Обычный тагильский трамвай с деревянными креслами. Июльский полдень, пассажиров мало. На расположившихся в вагоне художников почти никто не обращает внимания. А узнав, что здесь открылась Арт-резиденция участника грядущей 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства Юрия Кручака, многие, ссылаясь на срочные дела, спешили прекратить разговор.
Но украинский гость не унывал и продолжал задавать тагильчанам вопросы о городе, расспрашивать про проблемы и достопримечательности. На вопросы об Украине отвечал коротко: живет в Киеве, говорить на русском языке ему никто не запрещает, ситуация сложная, но не совсем такая, как нам преподносится.
Юрий Кручак объяснял, что главная цель проекта «Мастерская плаката» - это все-таки общение, вовлечение представителей разных социальных групп в процесс искусства. Для него творчество – открытый процесс, во время которого художник инициирует событие в определенном социальном контексте, и люди сами решают, остаться им зрителями или стать соавторами. Поэтому в течение недели художники не просто катаются в трамвае, а создают общими усилиями образ современного города.
Со временем некоторые пассажиры откликнулись на призыв, а на импровизированной карте Нижнего Тагила стали появляться надписи: «Вернуть отмененные за последнее время прямые поезда из Нижнего Тагила в другие города», «Разговаривай культурно», «Не бросай мусор», «Необходим парк», «Больше таких мест, как Демидовская усадьба», «Изменить завод-музей», «Привести в порядок Валегин Бор, пруд и Алтайский микрорайон»…
- Я впервые в Нижнем Тагиле, и город мне понравился, - сказал Юрий Кручак. – Я старался уйти от позиции туриста, больше общаться с людьми. Здесь много интересного, но о Тагиле мало знают за его пределами. Удивило, что люди не очень открытые, видимо, они не привыкли к таким акциям, проектам современного искусства.
По словам активных помощников художника, студентов художественно-графического факультета пединститута, тагильчане действительно отреагировали достаточно равнодушно, подходили единицы. Сергей Власов, Егор Нестеров, Алиса Горшенина составляли коллажи из глянцевых журналов и старых плакатов, делали эскизы, как могли привлекали внимание, но люди почему-то проходили мимо. Наиболее открытыми для искусства в трамвае оказались цыгане, они с радостью пригласили художников к себе в табор – порисовать.
Кстати, по мнению кондуктора вагона, причина равнодушного отношения тагильчан к акции в том, что люди воспринимают трамвай исключительно как средство передвижения по городу, в магазин, в какое-то официальное учреждение, на работу. Многим по маршруту №15 нужно проехать только пару остановок, они заняты своими мыслями и просто не хотят отвлекаться.
Какие выводы сделали из этого путешествия художники, узнаем осенью, когда на 3-й Уральской биеннале они представят свои проекты. Сергей Власов, Егор Нестеров и Алиса Горшенина из группы «Секонд Хэнд» презентуют новые возможности старых вещей и свои наработки во время поездки. А художник-медиатор Юрий Кручак расскажет, что в трамвае можно узнать о жизни тагильчан и особенностях города, и какие аспекты могут заинтересовать не только его коллег, но и искусствоведов, психологов, социологов.
Фото Николая АНТОНОВА.
7998 – Юрий Кручак сам подходил к пассажирам трамвая, расспрашивал их о городе, предлагал высказать свое мнение о проблемах.
8016 – «Мастерская плаката» несколько дней работала в трамвайном вагоне.