29.04.2021 06:30
Джаз уникальный, музыкальный, театральный…
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
Завтра, 30 апреля, Международный день джаза. А сегодня – день рождения у двух известных музыкантов.
29 апреля 1899 года родился американский руководитель джаз-оркестра, композитор, аранжировщик и пианист, один из наиболее известных джазовых музыкантов XX века Дюк Эллингтон. А 29 апреля 1959 года родился солист-тромбонист, дирижер, композитор, аранжировщик, преподаватель и настоящий джазмен Нижнетагильской филармонии Евгений Сеславин.
– Понимаете, джаз – это восклицание. О джаз, джаз, джаз! Так и прижилось слово, – говорит Евгений Анатольевич. – Появилось это направление в конце XIX века и полностью захватило мир в XX. Музыканты на слух «снимали» популярные джазовые темы, гармонизировали и расписывали для своих инструментов. Играли музыку блюзового, свингового плана, с определенным эмоциональным настроем и ритмическим рисунком. Постепенно традиционный джаз перерос в новые формы: джаз-рок, фанк-рок, симфоджаз…
Нижний Тагил всегда славился музыкантами-духовиками: трубачами, тромбонистами, саксофонистами. Джаз в нашем городе впервые стали исполнять в клубе железнодорожников имени Горького. В 1935 году коллектив получил название «театрализованный джаз-оркестр» под управлением Николая Стремоусова. Был джазовый коллектив отдела кинофикации под руководством Николая Брусницына и при первом нижнетагильском цирке-шапито в сквере, где сегодня театр кукол. На фото 1947 года музыканты играют джаз под вывесками «Да здравствует советский народ!»
– Слово «джаз» в советское время особо не приветствовалось, – отмечает Евгений Сеславин. – Несмотря на это в Нижнем Тагиле организовывались и маленькие «ресторанные» коллективчики, и эстрадные оркестры, исполнявшие вечные мелодии: «Лунную серенаду» Гленна Миллера, «Колыбельную» Джорджа Гершвина, «Караван» Хуана Тизола и многие другие. С эстрадно-джазовыми мелодиями была связана и музыка кино, и танцевальная: фокстроты, танго. Небольшие составы музыкантов (так называемая «шведская девятка»: труба, тромбон, три саксофона, гитара, бас, фортепиано, барабаны) выступали в кинотеатрах перед сеансами.
Чтобы играть чистый джаз, уверен Евгений Сеславин, нужно шикарное владение инструментом, умение импровизировать, чувствовать полиритмию, гармонию. Другой вариант – иллюстрировать джаз: исполнять музыку по заранее записанным нотам. Чаще всего оркестры занимаются именно иллюстрацией. Отдельных музыкантов-тагильчан, которые действительно владели искусством импровизации, можно по пальцам пересчитать. Это саксофонисты Виталий Брусницын и Геннадий Кисляков, Владимир Мигунов, трубач Иван Борюхин, пианист Евгений Пономаренко, тромбонист, выпускник оркестра Олега Лундстрема, Вячеслав Сушков. Эти люди умели показать импровизацию, сыграть качественно «со штрихом» джазовую триоль.
– Мне удалось застать эстрадный оркестр «Голубой экспресс» под управлением Юрия Чулкова в клубе железнодорожников, – вспоминает Евгений Анатольевич. – Руководитель иногда включал скрипичную группу, получался симфоджаз, делали шикарные концертные программы, ездили с гастролями по стране. Юрий Николаевич оставил большой след в истории тагильского джаза. У него работали Анатолий Ветошкин, Павел Мереленко, Владимир Абрамович, Владимир Мигунов и другие талантливые эстрадно-джазовые музыканты.
С теплотой Евгений Сеславин вспоминает о прекрасном составе музыкантов Нижнетагильского цирка.
– Это было самое начало 1975 года. Перед торжественным открытием цирка репетировали трубачи Иван Малюхин, Борис Булгаков, Павел Мереленко, тромбонисты Вячеслав Сушков, Владимир Карташов и я, пятнадцатилетний, – рассказывает Евгений Анатольевич. – Позже в оркестр пришли Валерий Рейхман, Юрий Кейгель, Владимир Климин. Многие ребята играли в цирке: флейтист Валерий Харитонов, саксофонист Владимир Абрамович, контрабасист Дмитрий Перетыкин, гитарист Борис Сорокин, барабанщики Валерий Юхнев, Валерий Тарасов. Группа саксофонов была просто супер! Дирижировал Эдуард Ревинзон. Исполняли все, начиная с классики и кончая самыми модными направлениями: диско, джаз-рок, рок-н-ролл, латиноамериканские ритмы.
Новая страница тагильского джаза – бэнды, музыкальные коллективы с чисто джазовым составом инструментов. Руководителем бэнд-оркестра «Улыбка» в ДК УВЗ стал выпускник музыкального училища, пианист, джазмен, аранжировщик Владимир Злыдин. В 1990-е он вместе с Евгением Ветошкиным организовал джазовый оркестр «Ником-Биг-Бэнд» при ДК НТМК.
– Мы вложили в этот проект много сил, – рассказывает Евгений Сеславин. – Проводился тщательнейший отбор музыкантов, много ребят пришло к нам из циркового оркестра. Были джазмены до корней волос: трубачи Владимир Напольский, Николай Исаков, тромбонисты Борис Хомяков, Юрий Тегин, Владимир Климин, Виктор Королев, саксофонисты Ветошкин, Ворончагины, Ремизов, Брусницыны. На ударных – Юрий Мурин. Я бы первым дирижером Ником-Биг-Бэнда, мы играли джаз, гастролировали, участвовали в фестивалях, был и чисто эстрадный вариант программы. С открытием эстрадного отделения возникла возможность создать бэнд-оркестр при музыкальном училище. В филармонии я начинал дирижером камерного оркестра «Демидов-камерата». Мой выпускник Сергей Шмаков передал мне бразды правления оркестра «Тагил-бэнд».
Современный Нижнетагильский джаз – концерт «Потому что мы – бэнд». В программе – звездные номера в исполнении нетипичных для джаза инструментов. Лихой задор баяна (Сергей Бритман) и напряженность балалайки (Илья Перевозкин). Кларнет (Родион Петрищев) по звучанию не уступал флейте (Александр Ларионов). Зрителей покорил актерской игрой очаровательно неуклюжий контрабас (Георгий Казаков). Слезы саксофона (Данил Ветошкин) перекликались с легким дыханием скрипки (Татьяна Сеславина), им вторило тигриное урчание тубы (Сергей Шмаков). В этой грандиозной музыкальной битве вовсю старались перетянуть на себя внимание блестящие тромбоны.
– Здесь все в лучших традициях джаза 20 века, который развился и с годами принял определенную форму, – поясняет Евгений Анатольевич. – Будущее – за фанк-джаз-роком Андрея Тилькуна, который в феврале приезжал дирижировать оркестром «Тагил-бэнд». Будем идти в ногу со временем.
Марина КАРАЧЕВА.
Фото из архива Нижнетагильской филармонии.
Джазовый коллектив при цирке, 20 января 1947 года. Известны несколько имен: Иван Проданов (саксофон), Прокофий Черепанов (труба), Михаил Телепнев (труба), Николай Насонов (труба), Николай Зыков (туба), Николай Брусницын (аккордеон).
29 апреля 1899 года родился американский руководитель джаз-оркестра, композитор, аранжировщик и пианист, один из наиболее известных джазовых музыкантов XX века Дюк Эллингтон. А 29 апреля 1959 года родился солист-тромбонист, дирижер, композитор, аранжировщик, преподаватель и настоящий джазмен Нижнетагильской филармонии Евгений Сеславин.
– Понимаете, джаз – это восклицание. О джаз, джаз, джаз! Так и прижилось слово, – говорит Евгений Анатольевич. – Появилось это направление в конце XIX века и полностью захватило мир в XX. Музыканты на слух «снимали» популярные джазовые темы, гармонизировали и расписывали для своих инструментов. Играли музыку блюзового, свингового плана, с определенным эмоциональным настроем и ритмическим рисунком. Постепенно традиционный джаз перерос в новые формы: джаз-рок, фанк-рок, симфоджаз…
Нижний Тагил всегда славился музыкантами-духовиками: трубачами, тромбонистами, саксофонистами. Джаз в нашем городе впервые стали исполнять в клубе железнодорожников имени Горького. В 1935 году коллектив получил название «театрализованный джаз-оркестр» под управлением Николая Стремоусова. Был джазовый коллектив отдела кинофикации под руководством Николая Брусницына и при первом нижнетагильском цирке-шапито в сквере, где сегодня театр кукол. На фото 1947 года музыканты играют джаз под вывесками «Да здравствует советский народ!»
– Слово «джаз» в советское время особо не приветствовалось, – отмечает Евгений Сеславин. – Несмотря на это в Нижнем Тагиле организовывались и маленькие «ресторанные» коллективчики, и эстрадные оркестры, исполнявшие вечные мелодии: «Лунную серенаду» Гленна Миллера, «Колыбельную» Джорджа Гершвина, «Караван» Хуана Тизола и многие другие. С эстрадно-джазовыми мелодиями была связана и музыка кино, и танцевальная: фокстроты, танго. Небольшие составы музыкантов (так называемая «шведская девятка»: труба, тромбон, три саксофона, гитара, бас, фортепиано, барабаны) выступали в кинотеатрах перед сеансами.
Чтобы играть чистый джаз, уверен Евгений Сеславин, нужно шикарное владение инструментом, умение импровизировать, чувствовать полиритмию, гармонию. Другой вариант – иллюстрировать джаз: исполнять музыку по заранее записанным нотам. Чаще всего оркестры занимаются именно иллюстрацией. Отдельных музыкантов-тагильчан, которые действительно владели искусством импровизации, можно по пальцам пересчитать. Это саксофонисты Виталий Брусницын и Геннадий Кисляков, Владимир Мигунов, трубач Иван Борюхин, пианист Евгений Пономаренко, тромбонист, выпускник оркестра Олега Лундстрема, Вячеслав Сушков. Эти люди умели показать импровизацию, сыграть качественно «со штрихом» джазовую триоль.
