Зачем туристы едут в другие города? Чтобы увидеть что-то новое, необычное или, наоборот, широко известное, то, о чем все говорят. В Нижнем Тагиле есть что посмотреть, чему удивиться, чем восхититься. Но туристы в наш город почему-то не рвутся. А может, тагильчане переоценивают значимость и привлекательность своих достопримечательностей?
Что думает об этом директор музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Эльвира Меркушева?
Что станет брендом?
- Туристический бренд Нижнего Тагила только формируется, - пояснила Эльвира Меркушева. - То, что для тагильчан знакомо и неразрывно связано с городом, для иногородних туристов мало известно. Что такое для них Урал? Горы, металл, заводы, поделочные камни, подносы с лаковой росписью… У нас неплохая культурно-историческая основа.
- И это может стать брендом?
- Все выше перечисленное объединяет индустриальная культура, а индустриальный туризм, как бренд, абсолютно конкурентоспособен. Но, к сожалению, обычно люди подразумевают под индустриальным туризмом только заводы, промышленные площадки, карьеры, производство. А для музейных сотрудников в это понятие входит все, что создано человеком в процессе создания и работы предприятий: инфраструктура, промыслы, появившиеся в связи горнозаводским производством, быт населения... И Нижний Тагил - ярчайший пример, образец того, как повседневная жизнь связана с производством.
- Что же нужно сделать для того, чтобы туристы заинтересовались Нижним Тагилом, его индустриальной культурой и поехали именно сюда?
- Это сложная задача, но решаемая, если есть хорошая концепция развития туризма в городе. Потенциал у Нижнего Тагила очень большой, здесь можно развивать спортивный туризм, оздоровительный, исторический. Можно монополизировать индустриальный бренд, превратить его в туристический продукт, сделать «фишкой». У нас есть проект индустриально-ландшафтного «Демидов-парка» на старопромышленной территории, но его реализацию бюджеты муниципалитета и региона в одиночку не потянут.
Не надо путать музей и заповедник
У музея-заповедника ежегодно прибавляется по филиалу: в 2013 году – музей-усадьба «Демидовская дача», нынче – мини-музей в сторожевой башне на Лисьей горе. Возможно, поэтому в городе не утихают разговоры о том, каким же должен стать литературно-музейный центр «Дом Окуджавы», и по-прежнему звучат предложения не делать его библиотечным филиалом, а отдать музею-заповеднику.
- Сотрудники музея-заповедника бесконечно уважают семью Булата Окуджавы и ценят его творчество, - говорит директор музея-заповедника Эльвира Меркушева. - Уверены, что литературно-музейный центр станет местом общения литераторов, музыкантов, всех творческих людей. Здесь будет дух и 30-х годов ХХ века, и 60-х, и каждый найдет то, что ему нужно. В городе появится особая культурная площадка. Но филиалом музея-заповедника «Горнозаводской Урал» центр «Дом Окуджавы» быть не может. Объясню, почему.
Дело в том, что у музея и у заповедника разные функции. В музее идет сбор, изучение, популяризация музейных предметов. У заповедника полномочия шире, его обязанность - сохранять исторический ландшафт, память места, той территории, на которой он расположен, объекты историко-культурного наследия. Музей-заповедник «Горнозаводской Урал» находится на территории старого промышленного города, в его фондах хранятся подлинные экспонаты, рассказывающие о том времени. В его составе уже 11 филиалов – музей быта горнозаводского населения, музей истории подносного промысла «Дом Худояровых», музей истории техники «Дом Черепановых», музей-завод, музей природы и охраны окружающей среды… Все музеи объединяет горнозаводская культура, а «Дом Окуджавы» в эту концепцию не вписывается.
Досуговый центр с историческим профилем
В Нижнем Тагиле нет недостатка в учреждениях культуры: три театра, музеи, два десятка филиалов центральной городской библиотеки, филармония… Почему же тагильчане по-прежнему говорят о том, что в городе некуда пойти культурно отдохнуть, недостаточно самой культуры?
По словам Эльвиры Меркушевой, культурная среда должна ежедневно окружать человека, чтобы он в ней рос. И она зависит не от количества учреждений культуры, а от взаимодействия.
Сейчас в музее-заповеднике стараются делать больше тематических праздников для семей, организовывают познавательные развлечения и мастер-классы для дошкольников, проводят занятия всевозможных клубов по интересам, осваивают виртуальное пространство.
- Не считаться с современной реальностью невозможно, - уверена Эльвира Меркушева. - Выросло поколение людей, привыкших иметь дело с отрежиссированной информацией. Они воспринимают ее клипово, чтение книг им не понятно, Интернет, к сожалению, отучил их самостоятельно мыслить и общаться. Такие люди и музеи воспринимают картинками. Поэтому наша задача - заинтересовать их в виртуальном пространстве, вытащить в реальность, где больше информации, чем в Интернете. Надо работать по-новому, выстраивать диалог с посетителями. Лекция-экскурсия – это прошлый век. Раньше музей учил, а теперь это общее место интересного проведения времени.
- А как вы относитесь к тому, что библиотеки и музеи периодически обвиняют в том, что из серьезных учреждений культуры они превращаются в досуговые центры?
- Досуговый центр? Почему бы нет? Музей сохраняет исторический профиль, свои хорошие традиции, но мнение новых посетителей нельзя не учитывать. Может, это звучит несколько необычно, но сегодня музей – это своего рода сервисный центр по получению знаний, возможность с пользой провести свободное время. За год у нас проходит более 80 выставок, музей-заповедник посещают около 120 тысяч человек. Но такого, как в 1980-е годы, когда были «поезда здоровья» и автобусные маршруты выходного дня, благодаря которым музей был переполнен, к сожалению, сейчас нет.
Да, меняется время, меняются люди. И чтобы привлечь туристов в город, нужны уже не только раритеты и уникальные музеи, а нечто большее – своя «фишка», «изюминка», бренд. Мы предлагаем нашим читателям подключиться к разговору о том, что может сделать Нижний Тагил более привлекательным для путешественников из других городов и стран. Ждем ваши предложения и размышления.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.
Директор музея-заповедника Эльвира Меркушева.
Цитата
«Майские указы президента РФ Владимира Путина, касающиеся социальной сферы, направлены на создание благоприятных условий для жизни человека. И каждый регион должен продемонстрировать тот ресурс, который у него есть, свой потенциал, - говорит директор музея-заповедника Эльвира Меркушева».