09.05.2020 14:30
Военная тема художника Константинова
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
Недавно был опубликован указ «О присуждении премий губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2019 год». В числе прочих отмечен коллектив авторов, создавший научно-исследовательскую монографию-альбом «Алексей Константинов. Постоянство поиска. 1927-1998» в серии «Художники Нижнего Тагила».
По мнению доктора искусствоведения из Санкт-Петербурга Светланы Грачевой, «в данном издании, успешно объединившем несколько исследовательских жанров (монография, каталог-резоне, альбом), предпринята попытка проанализировать феномен творческой личности уральского художника Алексея Константинова в контексте развития советского искусства второй половины ХХ века. Задумана очень интересная концепция книги, раскрывающей через драматичную судьбу незаурядного художника, судьбу искусства целого региона и в итоге – всей страны».
Имя Алексея Константинова объединило коллектив авторов из разных городов России: Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга. Существенный вклад в реализацию всего проекта внесли работники Нижнетагильского музея изобразительных искусств. И это не удивительно, ведь именно Нижнему Тагилу художник обязан своими лучшими работами. В этот уральский город Константинов, впоследствии яркий и незаурядный художник-авангардист, живописец, график, монументалист, приехал после окончания Свердловского художественного училища имени Шадра, а вслед за тем и знаменитой московской «Суриковки». Именно в Нижнем Тагиле художник жил и творил, вплоть до своего ухода из жизни в 1998 году. Монументальные интерьеры, панно, барельефы, скульптурные группы и другие произведения художника до сих пор присутствуют в пространстве Нижнего Тагила и Свердловской области.
Одна из значимых в творчестве художника – тема Великой Отечественной войны. Она – словно боль совсем недавно ушедшего от нас ХХ века. Задолго до наших дней Константинов предваряет тему «бессмертного полка» - строя солдат, уходящих в вечность. Это картина «Клятва».
В образах художника-фронтовика отсутствует какая-либо пафосность, воинская патетика. Герой его войны предстает скорее в образе неизвестного солдата, несущего свой долг. Темы Родины-матери, солдатского долга, воинского труда, суровой окопной действительности, грядущей Победы, рефреном проходят сквозь все его произведения. Посмотрите картины «Сыновья уходят в бой» и «Война».
Бесконечная скорбь по жертвам страшной войны, как боль самого художника, проступает в его работах. Глядя на произведение «Бухенвальдский набат» мы буквально физически ощущаем, какую страшную жертву положил наш народ на алтарь Победы.
Для художника-фронтовика, как и для многих представителей его поколения, эта Победа – «одна на всех», и для живых, и для мертвых. Это – память. Здесь не слышно криков «ура», не видно следов сражений, здесь присутствует пронзительная вечность, сквозь которую взирают на нас души ушедших людей.
Как и всегда, в День Победы будет минута молчания. И словно из глубин нашей общей памяти к нам приходят лица ушедших солдат, приходят, чтобы вновь уйти в вечность. Вечная им память!
Сергей ЛАЗАРЕВ, кандидат философских наук.
Фото предоставлено автором.
досье
Алексей Семенович КОНСТАНТИНОВ
Родился в 1927 году в деревне Курья Алтайского края, умер в 1998 году.
Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За Победу над Японией» и юбилейными.
Учился в Свердловском художественном училище и московском государственном художественном институте имени Сурикова.
Живописец, монументалист. С 1964 года работал и жил в Нижнем Тагиле.
Его жизни и творчеству посвящена монография-альбом «Алексей Константинов. Постоянство поиска. 1927–1998», получившая премию губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства по итогам 2019 года. В составе авторского коллектива данного издания есть и автор представленного в газете материала Сергей Лазарев.
По мнению доктора искусствоведения из Санкт-Петербурга Светланы Грачевой, «в данном издании, успешно объединившем несколько исследовательских жанров (монография, каталог-резоне, альбом), предпринята попытка проанализировать феномен творческой личности уральского художника Алексея Константинова в контексте развития советского искусства второй половины ХХ века. Задумана очень интересная концепция книги, раскрывающей через драматичную судьбу незаурядного художника, судьбу искусства целого региона и в итоге – всей страны».
