09.05.2020 10:30
Выбрали Уралвагонзавод
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
Почетного звания «Город трудовой доблести» по-прежнему никому не присвоили. И потому Нижний Тагил не перестает верить, что это звание по праву достанется ему.
Газета начинает публикацию серии материалов о том, как работали крупные промышленные предприятия города в годы Великой Отечественной войны.
Как известно, Уральский вагоностроительный завод был построен в период индустриализации страны: первый грузовой вагон выпущен в октябре 1936 года. И в дальнейшем тагильское предприятие успешно справлялось с задачей выпуска вагонов.
Другая история его началась в 1941 году. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» стал образом жизни заводчан на несколько лет.
На базе УВЗ по решению Государственного Комитета обороны был создан один из крупнейших оборонных комплексов страны – Уральский танковый завод № 183 имени Коминтерна. Это был уральский сплав эвакуированных предприятий, в том числе Харьковского завода, где еще до войны был налажен выпуск среднего танка Т-34.
Дебют легендарной «тридцатьчетверки»
Уралвагонзавод не зря выбрали в качестве базы для создания здесь одного из крупнейших в мире оборонных комплексов. Огромные механосборочные цеха, спроектированные для поточно-конвейерного производства, мощная металлургия и наличие собственного энергетического хозяйства были основными причинами объединения. Кроме того, завод располагал уникальным набором машиностроительных технологий, здесь впервые в стране, Европе, в мире внедрялись технологии сварки, мехобработки и упрочнения металлов.
Первый эшелон с эвакуированными конструкторами, рабочими и оборудованием из Харькова прибыл в конце сентября 1941 года, а уже 18 декабря был собран первый танк Т-34-76.
В суровую уральскую зиму, когда морозы доходили до 40 градусов, УВЗ вновь превратился в строительную площадку. Требовалось перестроить вагонный завод и подготовить его к выпуску боевых машин.
В конце декабря на фронт отправили первый эшелон с 25 танками. С февраля 1942 года конвейер заработал ритмично. Многие высокопроизводительные технологии, освоенные на УТЗ, распространялись на других заводах Наркомата танковой промышленности. Внедрение сварочных автоматов позволило сваривать бронекорпуса конвейерным способом: такую технологию использовали впервые в мире. Ежесуточно Уральский танковый завод №183имени Коминтерна выпускал от 25 (1942 год) до 30 машин (1943-й).
Всего за годы Великой Отечественной Красная Армия получила свыше 25 тысяч тагильских танков Т-34. Это больше, чем выпустили танков все вместе взятые заводы Центральной Европы, оснащавшие техникой армию фашистской Германии. Каждая вторая тридцатьчетверка была родом из Нижнего Тагила. Впоследствии легендарный Т-34 был признан лучшим оружием Второй мировой войны и странами-союзниками, и врагами.
Кроме боевых машин в годы войны на УТЗ было выпущено 3 тысячи 882 бронекорпуса самолетов-штурмовиков ИЛ-2, более двух миллионов корпусов авиабомб, около полумиллиона комплектов снарядов М-13 и направляющих для «Катюш», 63 тысячи артпередков для пушек и гаубиц.
На Уральском танковом заводе молниеносно подхватывались многие патриотические инициативы.
В стране широко были известны трудовые рекорды фронтовых комсомольско-молодежных бригад: к началу 1943 года их было 58, а к концу 1945-го – более тысячи. 15 из них имели звание гардейских. В 1942 году на заводе трудились около 25 тысяч человек. 10 тысяч – это молодые рабочие, среди них три с половиной тысячи – подростки от 14 до 16 лет. Ушедших на фронт мужчин в самых тяжелых и опасных профессиях заменяли женщины. Известны имена подручной сталевара Марии Усовой, обрубщика Натальи Яшкиной, машиниста паровоза Евдокии Золотовой, кузнеца Ефимии Уздемир.
В 1942-м с рекорда фрезеровщика Дмитрия Босого на УТЗ зародилось Всесоюзное движение рабочих-тысячников. Дмитрий, проявив изобретательность, профессионализм и героический труд на износ, сумел выполнить двухмесячное задание за четыре дня. Движение поддержали сотни танкостроителей. К концу войны количество рабочих-ударников составляло 84% от общей численности предприятия. Самым молодым тысячником стал Сергей Панфилов: в свои 18 лет он выдавал 25 норм в смену.
Народный подвиг
Работали на заводе в военное время по 12 часов при двухсменном графике, без выходных и отпусков. Люди не уходили из цехов до тех пор, пока не выполнено производственное задание. Иногда и отдыхали в цехах, рядом со своими станками, чтобы не тратить время на дорогу домой.
Самоотверженный труд, тяжелейший быт, теснота и постоянный голод – все это было обычным для тружеников тыла. Не стали исключением и работники УТЗ. Вагонка, где располагалось предприятие, и до войны не отличалась богатым жилищным фондом, поэтому возможности «уплотнения»были быстро исчерпаны – буквально за несколько недель после прибытия первых эвакуированных. Даже установленная санитарная норма в три квадратных метра не спасала. Половина прибывших семей до конца войны ютилась в землянках. С 41-го по 44-й годы население района выросло с 30 до 104 тысяч. Питание скудное, по карточкам: 700 граммов сырого, тяжелого хлеба, 10 граммов жиров, 40 граммов крупы в сутки.
Чтобы как-то улучшить бытовые условия, под огороды стали распахивать тысячи гектаров пригодных земель, засевали их овощами. Наряду с танковыми цехами были организованы участки, где варили мыло, из отходов резины изготавливали сапоги и калоши, из древесных опилок делали пищевые дрожжи.
Рабочие УТЗ сыграли особую роль в формировании Уральского добровольческого танкового корпуса, созданного по инициативе жителей трех уральских областей весной 1943 года, когда Красная Армия готовилась к жесточайшей схватке с врагом на Курской дуге. Из 202 танков, необходимых для обеспечения корпуса, 145 были тагильскими. При утвержденных нормативах от 500 до 615 танков в месяц на предприятии специально для Уральского добровольческого внеурочно собирали машины сверх плана. Подготовив себе замену, 185 заводчан ушли на фронт вместе с корпусом. Даже на фоне общей тяжелой ситуации военного времени, когда советские люди трудились и жили на пределе человеческих возможностей, это была особая героическая страница тагильских танкостроителей. Недаром 11 марта – день создания Уральского добровольческого танкового корпуса – в Свердловской области объявлен Днем народного подвига. При этом не стоит забывать, что за время Великой Отечественной войны на УТЗ было собрано семь сверхплановых танковых эшелонов. Созданных на средства жителей Нижнего Тагила.
Достойные награды достойному заводу
В специальном выпуске газеты «Правда» от 27 мая 1945 года, посвященном грандиозной трудовой победе УТЗ, подчеркивалось: «Коллектив Уральского танкового завода вписал одну из славных страниц в историю Великой Отечественной войны. Этот коллектив перенес неимоверные лишения и трудности, но выполнил для Родины все, что мог».
День за днем в глубоком тылу, далеко от театра боевых действий, труженики УТЗ № 183 ковали Победу. Самоотверженно, невзирая на тяготы и лишения.
За доблестный труд и большой вклад в организацию и развитие массового производства танков коллектив Уральского танкового завода № 183 имени Коминтерна был награжден орденами Трудового Красного знамени (1942 год), Красного знамени (1943), Отечественной войны I степени (1945). Конструкторский отдел УТЗ за создание и совершенствование конструкции танка Т-34 был награжден орденом Ленина (1944). В 1946 году коллективу Уральского танкового завода были переданы знамена Государственного Комитета обороны, Наркомата танковой промышленности, Наркомата металлургии и ЦК ВЛКСМ в память о том, что предприятие не имело себе равных в стране по уровню применяемых технологий, организации производства и объемам выпущенной продукции.
Сотни тружеников Уральского танкового завода были награждены орденами и медалями. Ведущие конструкторы и технологи удостоены Государственных премий СССР за создание и совершенствование конструкции танка Т-34 и технологий его массового производства. Директор УТЗ генерал-майор-инженер Юрий Евгеньевич Максарев в годы Великой Отечественной награжден Государственной премией СССР, звания Героя Социалистического Труда, награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Суворова I степени, Кутузова II степени. Главный инженер завода Лазарь Исаакович Кордунер удостоен Госпремии СССР (посмертно), награжден двумя орденами Ленина, орденами Кутузова I степени (посмертно), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Главный конструктор Александр Александрович Морозов – лауреат трех Государственных премий СССР, удостоен звания Герой Социалистического Труда. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Суворова II степени, Кутузова I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.
В 1946 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, «учитывая особо важное значение танковых и механизированных войск и их выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне, а также заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных сил бронетанковой техникой», был утвержден праздник – День танкиста. Согласно Указу, в десяти городах страны следует отмечать этот праздничный день 20 артиллерийскими залпами. Среди этих городов – Нижний Тагил.
Газета начинает публикацию серии материалов о том, как работали крупные промышленные предприятия города в годы Великой Отечественной войны.
Как известно, Уральский вагоностроительный завод был построен в период индустриализации страны: первый грузовой вагон выпущен в октябре 1936 года. И в дальнейшем тагильское предприятие успешно справлялось с задачей выпуска вагонов.
Другая история его началась в 1941 году. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» стал образом жизни заводчан на несколько лет.
На базе УВЗ по решению Государственного Комитета обороны был создан один из крупнейших оборонных комплексов страны – Уральский танковый завод № 183 имени Коминтерна. Это был уральский сплав эвакуированных предприятий, в том числе Харьковского завода, где еще до войны был налажен выпуск среднего танка Т-34.
Дебют легендарной «тридцатьчетверки»
Уралвагонзавод не зря выбрали в качестве базы для создания здесь одного из крупнейших в мире оборонных комплексов. Огромные механосборочные цеха, спроектированные для поточно-конвейерного производства, мощная металлургия и наличие собственного энергетического хозяйства были основными причинами объединения. Кроме того, завод располагал уникальным набором машиностроительных технологий, здесь впервые в стране, Европе, в мире внедрялись технологии сварки, мехобработки и упрочнения металлов.
Первый эшелон с эвакуированными конструкторами, рабочими и оборудованием из Харькова прибыл в конце сентября 1941 года, а уже 18 декабря был собран первый танк Т-34-76.
В суровую уральскую зиму, когда морозы доходили до 40 градусов, УВЗ вновь превратился в строительную площадку. Требовалось перестроить вагонный завод и подготовить его к выпуску боевых машин.
В конце декабря на фронт отправили первый эшелон с 25 танками. С февраля 1942 года конвейер заработал ритмично. Многие высокопроизводительные технологии, освоенные на УТЗ, распространялись на других заводах Наркомата танковой промышленности. Внедрение сварочных автоматов позволило сваривать бронекорпуса конвейерным способом: такую технологию использовали впервые в мире. Ежесуточно Уральский танковый завод №183имени Коминтерна выпускал от 25 (1942 год) до 30 машин (1943-й).
Всего за годы Великой Отечественной Красная Армия получила свыше 25 тысяч тагильских танков Т-34. Это больше, чем выпустили танков все вместе взятые заводы Центральной Европы, оснащавшие техникой армию фашистской Германии. Каждая вторая тридцатьчетверка была родом из Нижнего Тагила. Впоследствии легендарный Т-34 был признан лучшим оружием Второй мировой войны и странами-союзниками, и врагами.
Кроме боевых машин в годы войны на УТЗ было выпущено 3 тысячи 882 бронекорпуса самолетов-штурмовиков ИЛ-2, более двух миллионов корпусов авиабомб, около полумиллиона комплектов снарядов М-13 и направляющих для «Катюш», 63 тысячи артпередков для пушек и гаубиц.
На Уральском танковом заводе молниеносно подхватывались многие патриотические инициативы.
В стране широко были известны трудовые рекорды фронтовых комсомольско-молодежных бригад: к началу 1943 года их было 58, а к концу 1945-го – более тысячи. 15 из них имели звание гардейских. В 1942 году на заводе трудились около 25 тысяч человек. 10 тысяч – это молодые рабочие, среди них три с половиной тысячи – подростки от 14 до 16 лет. Ушедших на фронт мужчин в самых тяжелых и опасных профессиях заменяли женщины. Известны имена подручной сталевара Марии Усовой, обрубщика Натальи Яшкиной, машиниста паровоза Евдокии Золотовой, кузнеца Ефимии Уздемир.
В 1942-м с рекорда фрезеровщика Дмитрия Босого на УТЗ зародилось Всесоюзное движение рабочих-тысячников. Дмитрий, проявив изобретательность, профессионализм и героический труд на износ, сумел выполнить двухмесячное задание за четыре дня. Движение поддержали сотни танкостроителей. К концу войны количество рабочих-ударников составляло 84% от общей численности предприятия. Самым молодым тысячником стал Сергей Панфилов: в свои 18 лет он выдавал 25 норм в смену.
Народный подвиг
Работали на заводе в военное время по 12 часов при двухсменном графике, без выходных и отпусков. Люди не уходили из цехов до тех пор, пока не выполнено производственное задание. Иногда и отдыхали в цехах, рядом со своими станками, чтобы не тратить время на дорогу домой.
Самоотверженный труд, тяжелейший быт, теснота и постоянный голод – все это было обычным для тружеников тыла. Не стали исключением и работники УТЗ. Вагонка, где располагалось предприятие, и до войны не отличалась богатым жилищным фондом, поэтому возможности «уплотнения»были быстро исчерпаны – буквально за несколько недель после прибытия первых эвакуированных. Даже установленная санитарная норма в три квадратных метра не спасала. Половина прибывших семей до конца войны ютилась в землянках. С 41-го по 44-й годы население района выросло с 30 до 104 тысяч. Питание скудное, по карточкам: 700 граммов сырого, тяжелого хлеба, 10 граммов жиров, 40 граммов крупы в сутки.
