зала в зал.

Перепады температур, сотрясения и даже плохая экология точно так же, как и любая перевозка - это мощные факторы стресса.

Любая картина – сложная, но живая структура. На нее влияет все. К слову, бывают картины–хроники. Такие часто болеют.

Только приведешь их в порядок, они немного побудут в экспозиции и снова начинают требовать к себе внимания.


Весь негатив, прежде всего, отражается на лаковой пленке, она темнеет.

Почти 43 года назад, в самом начале работы, было страшно потому, что могла чего-то не знать, не понимать.

Ежегодные стажировки во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря, десятки лет работы, безусловно, добавили уверенности, профессионализма.

IMG_0768.jpg

- Реставратор, как хирург, реанимирует и дарит жизнь бесценным произведениям. Это профессия, которая передается из рук в руки. Тебе показывают процесс, ты повторяешь, за тобой наблюдают, подсказывают, учат, - говорит Антонина Наседкина.

Теперь она знает все про все свои картины, но признается, что от этого становится только еще страшнее.

Понимаешь, какая на тебе ответственность, ведь работать приходится с полотнами, возраст которых 300 или 400 лет! Мало ли что… Права на ошибку нет.

Не так давно работала со сложным портретом Евдокии Анненковой, написанном неизвестным художником, относящимся к XIX веку.

Картина серьезно пострадала при пожаре во время ремонта в центре Грабаря летом 2010 года, где в это время находилась.

Когда тушили огонь, то полотно залили грязной водой. Пожарные ее брали из реки Яузы.

Холсты сжались, расслоились, на изображении – побелевший лак, гарь, копоть, мелкий мусор и водяные потеки. Ежедневно миллиметр за миллиметром шло восстановление картины, пришлось передублировать ее на новую основу.

В процессе сложной реставрации картину необходимо исследовать в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах излучения, сделать снимки, которые покажут сохранность лакового покрытия, записи, правки в рисунке.

IMG_0783.jpg

Антонина Наседкина считает, что ей повезло учиться на худграфе Нижнетагильского педагогического института у интересных педагогов.

Потом был реставрационный центр академика Грабаря, там тоже училась и работала с настоящими корифеями!

После института год провела в школе, где очень нравилось общаться с малышами, потом много лет скучала по школе.

В музей попала не случайно - пригласили, так как появилась ставка реставратора.

Сделала копию с портрета, после этого приняли сначала с испытательным сроком в 1979 году, оказалось - навсегда.

- В музее - интересно, это самое лучшее место в городе. Принадлежишь только себе и картине. Ничего не мешает, - размышляет Антонина Александровна. – Я такой человек, что долго привыкаю к новому, но как только привыкну, то полюблю навсегда.

Своих картин она не написала.

Зато искренне признается, что создавала условия для работы супруга Владимира Никитовича, заслуженного художника России, и растила дочь Анну.

Она пошла по стопам родителей, закончила худграф, потом иконописное отделение Московской художественной академии. Тоже - реставратор.

Когда училась в Нижнем Тагиле, то всегда приходила к маме на работу.

Смотрела, как она творит, и повторяла: «Мама, у тебя не работа, а песня». Сегодня живет и работает в Сергиевом Посаде, пишет иконы и воспитывает дочь, внучку Антонины Александровны, Марию.

Кстати, малышка тоже любит мамину работу. Понимаете, про что мы? Династия продолжается!


   



Читать еще
Проект «ТР» «Нижнему Тагилу – 300 лет»: фотолетопись города. Цех УВЗ – фото на память
04.08.2022 13:19 /
Этот снимок принесла в редакцию Ольга Кунц.
Комментариев: 0
300 лет на службе Отечеству. Новая книга о Нижнем Тагиле
04.08.2022 12:34 /
Об этой книге много говорили, ее с нетерпением ждали, и вот состоялась торжественная презентация юбилейного издания.
Комментариев: 0
Уютная набережная Выйского пруда
04.08.2022 10:20 /
Уютные уголки города… На каком остановиться? Ведь в нашем городе отыщется их немало.
Комментариев: 0
Сильный, успешный, счастливый. Денис СЕМЕНОВ
04.08.2022 10:15 /
В июне в Сочи прошел открытый чемпионат Европы по пауэрлифтингу и силовым видам спорта «Олимпия-IX». Победителем в жиме штанги лежа...
Комментариев: 0
С Днем рождения, любимый город!
04.08.2022 09:39 /
Тагильчане поздравляют Нижний Тагил с предстоящим 300-летием.
Комментариев: 0
Проект «ТР» «Нижнему Тагилу – 300 лет»: фотолетопись города. Домино - любимая игра 1960-х
29.07.2022 09:43 /
Снимок из семейного архива Евгении Султановой.
Комментариев: 0