25.06.2020 09:25
Город, в котором ковалась Победа
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
«Надо иметь плечи, руки и силу богатырей, чтобы сделать то, что сделали на Урале за годы войны». (Из дневника Павла Петровича Бажова, 1945 г.)
«Седой Урал кует Победу» - так называется одна из самых известных картин, созданных в Нижнем Тагиле в годы Великой Отечественной войны. Именно она стала визитной карточкой не только нашего города, но и всего огромного Уральского региона, с 1941-го по 1945 годы жившего под девизом: «Всё для фронта! Всё для Победы!»
Казалось бы, история создания «Седого Урала» давно известна по газетным публикациям и краеведческим книгам. Однако не все так просто: некоторые факты стали утверждением далеко не сразу. «Тагильский рабочий» обратился к изучению некоторых из них.
Шедевром не считалась
Если вы проштудируете интернет с запросом о прошлом живописного полотна, как и знаменитый танк Т-34, родившегося в цехах тагильского завода, то наткнетесь на разночтение в датах.
В одних источниках можно увидеть, что картина была создана в 1944-м, в других –
в 1946-м.
Почему возникла такая путаница? Первое, что приходит в голову, на датировании сказалась напряженная обстановка военного периода, когда все силы были брошены на выпуск снарядов и танков для фронта. До учета ли живописных полотен было?
Однако это не так. Всем, кто знаком с историей Нижнего Тагила, хорошо известно, насколько ответственно, скрупулезно выполняли свой профессиональный долг тагильчане, трудившиеся в Великую Отечественную не только в цехах, но и в музеях, городских архивах. Нередко ценой собственного здоровья, жизни, они сохраняли и документировали необходимые данные.
Как рассказали журналистам «ТР» специалисты, разные даты могли возникнуть в связи с тем, что впервые «Седой Урал кует Победу» попал на выставку только после войны, в 1946-м, а до этого момента картина не была представлена широкой публике и не считалась шедевром. Два года, начиная с 1944-го, о ней знали немногие.

Три варианта одной картины
Нам удалось выяснить: всего существуют три картины «Седой Урал кует Победу», и все они находятся в Нижнем Тагиле. Как так сложилось? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к судьбам людей, причастных к знаменитому произведению.
Прежде всего, его автор - Иван Игнатьевич Воскобойников.
Он был эвакуирован из Харькова в Нижний Тагил вместе со своим заводом. Работал на Уральском танковом слесарем.
В некоторых газетных материалах его называли испытателем танков, но в книге «Гордость моя – Вагонка» написано - слесарь.
Воскобойников мечтал написать картину о подвиге тыла и рисовал каждую свободную минуту, делал зарисовки цеховых будней.
Образ седого кузнеца появился из воспоминаний о встрече со старым углежогом.
Свою знаменитую картину Воскобойников написал на куске фанеры темперными красками.
Рисунок увидел проходящий мимо легендарный директор танкового завода Максарев, который и дал название «Седой Урал кует Победу».
Отметим, что сам Юрий Евгеньевич Максарев – культовая для Нижнего Тагила личность. Именно он возглавлял танковый завод в самые тяжелые для страны годы.

В своих воспоминаниях ветераны оборонной промышленности военных лет практически единодушно сходятся в оценке Максарева как исключительно грамотного и талантливого инженера, требовательного, но тактичного руководителя. Сам отличный новатор производства, Максарев всегда поддерживал новаторство подчиненных.
Никто из уралвагонстроевцев не считал Максарева «варягом». Рабочим и руководителям младшего и среднего звена он запомнился прежде всего заботливым отношением к людям.
Есть и такой момент в его биографии: в феврале 1942 года, когда Максарев руководил танковым заводом имени Коминтерна в Нижнем Тагиле, по распоряжению И. В. Сталина Юрий Евгеньевич был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков, его намеревались отдать под суд. Тогда от «высшей меры» директора спас заместитель народного комиссара танковой промышленности И. М. Зальцман, лично разбиравшийся с ситуацией на заводе.
Подумать только, если бы в 44-м Максарев не обратил внимание на кусок фанеры с изображением могучего старца-кузнеца, кто знает, как сложилась бы история «Седого Урала».
После войны, в 1946 году картина была выставлена в Эрмитаже, потом утеряна, затем найдена первая ее версия в очень плохом состоянии, отреставрирована в Санкт-Петербурге и возвращена в Нижний Тагил.
Установлено – кроме первого рисунка художник сделал еще два авторских повтора маслом и графический вариант в рапорт тагильчан товарищу Сталину, об этом было написано в одном из материалов о картине сотрудниками Нижнетагильского музея-заповедника.
Как рассказали нам в музейном комплексе Уралвагонзавода, одна картина находится у них в постоянной экспозиции. И ее могли видеть все посетители во время экскурсий.
Вторая передана в кузнечный цех Уралвагонзавода, где раньше располагались и художественные мастерские. Ведь слесарь Воскобойников работал потом художником-оформителем.

