Сейчас мне 78 лет, и 74 из них я прожил без отца. Однако вспоминаю о нем постоянно, хотя из всего довоенного времени в памяти остались всего три счастливых момента, связанных с ним.
До 1935 года родители жили в Башкирии. У отца было два класса образования, однако в то время он считался грамотным и возглавлял на стройке бригаду плотников. В конце 1936-го он вычитал в газете, что в городе Бодайбо – золотой столице Сибири – нужны работники для строительства поселков. Недолго думая, собрались и поехали. Мама тогда уже была беременна мной, на свет я появился 1 июля 1937 года.
Поскольку загса в поселке не было, родители упросили учительницу, которая отправлялась в Бодайбо, зарегистрировать мое рождение и выбрать имя. Так в стране появился новый гражданин Виталий Михайлович Андреев. Отдавая метрику, учительница сообщила, что имя в переводе с греческого означает «жизненный»: сулит долгую жизнь и удачу.
В конце 1937 года родители перебрались в Усолье-Сибирское, где шло строительство цехов фанерно-спичечного комбината.
Когда заводской гудок сообщал об окончании работы, я бежал к своему заветному месту и ждал отца. При его появлении на проходной мое сердце начинало биться сильно и часто. Когда отец подходил к моему укрытию, я выскакивал и со всех ног бежал навстречу. Он широко раскидывал руки и, поймав меня на лету, крепко прижимал к груди и целовал. Это были самые сладкие мгновения единения с родным человеком.
Другой счастливый эпизод связан с походом на рыбалку. Недалеко от нашего дома был небольшой пруд, где водились маленькие, чуть больше детской ладошки, рыбки, названные гальянами. В одно из воскресений мы отправились их ловить. Я, как настоящий рыбак, в одной руке нес удочку, в другой – ведерко. Отец шел рядом. Меня буквально захлестывала радость от того, что мы вместе, что рядом папа, который всегда будет опорой и защитой. К сожалению, дальше в памяти провал. Помню только, как мама укладывает наш улов на большую сковородку. Отец сидит рядом, я стою у печки. Волны любви к родителям захлестывают сердце, я снова счастлив.
День объявления войны не помню совершенно. Память сохранила только истошный женский плач и какую-то неестественную суету большой массы народа. В конце июля отец получил повестку с предписанием явиться на сборный пункт в поселке Мальта. Как он уезжал, тоже не помню. Но его появление буквально через неделю службы стало моим последним радостным воспоминанием о детстве.
Отец приехал на кавалеристской лошади. Скорее всего, он был командирован в город по какой-то военной надобности и заглянул домой. Привязал лошадь к ближайшему дереву и организовал «военный пост», оставив меня, четырехлетнего мальца, главным. Моей задачей было не подпускать любопытных. От такого поручения моей гордости не было предела, ведь доверили охранять военного коня. О том, что он военный, я догадался по красным звездам, вышитым на углах пододеяльника. Вернувшись, отец спросил у меня, как дела, а потом, на глазах всех дворовых мальчишек и девчонок, посадил в седло. В тот момент я ощутил такую радость! Эйфория продолжалась недолго. Через несколько минут отец вынул меня из седла, крепко прижал к груди и, расцеловав, поставил на землю. Помахав всем рукой, он не спеша тронулся в путь.
На фронт отец отправился в составе одной из сибирских дивизий, спасших Москву от фашистов. Скорбную весть о нашем воине мы получили только в 1947 году, когда маме сообщили в военкомате, что Андреев Михаил Никанорович пропал без вести. Фамилия отца выбита на обелиске павшим солдатам в родном Усолье.
Добрая учительница, выбравшая мне «удачливое» имя, оказалась права. В жизни я сделал все, что хотел. Окончил с красным дипломом иркутское культпросветучилище, затем – Иркутский государственный университет по специальности «история» и аспирантуру при Ленинградском пединституте. В 1972 году мне была присвоена степень кандидата философских наук, спустя четыре года – ученое звание «доцент». В 2010-м за 47 лет работы в тагильских вузах и за 37 опубликованных научных работ присвоено звание профессора философии. Сейчас я ветеран труда и рядовой пенсионер. А за три года заслуженного отдыха выпустил в свет три книги!
Виталий АНДРЕЕВ.
ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА.