Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
02.09.2015 11:47
В Нижнем Тагиле есть что посмотреть...
В Нижнем Тагиле есть что посмотреть...
Последние новости
Теги: Нижний Тагил музей-заповедник туризм

Зачем туристы едут в другие города? Чтобы увидеть что-то новое, необычное или, наоборот, широко известное, то, о чем все говорят. В Нижнем Тагиле есть что посмотреть, чему удивиться, чем восхититься. Но туристы в наш город почему-то не рвутся. А может, тагильчане переоценивают значимость и привлекательность своих достопримечательностей?


Что думает об этом директор  музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Эльвира  Меркушева?


Что станет брендом?


- Туристический бренд Нижнего Тагила только формируется, - пояснила  Эльвира  Меркушева. - То, что для тагильчан  знакомо и неразрывно связано с городом, для иногородних туристов мало известно.  Что такое для них  Урал? Горы,  металл,  заводы,  поделочные камни,  подносы с лаковой росписью… У  нас неплохая культурно-историческая основа.


- И это может стать брендом?


- Все выше перечисленное  объединяет индустриальная культура, а индустриальный туризм,  как бренд,  абсолютно конкурентоспособен. Но, к  сожалению, обычно  люди подразумевают под индустриальным туризмом только  заводы,  промышленные площадки, карьеры,  производство. А для музейных сотрудников в это понятие входит все, что создано человеком в процессе создания и работы предприятий: инфраструктура, промыслы, появившиеся в связи горнозаводским производством,  быт населения... И Нижний Тагил - ярчайший пример, образец того, как повседневная жизнь связана с производством.


- Что же нужно сделать для того, чтобы туристы заинтересовались Нижним Тагилом, его индустриальной культурой и поехали именно сюда?


-  Это сложная задача,  но решаемая,  если есть хорошая концепция развития туризма в городе. Потенциал у Нижнего Тагила очень большой, здесь можно развивать спортивный туризм, оздоровительный, исторический. Можно монополизировать индустриальный бренд, превратить его в туристический продукт, сделать «фишкой». У нас есть проект индустриально-ландшафтного «Демидов-парка» на старопромышленной территории, но его реализацию бюджеты муниципалитета и региона в одиночку не потянут.


Не надо путать музей и заповедник


У музея-заповедника ежегодно прибавляется по филиалу: в 2013 году – музей-усадьба «Демидовская дача», нынче – мини-музей в сторожевой башне на Лисьей горе. Возможно, поэтому в  городе не утихают разговоры о том, каким же должен стать литературно-музейный центр «Дом Окуджавы», и  по-прежнему звучат предложения не делать его библиотечным филиалом, а отдать музею-заповеднику.


- Сотрудники музея-заповедника бесконечно уважают семью Булата Окуджавы и  ценят его творчество, - говорит директор музея-заповедника Эльвира Меркушева. -  Уверены, что литературно-музейный центр станет местом общения литераторов, музыкантов, всех творческих людей. Здесь будет дух и 30-х годов ХХ века, и 60-х, и каждый найдет то, что ему нужно. В городе появится особая культурная площадка. Но филиалом музея-заповедника «Горнозаводской Урал»  центр «Дом Окуджавы» быть не может. Объясню, почему.


Дело в том, что у музея и у заповедника разные функции. В музее идет сбор, изучение, популяризация музейных предметов. У заповедника полномочия шире, его обязанность - сохранять исторический  ландшафт,  память места, той территории,  на которой он  расположен, объекты  историко-культурного наследия. Музей-заповедник «Горнозаводской Урал» находится на территории старого промышленного города, в его фондах хранятся подлинные экспонаты, рассказывающие о том времени. В его составе уже 11 филиалов – музей быта горнозаводского населения, музей истории подносного промысла «Дом Худояровых», музей истории техники «Дом Черепановых», музей-завод, музей природы и охраны окружающей среды… Все  музеи объединяет горнозаводская культура, а «Дом Окуджавы» в эту концепцию не вписывается.