Третья картина хранится в фондах Нижнетагильского музея-заповедника. Она стала частью экспозиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, и тагильчане могли увидеть полотно на выставке в 1946 году, узнать о самодеятельном художнике, создавшем картину о сильном и благородном Урале, защищающем родную землю.
Позже многие художники и скульпторы рисовали произведения по мотивам «Седого Урала», но первого варианта картины так никому повторить и не удалось, это при том, что сам Воскобойников во время написания картины не был профессиональным художником. А стал им только в послевоенные годы.
«Седой Урал кует Победу» - так называется одна из самых известных картин, созданных в Нижнем Тагиле в годы Великой Отечественной войны. Именно она стала визитной карточкой не только нашего города, но и всего огромного Уральского региона, с 1941-го по 1945 годы жившего под девизом: «Всё для фронта! Всё для Победы!»
Казалось бы, история создания «Седого Урала» давно известна по газетным публикациям и краеведческим книгам. Однако не все так просто: некоторые факты стали утверждением далеко не сразу. «Тагильский рабочий» обратился к изучению некоторых из них.
Шедевром не считалась
Если вы проштудируете интернет с запросом о прошлом живописного полотна, как и знаменитый танк Т-34, родившегося в цехах тагильского завода, то наткнетесь на разночтение в датах.
В одних источниках можно увидеть, что картина была создана в 1944-м, в других –
в 1946-м.
Почему возникла такая путаница? Первое, что приходит в голову, на датировании сказалась напряженная обстановка военного периода, когда все силы были брошены на выпуск снарядов и танков для фронта. До учета ли живописных полотен было?
Однако это не так. Всем, кто знаком с историей Нижнего Тагила, хорошо известно, насколько ответственно, скрупулезно выполняли свой профессиональный долг тагильчане, трудившиеся в Великую Отечественную не только в цехах, но и в музеях, городских архивах. Нередко ценой собственного здоровья, жизни, они сохраняли и документировали необходимые данные.
Как рассказали журналистам «ТР» специалисты, разные даты могли возникнуть в связи с тем, что впервые «Седой Урал кует Победу» попал на выставку только после войны, в 1946-м, а до этого момента картина не была представлена широкой публике и не считалась шедевром. Два года, начиная с 1944-го, о ней знали немногие.

Три варианта одной картины
Нам удалось выяснить: всего существуют три картины «Седой Урал кует Победу», и все они находятся в Нижнем Тагиле. Как так сложилось? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к судьбам людей, причастных к знаменитому произведению.
Прежде всего, его автор - Иван Игнатьевич Воскобойников.
Он был эвакуирован из Харькова в Нижний Тагил вместе со своим заводом. Работал на Уральском танковом слесарем.
В некоторых газетных материалах его называли испытателем танков, но в книге «Гордость моя – Вагонка» написано - слесарь.
Воскобойников мечтал написать картину о подвиге тыла и рисовал каждую свободную минуту, делал зарисовки цеховых будней.
Образ седого кузнеца появился из воспоминаний о встрече со старым углежогом.
Свою знаменитую картину Воскобойников написал на куске фанеры темперными красками.
Рисунок увидел проходящий мимо легендарный директор танкового завода Максарев, который и дал название «Седой Урал кует Победу».
Отметим, что сам Юрий Евгеньевич Максарев – культовая для Нижнего Тагила личность. Именно он возглавлял танковый завод в самые тяжелые для страны годы.
В своих воспоминаниях ветераны оборонной промышленности военных лет практически единодушно сходятся в оценке Максарева как исключительно грамотного и талантливого инженера, требовательного, но тактичного руководителя. Сам отличный новатор производства, Максарев всегда поддерживал новаторство подчиненных.
Никто из уралвагонстроевцев не считал Максарева «варягом». Рабочим и руководителям младшего и среднего звена он запомнился прежде всего заботливым отношением к людям.
Есть и такой момент в его биографии: в феврале 1942 года, когда Максарев руководил танковым заводом имени Коминтерна в Нижнем Тагиле, по распоряжению И. В. Сталина Юрий Евгеньевич был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков, его намеревались отдать под суд. Тогда от «высшей меры» директора спас заместитель народного комиссара танковой промышленности И. М. Зальцман, лично разбиравшийся с ситуацией на заводе.
Подумать только, если бы в 44-м Максарев не обратил внимание на кусок фанеры с изображением могучего старца-кузнеца, кто знает, как сложилась бы история «Седого Урала».
После войны, в 1946 году картина была выставлена в Эрмитаже, потом утеряна, затем найдена первая ее версия в очень плохом состоянии, отреставрирована в Санкт-Петербурге и возвращена в Нижний Тагил.
Установлено – кроме первого рисунка художник сделал еще два авторских повтора маслом и графический вариант в рапорт тагильчан товарищу Сталину, об этом было написано в одном из материалов о картине сотрудниками Нижнетагильского музея-заповедника.
Как рассказали нам в музейном комплексе Уралвагонзавода, одна картина находится у них в постоянной экспозиции. И ее могли видеть все посетители во время экскурсий.
Вторая передана в кузнечный цех Уралвагонзавода, где раньше располагались и художественные мастерские. Ведь слесарь Воскобойников работал потом художником-оформителем.

Третья картина хранится в фондах Нижнетагильского музея-заповедника. Она стала частью экспозиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, и тагильчане могли увидеть полотно на выставке в 1946 году, узнать о самодеятельном художнике, создавшем картину о сильном и благородном Урале, защищающем родную землю.
Позже многие художники и скульпторы рисовали произведения по мотивам «Седого Урала», но первого варианта картины так никому повторить и не удалось, это при том, что сам Воскобойников во время написания картины не был профессиональным художником. А стал им только в послевоенные годы.
   
Читать еще
В редакцию «Тагильского рабочего» пришла жительница Северного поселка Наталья Поздеева. Пришла не с пустыми руками, а с новой книгой,...
Комментариев: 0
12 бойцов городского поискового объединения «Соболь» вернулись с «Вахты Памяти», проходившей в Ленинградской области в районе...
Комментариев: 0
Из блока смерти. Владимир Гергардович Дубинский
Комментариев: 0
Из воспоминаний супруги, врача Марии Андреевны Сердюковой
Комментариев: 0
«В единственном экземпляре» - такие подписи стоят на конвертах с фото тагильских медиков-фронтовиков и тружеников тыла. Эти...
Комментариев: 0
«В единственном экземпляре» - такие подписи стоят на конвертах с фото тагильских медиков-фронтовиков и тружеников тыла. Эти...
Комментариев: 0