02.12.2021 07:59
Секреты создания «Сокровища России». Тагильский поднос

Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
Складское здание, в котором работают художники, теряется среди других построек Гальяно-Горбуновского массива.
Находим дверь с небольшой вывеской, указывающей на то, что в этом помещении расписывают подносы.
На входе встречает Андрей Васильев. Он продолжает дело своего отца – работает с тагильскими подносами.
- Все организовывалось в 1991 году на заводе Куйбышева, там была камнерезная мастерская моего отца Виктора Васильева. Сюда мы приехали где-то в 2003-2004-м. Подносы начали делать с 2013 года, - рассказывает руководитель.
Миновав мрачный коридор, заходим в небольшую комнатку. За столами сидят мастерицы, перед каждой - палитра с масляными красками разных цветов.

Татьяна Божина работает на предприятии с момента его открытия. В руках художница держит термокружку, которую украшает традиционной тагильской росписью.
- На кисточку с заостренным концом, который называют «носочек», а тупой - «пяточка», набирается два цвета. Рос-пись маховая. Сразу расписывается все изделие целиком или даже несколько работ, - говорит Татьяна. - Все начинается с подмалевка. Делаем кружок, затем размещаем цветочную композицию. Каждый этап имеет свое название. К примеру: светлая сторона листьев, темная мелкая зелень.
- Расписываем без эскизов. Есть композиции, которые отработаны десятилетиями, их хорошо знаешь. В зависимости от настроения подбираешь колорит. Вот маки изображаю в традиционной технике, для них также набирается два цвета, - замечает она.
Марина Пальцева занимается сюжетной росписью. Работы выполняет в технике многослойной живописи.
- За 30 лет стажа уже не кажется сложным изобразить на подносе картину. Но все равно - своя техника. Надо, чтобы слой тонкий был, когда делаешь подмалевок. Кисточками все размазываешь, чтобы гладенько. Тонкое письмо, кропотливая работа. Первый слой просушиваешь, потом второй - прописываешь, затем - орнамент, - объясняет Марина.
На такой поднос уходит примерно два-три дня. В этой технике рисуют морские пейзажи, уральскую природу, виды Нижнего Тагила, натюрморты, портреты.
Надежда Лобанова старательно выводит кружочки на термосе. По задумке – это ягоды рябины. Она занималась росписью в молодости, но потом забросила.
Через 30 лет вернулась на производство подносов, а рука-то, оказалось, все помнит. У нее сохранилась манера письма, которая была в 80-90-е годы.
- Художница Любовь Маркус тоже специализируется на изображении рябины на изделиях. На ее подносах - ягодка к ягодке. А мастер лаковой росписи по металлу Ирина Смыкова получила специальное звание «Мастер народных художественных промыслов» Свердловской области, - добавляет Андрей Васильев.

Татьяна Богатова говорит, что ей нравится рисовать обычные цветы – луговые, садовые букеты. Работа ей приносит радость: всегда берешь новые сюжеты, цвета.
- Все живое – рука, кисть, цвет. Много цветов возьмешь на палитру - больше времени тратишь на поднос. Опять же, есть букеты, где красок мало. Раньше розаны были - буквально три розы и листья. Потом пошли мелкие цветочки. Живопись развивается вместе с жизнью. Если сравнить с прошлым, то гораздо сложнее: и в цвете, и по композиции, - замечает Татьяна Богатова.
На готовые изделия мастера добавляют орнамент. По завершении - на своих работах оставляют автографы.
- Мы от традиций не отступаем – двойной мазок. Даже если работаешь с чем-то оригинальным, все равно пишешь в традициях Тагила двойным мазком – светлым и темным цветом: «пяточка» и «носочек», - говорит мастерица.

Елена Каледина на производстве работает лакировщицей. Она обезжиривает металл, покрывает грунтом, зачищает его, наносит черную эмаль, а если она цветная, то еще и коптит.
- Получается заготовка под роспись. После того, как художники расписали, лицевую сторону покрывает на первый раз лаком. Следующая стадия – покрытие задника черной эмалью. Затем шлифует поднос, зачищает. Ставит печать предприятия и одновременно с двух сторон - финишным лаком. Если что-то не получилось, то снова шлифовка, и уже на третий раз - покрытие лаком, - описывает работу сотрудницы Андрей Васильев.
Елена Каледина удостоена звания отличника труда качества конкурса «100 лучших товаров России».

На предприятии расписывают не только подносы, а все, что имеет жестяночную поверхность.
Также в работе: фарфор, керамика, камень.
Мастера украшают рисунками чайные пары, термосы, термокружки, расчески, зеркала, сувениры, магнитики, брелоки, стеклянные и пластиковые новогодние шары.

Андрей Васильев отмечает, что планируется переезд производства тагильских подносов на новое место.
- Разместим тагильский поднос, камнерезное, берестяное производства. Хотим сделать место для проведения мастер-классов по росписи тагильского подноса, изготовлению бересты, еще музей современного подноса. Есть идея открыть музей поделочных камней, возобновить ювелирное производство. Здание позволяет такое сделать, но это очень затратно и трудоемко, - резюмирует Андрей Васильев. - Это будет музейно-выставочный комплекс. При производстве откроем магазин. Все в одном месте.
Находим дверь с небольшой вывеской, указывающей на то, что в этом помещении расписывают подносы.
На входе встречает Андрей Васильев. Он продолжает дело своего отца – работает с тагильскими подносами.
- Все организовывалось в 1991 году на заводе Куйбышева, там была камнерезная мастерская моего отца Виктора Васильева. Сюда мы приехали где-то в 2003-2004-м. Подносы начали делать с 2013 года, - рассказывает руководитель.
Миновав мрачный коридор, заходим в небольшую комнатку. За столами сидят мастерицы, перед каждой - палитра с масляными красками разных цветов.