Имя Алексея Константинова объединило коллектив авторов из разных городов России: Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга. Существенный вклад в реализацию всего проекта внесли работники Нижнетагильского музея изобразительных искусств. И это не удивительно, ведь именно Нижнему Тагилу художник обязан своими лучшими работами. В этот уральский город Константинов, впоследствии яркий и незаурядный художник-авангардист, живописец, график, монументалист, приехал после окончания Свердловского художественного училища имени Шадра, а вслед за тем и знаменитой московской «Суриковки». Именно в Нижнем Тагиле художник жил и творил, вплоть до своего ухода из жизни в 1998 году. Монументальные интерьеры, панно, барельефы, скульптурные группы и другие произведения художника до сих пор присутствуют в пространстве Нижнего Тагила и Свердловской области.
Одна из значимых в творчестве художника – тема Великой Отечественной войны. Она – словно боль совсем недавно ушедшего от нас ХХ века. Задолго до наших дней Константинов предваряет тему «бессмертного полка» - строя солдат, уходящих в вечность. Это картина «Клятва».
В образах художника-фронтовика отсутствует какая-либо пафосность, воинская патетика. Герой его войны предстает скорее в образе неизвестного солдата, несущего свой долг. Темы Родины-матери, солдатского долга, воинского труда, суровой окопной действительности, грядущей Победы, рефреном проходят сквозь все его произведения. Посмотрите картины «Сыновья уходят в бой» и «Война».
Бесконечная скорбь по жертвам страшной войны, как боль самого художника, проступает в его работах. Глядя на произведение «Бухенвальдский набат» мы буквально физически ощущаем, какую страшную жертву положил наш народ на алтарь Победы.
Для художника-фронтовика, как и для многих представителей его поколения, эта Победа – «одна на всех», и для живых, и для мертвых. Это – память. Здесь не слышно криков «ура», не видно следов сражений, здесь присутствует пронзительная вечность, сквозь которую взирают на нас души ушедших людей.
Как и всегда, в День Победы будет минута молчания. И словно из глубин нашей общей памяти к нам приходят лица ушедших солдат, приходят, чтобы вновь уйти в вечность. Вечная им память!
Сергей ЛАЗАРЕВ, кандидат философских наук.
Фото предоставлено автором.
досье
Алексей Семенович КОНСТАНТИНОВ
Родился в 1927 году в деревне Курья Алтайского края, умер в 1998 году.
Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За Победу над Японией» и юбилейными.
Учился в Свердловском художественном училище и московском государственном художественном институте имени Сурикова.
Живописец, монументалист. С 1964 года работал и жил в Нижнем Тагиле.
Его жизни и творчеству посвящена монография-альбом «Алексей Константинов. Постоянство поиска. 1927–1998», получившая премию губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства по итогам 2019 года. В составе авторского коллектива данного издания есть и автор представленного в газете материала Сергей Лазарев.
   
Читать еще
В редакцию «Тагильского рабочего» пришла жительница Северного поселка Наталья Поздеева. Пришла не с пустыми руками, а с новой книгой,...
Комментариев: 0
12 бойцов городского поискового объединения «Соболь» вернулись с «Вахты Памяти», проходившей в Ленинградской области в районе...
Комментариев: 0
Из блока смерти. Владимир Гергардович Дубинский
Комментариев: 0
Из воспоминаний супруги, врача Марии Андреевны Сердюковой
Комментариев: 0
«В единственном экземпляре» - такие подписи стоят на конвертах с фото тагильских медиков-фронтовиков и тружеников тыла. Эти...
Комментариев: 0
«В единственном экземпляре» - такие подписи стоят на конвертах с фото тагильских медиков-фронтовиков и тружеников тыла. Эти...
Комментариев: 0