Досуговый центр с историческим профилем


В Нижнем Тагиле нет недостатка в учреждениях культуры: три театра, музеи, два десятка филиалов центральной городской библиотеки, филармония…  Почему же тагильчане по-прежнему говорят о том, что в городе некуда пойти культурно отдохнуть, недостаточно самой культуры?


По словам Эльвиры Меркушевой, культурная среда должна ежедневно окружать человека, чтобы он в ней рос. И она зависит не от количества учреждений культуры, а от взаимодействия.


Сейчас в музее-заповеднике стараются делать больше тематических праздников для семей, организовывают познавательные  развлечения и мастер-классы для дошкольников, проводят занятия всевозможных клубов по интересам, осваивают виртуальное пространство.


- Не считаться с современной реальностью невозможно, - уверена Эльвира Меркушева. -  Выросло поколение людей,  привыкших иметь дело с отрежиссированной информацией. Они воспринимают ее клипово, чтение книг им не понятно, Интернет, к сожалению, отучил их самостоятельно мыслить  и общаться. Такие люди и  музеи воспринимают картинками. Поэтому наша задача -  заинтересовать их в виртуальном пространстве, вытащить в  реальность,  где больше информации, чем в Интернете.  Надо работать по-новому, выстраивать диалог с посетителями. Лекция-экскурсия – это прошлый век. Раньше музей учил,  а теперь  это общее место интересного проведения  времени.


- А как вы относитесь к тому, что библиотеки и музеи периодически обвиняют в том, что из серьезных учреждений культуры они превращаются в досуговые центры?


- Досуговый центр? Почему бы нет? Музей сохраняет исторический профиль, свои хорошие традиции, но мнение новых посетителей нельзя не учитывать. Может, это звучит несколько необычно, но сегодня музей – это  своего рода сервисный центр по получению знаний, возможность с пользой провести свободное время. За год у нас проходит более 80 выставок, музей-заповедник посещают около 120 тысяч человек. Но такого, как в 1980-е годы, когда были «поезда здоровья» и автобусные маршруты выходного дня, благодаря которым музей был переполнен, к сожалению, сейчас нет.


Да, меняется время, меняются люди. И чтобы привлечь туристов в город,  нужны уже не только раритеты и уникальные музеи, а нечто большее – своя «фишка», «изюминка»,  бренд. Мы предлагаем нашим читателям подключиться к разговору о том, что может сделать Нижний Тагил более привлекательным для путешественников из других городов и стран. Ждем ваши предложения и размышления.


Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.


Директор музея-заповедника Эльвира Меркушева.


Цитата


«Майские указы президента РФ Владимира Путина, касающиеся социальной  сферы, направлены на создание благоприятных условий для жизни человека. И каждый регион должен продемонстрировать тот ресурс,  который у него есть, свой потенциал, - говорит директор музея-заповедника Эльвира Меркушева».


   



Читать еще
Нижний Тагил в проектах страны
05.08.2022 15:25 /
В одном из залов можно увидеть капсулу, которая была заложена полвека назад с письмом к тагильчанам 2022 года.
Комментариев: 0
Драматический театр в день празднования 300-летнего юбилея города представит  сказочный марафон
05.08.2022 07:51 /
На площадке за драматическим театром 13 августа будет обустроена сцена, зрительские места и шатры чудес.
Комментариев: 0
В Нижнем Тагиле прошел пленэр для особых детей
04.08.2022 14:25 /
Мероприятие было организовано ЕВРАЗом совместно с педагогами Свердловской региональной общественной организации художников «Авторы...
Комментариев: 0
Прямой эфир, новая песочница и зажигательное ча-ча-ча
04.08.2022 12:32 /
20-й городской конкурс «Молодая семья» в год 300-летия Нижнего Тагила.
Комментариев: 0
В Нижнем Тагиле презентовали новую книгу о городе
01.08.2022 14:43 /
Сегодня в  Музее природы и охраны окружающей среды состоялась презентация  фотоальбома «Нижний Тагил. 300 лет на службе...
Комментариев: 0
В школе №23 Нижнего Тагила завершается ремонт
29.07.2022 07:54 /
Через несколько недель все работы будут полностью завершены, строительная пыль исчезнет, и школу можно будет увидеть во всей красе
Комментариев: 0