Чтобы как-то улучшить бытовые условия, под огороды стали распахивать тысячи гектаров пригодных земель, засевали их овощами. Наряду с танковыми цехами были организованы участки, где варили мыло, из отходов резины изготавливали сапоги и калоши, из древесных опилок делали пищевые дрожжи.
Рабочие УТЗ сыграли особую роль в формировании Уральского добровольческого танкового корпуса, созданного по инициативе жителей трех уральских областей весной 1943 года, когда Красная Армия готовилась к жесточайшей схватке с врагом на Курской дуге. Из 202 танков, необходимых для обеспечения корпуса, 145 были тагильскими. При утвержденных нормативах от 500 до 615 танков в месяц на предприятии специально для Уральского добровольческого внеурочно собирали машины сверх плана. Подготовив себе замену, 185 заводчан ушли на фронт вместе с корпусом. Даже на фоне общей тяжелой ситуации военного времени, когда советские люди трудились и жили на пределе человеческих возможностей, это была особая героическая страница тагильских танкостроителей. Недаром 11 марта – день создания Уральского добровольческого танкового корпуса – в Свердловской области объявлен Днем народного подвига. При этом не стоит забывать, что за время Великой Отечественной войны на УТЗ было собрано семь сверхплановых танковых эшелонов. Созданных на средства жителей Нижнего Тагила.
Достойные награды достойному заводу
В специальном выпуске газеты «Правда» от 27 мая 1945 года, посвященном грандиозной трудовой победе УТЗ, подчеркивалось: «Коллектив Уральского танкового завода вписал одну из славных страниц в историю Великой Отечественной войны. Этот коллектив перенес неимоверные лишения и трудности, но выполнил для Родины все, что мог».
День за днем в глубоком тылу, далеко от театра боевых действий, труженики УТЗ № 183 ковали Победу. Самоотверженно, невзирая на тяготы и лишения.
За доблестный труд и большой вклад в организацию и развитие массового производства танков коллектив Уральского танкового завода № 183 имени Коминтерна был награжден орденами Трудового Красного знамени (1942 год), Красного знамени (1943), Отечественной войны I степени (1945). Конструкторский отдел УТЗ за создание и совершенствование конструкции танка Т-34 был награжден орденом Ленина (1944). В 1946 году коллективу Уральского танкового завода были переданы знамена Государственного Комитета обороны, Наркомата танковой промышленности, Наркомата металлургии и ЦК ВЛКСМ в память о том, что предприятие не имело себе равных в стране по уровню применяемых технологий, организации производства и объемам выпущенной продукции.
Сотни тружеников Уральского танкового завода были награждены орденами и медалями. Ведущие конструкторы и технологи удостоены Государственных премий СССР за создание и совершенствование конструкции танка Т-34 и технологий его массового производства. Директор УТЗ генерал-майор-инженер Юрий Евгеньевич Максарев в годы Великой Отечественной награжден Государственной премией СССР, звания Героя Социалистического Труда, награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Суворова I степени, Кутузова II степени. Главный инженер завода Лазарь Исаакович Кордунер удостоен Госпремии СССР (посмертно), награжден двумя орденами Ленина, орденами Кутузова I степени (посмертно), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Главный конструктор Александр Александрович Морозов – лауреат трех Государственных премий СССР, удостоен звания Герой Социалистического Труда. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Суворова II степени, Кутузова I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.
В 1946 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, «учитывая особо важное значение танковых и механизированных войск и их выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне, а также заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных сил бронетанковой техникой», был утвержден праздник – День танкиста. Согласно Указу, в десяти городах страны следует отмечать этот праздничный день 20 артиллерийскими залпами. Среди этих городов – Нижний Тагил.
   
Читать еще
В редакцию «Тагильского рабочего» пришла жительница Северного поселка Наталья Поздеева. Пришла не с пустыми руками, а с новой книгой,...
Комментариев: 0
12 бойцов городского поискового объединения «Соболь» вернулись с «Вахты Памяти», проходившей в Ленинградской области в районе...
Комментариев: 0
Из блока смерти. Владимир Гергардович Дубинский
Комментариев: 0
Из воспоминаний супруги, врача Марии Андреевны Сердюковой
Комментариев: 0
«В единственном экземпляре» - такие подписи стоят на конвертах с фото тагильских медиков-фронтовиков и тружеников тыла. Эти...
Комментариев: 0
«В единственном экземпляре» - такие подписи стоят на конвертах с фото тагильских медиков-фронтовиков и тружеников тыла. Эти...
Комментариев: 0