Немало откликов у жителей МКД вызвали публикации в «ТР» (от 30 июля) о проблеме перепланировок и прочих нарушений правил эксплуатации зданий, которые могут привести к разрушениям и трагедиям.
Чем пренебрегают и чем рискуют жители квартир и собственники магазинов в Тагиле? Какую роль играет управление архитектуры в контроле ситуации? Об этом рассказал первый заместитель главного архитектора города Константин НИККЕЛЬ:
- Бытует понятие, что если квартира в собственности, с ней можно вытворять что хочется. Однако перед тем как начать перепланировку, необходимо заказать проект. Собственник идет в проектную организацию, проектировщики заказ выполняют. И согласно градостроительному кодексу, проектная организация отвечает за работу и должна гарантировать, что проект сделан в соответствии со СНИПами, ГОСТАми. Готовый проект предоставляется в архитектуру города для проверки соответствия разрешительной документации. Процедура бесплатная.
- Архитектуру часто упрекают в затягивании сроков согласования…
- Да, но затягивает не архитектура. Проблема в том, что качество проектной документации значительно ухудшилось. Например, в крупноблочных домах нельзя вмешиваться в конструктивные особенности – убирать столбы, устраивать проемы. Проектировщики нередко изыскивают маневры, чтобы эти требования обойти. Все эти хитрости приходится высматривать на стадии проверки и возвращать документы на доработку.
А человек тем временем послушал одного соседа, которому якобы согласовывали проект полгода. Потом посмотрел на другого соседа, который давным-давно что-то перепланировал, и ничего не упало… В итоге психанул и исполнил задуманное без учета замечаний архитектора. И что дальше? А дальше никакой проверки его деятельности не осуществляется, потому как в эксплуатацию объект никто не вводит. Функция архитектуры или администрации заканчивается - нет полномочий, чтобы попасть в квартиру. Это возможно только в случае прямой угрозы жизни и безопасности.
- Есть примеры особенно опасных переделок? Наверное, даже простые каналы и отверстия, если их много, способны медленно, но верно разрушить стену?
- Действительно, люди рассуждают так: «Уберу стенку, дырочку прорублю. Ничего страшного»…Но страшное есть. Пример - девятиэтажки на ГГМ, 97-й серии. Жители убирают окна в балконных панелях, чтобы расширить комнату. Но нагрузка на панели - огромная. В панели много арматуры, и прочность ее рассчитана буквально на каждую проволочку. Разрушая такую панель, человек, по сути, берет ответственность за безопасность целого подъезда – готов ли он отвечать?
Также есть опасность внутренних обрушений при сносе перегородок в старых домах с деревянными перекрытиями. На первом этаже можно установить точки опоры, а если выше – все сложнее, перегружать перекрытия нельзя.
- Самые трагические случаи все-таки связаны с переустройствами квартир и подвалов под магазины, кафе, салоны и т.д. Как вы оцениваете ситуацию с нежилыми помещениями в нашем городе?
- Для контроля юрлиц возможностей больше. Хозяева помещений также согласовывают переустройства с архитектурой, но, в отличие от жителей, должны в итоге сдать объект комиссии. Отклонения от проекта выявляются в ходе приемки. Грубых нарушений за те три года, что я работаю, было немного. Скажем, делают отдельный вход, а подъездную дверь при этом не закладывают. Объясняют, что им «так удобнее».
В 2004 – 2007 годах много было таких грехов при устройстве магазинов в крупноблочных домах: прорубали входы с торцов, снижая несущую способность торцевой стены.
Есть еще собственники- предприниматели, которые сначала выполняют работы с нарушениями вплоть до сноса несущих конструкций, а потом начинают приводить в порядок документацию. И всячески понуждают к согласованию специалистов управления архитектуры. Мы отказываем. Тогда начинаются жалобы на нас главе города, в прокуратуру, суды. Доводы такие: «Я ведь потратил на переустройство столько денег!» Говоришь, что нельзя, что опасно – отвечают: «А вот в соседнем подъезде так же сделано». Смотрим и убеждаемся, что у соседей-то сделано немножко не так – конструктивные элементы не нарушены.
Больше всего такие предприниматели накуролесили в подвалах и цокольных этажах. К примеру, в подвалах часто отсутствует противодымная вентиляция, её наличие и параметры зависят от рода помещений, специфики использования, от количества людей.
- Еще одна «модная тенденция» 2010-х касается оформления фасадов. Куда ни глянь, все затянуто сайдингом, рекламными щитами. Мало того, что не эстетично – неизвестно, что за этими ширмами происходит со стенами старых зданий?
- За декорациями стены часто просто гниют – пластик нарушает вентиляцию стен, за профлистом образуются сосульки, скапливается влага. Эта ситуация тревожит и жителей, и мэрию. Сейчас начали наводить порядок - убирать баннеры, которые не были согласованы с администрацией. По правилам благоустройства города, за надлежащее состояние фасадов отвечают собственники. В том числе это хозяева магазинов. Удивляет, что они не задумываются, в каком состоянии будет фасад через 3-5 лет. Ставят щиты, меняют баннеры, вместо того, чтобы оштукатурить и покрасить, повесить красивую вывеску. Не исключено, что ремонт обошелся бы дешевле гигантских декораций.
- Все это делается, прежде всего, в рекламных целях.
- Да, довод торговых сетей – «нас не видно». Но, мне кажется, обилие гипертрофированной рекламы вызывает отторжение у потребителей. Особенно в историческом центре. Удивляет, ведь многие давно и часто ездят в Европу, восхищаются, как там красиво. Но почему-то возвращаемся в Тагил и продолжаем создавать вокруг то же самое «шапито», насаждать безвкусицу.
Я люблю наш город, его архитектуру, в каждом районе немало красивых зданий, которые нельзя закрывать пестрыми баннерами. Уверен, что вывеску нового магазина в сталинском ампире вполне можно деликатно разместить.
Мы намерены целенаправленно заниматься изменением облика города. Готовим поправки в правила благоустройства, в том числе относительно входных групп в магазины и размеров крылец – они не должны быть выше 100 см. Будем создавать паспорта фасадов зданий, вводить дизайн-коды.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.
Константин Никкель.
N.B. Куда обращаться по поводу перепланировок?
Если у жителей есть подозрения или факты нарушений, а собственник документы представить отказывается, нужно обращаться в Госжилинспекцию. ГЖИ делает запрос в архитектуру о том, выдавалось или нет разрешение на перепланировку, согласовывался ли проект.
Если переделки признают незаконными, их автора могут оштрафовать и обяжут восстановить нарушенные конструкции.
Исполнение предписания уполномочены проверить сама ГЖИ или УК, которая представляет интересы всех собственников дома.