Татьяна Божина работает на предприятии с момента его открытия. В руках художница держит термокружку, которую украшает традиционной тагильской росписью.
- На кисточку с заостренным концом, который называют «носочек», а тупой - «пяточка», набирается два цвета. Рос-пись маховая. Сразу расписывается все изделие целиком или даже несколько работ, - говорит Татьяна. - Все начинается с подмалевка. Делаем кружок, затем размещаем цветочную композицию. Каждый этап имеет свое название. К примеру: светлая сторона листьев, темная мелкая зелень.
- Расписываем без эскизов. Есть композиции, которые отработаны десятилетиями, их хорошо знаешь. В зависимости от настроения подбираешь колорит. Вот маки изображаю в традиционной технике, для них также набирается два цвета, - замечает она.
Марина Пальцева занимается сюжетной росписью. Работы выполняет в технике многослойной живописи.
- За 30 лет стажа уже не кажется сложным изобразить на подносе картину. Но все равно - своя техника. Надо, чтобы слой тонкий был, когда делаешь подмалевок. Кисточками все размазываешь, чтобы гладенько. Тонкое письмо, кропотливая работа. Первый слой просушиваешь, потом второй - прописываешь, затем - орнамент, - объясняет Марина.
На такой поднос уходит примерно два-три дня. В этой технике рисуют морские пейзажи, уральскую природу, виды Нижнего Тагила, натюрморты, портреты.
Надежда Лобанова старательно выводит кружочки на термосе. По задумке – это ягоды рябины. Она занималась росписью в молодости, но потом забросила.
Через 30 лет вернулась на производство подносов, а рука-то, оказалось, все помнит. У нее сохранилась манера письма, которая была в 80-90-е годы.
- Художница Любовь Маркус тоже специализируется на изображении рябины на изделиях. На ее подносах - ягодка к ягодке. А мастер лаковой росписи по металлу Ирина Смыкова получила специальное звание «Мастер народных художественных промыслов» Свердловской области, - добавляет Андрей Васильев.

Татьяна Богатова говорит, что ей нравится рисовать обычные цветы – луговые, садовые букеты. Работа ей приносит радость: всегда берешь новые сюжеты, цвета.
- Все живое – рука, кисть, цвет. Много цветов возьмешь на палитру - больше времени тратишь на поднос. Опять же, есть букеты, где красок мало. Раньше розаны были - буквально три розы и листья. Потом пошли мелкие цветочки. Живопись развивается вместе с жизнью. Если сравнить с прошлым, то гораздо сложнее: и в цвете, и по композиции, - замечает Татьяна Богатова.
На готовые изделия мастера добавляют орнамент. По завершении - на своих работах оставляют автографы.
- Мы от традиций не отступаем – двойной мазок. Даже если работаешь с чем-то оригинальным, все равно пишешь в традициях Тагила двойным мазком – светлым и темным цветом: «пяточка» и «носочек», - говорит мастерица.

Елена Каледина на производстве работает лакировщицей. Она обезжиривает металл, покрывает грунтом, зачищает его, наносит черную эмаль, а если она цветная, то еще и коптит.
- Получается заготовка под роспись. После того, как художники расписали, лицевую сторону покрывает на первый раз лаком. Следующая стадия – покрытие задника черной эмалью. Затем шлифует поднос, зачищает. Ставит печать предприятия и одновременно с двух сторон - финишным лаком. Если что-то не получилось, то снова шлифовка, и уже на третий раз - покрытие лаком, - описывает работу сотрудницы Андрей Васильев.
Елена Каледина удостоена звания отличника труда качества конкурса «100 лучших товаров России».

На предприятии расписывают не только подносы, а все, что имеет жестяночную поверхность.
Также в работе: фарфор, керамика, камень.
Мастера украшают рисунками чайные пары, термосы, термокружки, расчески, зеркала, сувениры, магнитики, брелоки, стеклянные и пластиковые новогодние шары.

Андрей Васильев отмечает, что планируется переезд производства тагильских подносов на новое место.
- Разместим тагильский поднос, камнерезное, берестяное производства. Хотим сделать место для проведения мастер-классов по росписи тагильского подноса, изготовлению бересты, еще музей современного подноса. Есть идея открыть музей поделочных камней, возобновить ювелирное производство. Здание позволяет такое сделать, но это очень затратно и трудоемко, - резюмирует Андрей Васильев. - Это будет музейно-выставочный комплекс. При производстве откроем магазин. Все в одном месте.
   
Читать еще
В одном из залов можно увидеть капсулу, которая была заложена полвека назад с письмом к тагильчанам 2022 года.
Комментариев: 0
На площадке за драматическим театром 13 августа будет обустроена сцена, зрительские места и шатры чудес.
Комментариев: 0
Мероприятие было организовано ЕВРАЗом совместно с педагогами Свердловской региональной общественной организации художников «Авторы...
Комментариев: 0
20-й городской конкурс «Молодая семья» в год 300-летия Нижнего Тагила.
Комментариев: 0
Сегодня в Музее природы и охраны окружающей среды состоялась презентация фотоальбома «Нижний Тагил. 300 лет на службе...
Комментариев: 0
Через несколько недель все работы будут полностью завершены, строительная пыль исчезнет, и школу можно будет увидеть во всей красе
Комментариев: 0