– Мне удалось застать эстрадный оркестр «Голубой экспресс» под управлением Юрия Чулкова в клубе железнодорожников, – вспоминает Евгений Анатольевич. – Руководитель иногда включал скрипичную группу, получался симфоджаз, делали шикарные концертные программы, ездили с гастролями по стране. Юрий Николаевич оставил большой след в истории тагильского джаза. У него работали Анатолий Ветошкин, Павел Мереленко, Владимир Абрамович, Владимир Мигунов и другие талантливые эстрадно-джазовые музыканты.
С теплотой Евгений Сеславин вспоминает о прекрасном составе музыкантов Нижнетагильского цирка.
– Это было самое начало 1975 года. Перед торжественным открытием цирка репетировали трубачи Иван Малюхин, Борис Булгаков, Павел Мереленко, тромбонисты Вячеслав Сушков, Владимир Карташов и я, пятнадцатилетний, – рассказывает Евгений Анатольевич. – Позже в оркестр пришли Валерий Рейхман, Юрий Кейгель, Владимир Климин. Многие ребята играли в цирке: флейтист Валерий Харитонов, саксофонист Владимир Абрамович, контрабасист Дмитрий Перетыкин, гитарист Борис Сорокин, барабанщики Валерий Юхнев, Валерий Тарасов. Группа саксофонов была просто супер! Дирижировал Эдуард Ревинзон. Исполняли все, начиная с классики и кончая самыми модными направлениями: диско, джаз-рок, рок-н-ролл, латиноамериканские ритмы.
Новая страница тагильского джаза – бэнды, музыкальные коллективы с чисто джазовым составом инструментов. Руководителем бэнд-оркестра «Улыбка» в ДК УВЗ стал выпускник музыкального училища, пианист, джазмен, аранжировщик Владимир Злыдин. В 1990-е он вместе с Евгением Ветошкиным организовал джазовый оркестр «Ником-Биг-Бэнд» при ДК НТМК.
– Мы вложили в этот проект много сил, – рассказывает Евгений Сеславин. – Проводился тщательнейший отбор музыкантов, много ребят пришло к нам из циркового оркестра. Были джазмены до корней волос: трубачи Владимир Напольский, Николай Исаков, тромбонисты Борис Хомяков, Юрий Тегин, Владимир Климин, Виктор Королев, саксофонисты Ветошкин, Ворончагины, Ремизов, Брусницыны. На ударных – Юрий Мурин. Я бы первым дирижером Ником-Биг-Бэнда, мы играли джаз, гастролировали, участвовали в фестивалях, был и чисто эстрадный вариант программы. С открытием эстрадного отделения возникла возможность создать бэнд-оркестр при музыкальном училище. В филармонии я начинал дирижером камерного оркестра «Демидов-камерата». Мой выпускник Сергей Шмаков передал мне бразды правления оркестра «Тагил-бэнд».
Современный Нижнетагильский джаз – концерт «Потому что мы – бэнд». В программе – звездные номера в исполнении нетипичных для джаза инструментов. Лихой задор баяна (Сергей Бритман) и напряженность балалайки (Илья Перевозкин). Кларнет (Родион Петрищев) по звучанию не уступал флейте (Александр Ларионов). Зрителей покорил актерской игрой очаровательно неуклюжий контрабас (Георгий Казаков). Слезы саксофона (Данил Ветошкин) перекликались с легким дыханием скрипки (Татьяна Сеславина), им вторило тигриное урчание тубы (Сергей Шмаков). В этой грандиозной музыкальной битве вовсю старались перетянуть на себя внимание блестящие тромбоны.
– Здесь все в лучших традициях джаза 20 века, который развился и с годами принял определенную форму, – поясняет Евгений Анатольевич. – Будущее – за фанк-джаз-роком Андрея Тилькуна, который в феврале приезжал дирижировать оркестром «Тагил-бэнд». Будем идти в ногу со временем.
Марина КАРАЧЕВА.
Фото из архива Нижнетагильской филармонии.
Джазовый коллектив при цирке, 20 января 1947 года. Известны несколько имен: Иван Проданов (саксофон), Прокофий Черепанов (труба), Михаил Телепнев (труба), Николай Насонов (труба), Николай Зыков (туба), Николай Брусницын (аккордеон).
   
Читать еще
В одном из залов можно увидеть капсулу, которая была заложена полвека назад с письмом к тагильчанам 2022 года.
Комментариев: 0
На площадке за драматическим театром 13 августа будет обустроена сцена, зрительские места и шатры чудес.
Комментариев: 0
Мероприятие было организовано ЕВРАЗом совместно с педагогами Свердловской региональной общественной организации художников «Авторы...
Комментариев: 0
20-й городской конкурс «Молодая семья» в год 300-летия Нижнего Тагила.
Комментариев: 0
Сегодня в Музее природы и охраны окружающей среды состоялась презентация фотоальбома «Нижний Тагил. 300 лет на службе...
Комментариев: 0
Через несколько недель все работы будут полностью завершены, строительная пыль исчезнет, и школу можно будет увидеть во всей красе
Комментариев: 0