
- Ксения, вы уже дважды вместе с членами вашей семьи участвовали в акции «Животные – не одежда» и заслужили репутацию правозащитницы братьев наших меньших. Думаю, что вы не случайно забили тревогу. Чем она вызвана?
- Прежде всего – негуманным отношением к животным и, как следствие, – нарушением закона. В шоу с дельфинами занята черноморская афалина, особь, занесенная в Красную книгу. Роспотребнадзор выдает лицензии на содержание в неволе краснокнижных морских млекопитающих исключительно в научных и культурно-просветительных целях. Но никак не в коммерческих. Это не единственная претензия. Мои коллеги из «Виты» давно отслеживают деятельность и маршрут приезжавшего в Тагил дельфинария и очень обеспокоены содержанием в нем животных.
- Но многие мои знакомые были просто в восторге от представления, особенно дети!
- Ничего удивительного, ведь они видят только парадную часть – представление. А какова изнанка? Знаете ли вы, что дельфины – существа семейные и живут стаями? Уже на стадии отлова детеныши и их родители испытывают мощнейшие стрессы от разлуки, не говоря уже о полученных травмах и мучениях при транспортировке. Как правило, это происходит в тесных резервуарах с хлорированной водой. Иногда животные даже не помещаются туда полностью – торчат хвосты…
Живущий на воле дельфин-афалина проплывает до 70 км в сутки и ныряет на глубину до сотни метров. Ни один дельфинарий, тем более передвижной, не может предоставить им такой возможности. Из-за ограниченного пространства у животных атрофируются мышцы. Длительное нахождение в замкнутом пространстве для них болезненно еще и потому, что при общении друг с другом они издают ультразвуковые сигналы, от которых в тесном периметре они могут сойти с ума. Стоит ли удивляться, что при таких условиях невольники живут недолго – не более 7 лет, хотя в природной среде продолжительность их жизни составляет 30-45 лет. По информации правозащитников из других городов, погибшего дельфина заменяют новым, похожим, и даже дают ему имя своего предшественника, чтобы постоянные посетители продолжали верить: их любимец жив, здоров, весел. Ведь, глядя на «улыбающиеся» мордочки этих милых существ, невозможно не улыбнуться в ответ и не поверить в то, что живется им расчудесно и замечательно! Это еще один миф, который с помощью акций, пикетов и листовок развеивают активисты «Виты»: дельфины не улыбаются! Их «улыбка» - всего лишь природная особенность, физиологическое строение, то есть по «выражению лица» нельзя судить о состоянии животного, страдающего в неприемлемых для него условиях содержания.
- И что же теперь делать? Закрыть все дельфинарии, лишив взрослых и детей возможности наблюдать за этими удивительными умными животными, радоваться общению с ними, а иногда и возможности поплавать вместе?
- На сегодняшний день под давлением общественности в мире закрыто более 60 дельфинариев. Гуманное отношение к животным несовместимо с их эксплуатацией ради наживы. Многие наши оппоненты часто говорят о том, что дельфины испытывают привязанность и даже любовь к своим дрессировщикам. Возможно, но только потому, что им некуда деваться, у них же нет выбора! Приходится приспосабливаться…
Что касается детей. Они гораздо восприимчивей и интуитивней нас с вами – четко определяют грани добра и зла. Просто их нужно правильно ориентировать и информировать. В нашем городе я побывала в двух школах: № 81 и кадетской № 21, где провела беседы по биоэтике для учащихся 5-х, 7-х классов. Мне не пришлось заботиться о дисциплине: с первых же минут ребята проявили огромный интерес к разговору о животных – их содержании, защите, фактам и цифрам, в том числе и тем, которые я привела выше. В итоге многие дети сказали, что не хотят посещать представления, где заняты подневольные животные.
- 17 апреля в Екатеринбурге активисты «Виты» провели пикет против цирковых номеров с участием животных. Они считают, что это «примитивное, отсталое и запредельно жестокое развлечение, недостойное существования в ХХI веке». Не слишком ли категоричны такие заявления?
- Защитники животных из этой организации действуют исключительно в правовом поле и никогда не ведут себя агрессивно. Они выражают свою точку зрения, свои убеждения, выражая сострадательное отношение к братьям нашим меньшим. Но не навязывают их, а пропагандируют, апеллируя к человеческому разуму, душе, совести. И не безуспешно - сторонников у нас становится все больше.