30.03.2020 07:41
Роспотребнадзор: действовать не эмоционально, а рационально
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
Как известно, в этом году Всемирный день прав потребителей прошел под девизом «Рациональный потребитель». Всемирная организация призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в связи с этой тематикой провела многочисленные мероприятия, посвященные Всемирному дню прав потребителей, в том числе конкурсы «Потребитель года-2019», «Придумай сам, «PRO-рационализм», «Полезные советы» и другие.
Обо всем этом подробнее рассказал руководитель Консультационного пункта Нижнетагильского Роспотребнадзора Александр Башкиров.
- Александр Александрович, рациональный потребитель – он какой?
- Рациональный потребитель – это человек, который, приобретая товар, пользуется услугами осознанно. Не потому, что увидел рекламу – купил. Вот к примеру, в связи с началом эпидемии коронавируса люди массово, причем в огромных количествах, закупали продукты питания, туалетную бумагу. Эти поступки, скорее всего, - эмоциональная реакция на информацию. Навряд ли в этом случае стоит говорить об осознанности.
Рациональное потребление – это еще и оценка покупки с точки зрения экономии средств. Пример. Человек увлекается охотой, рыбалкой, часто выезжает в лес. Ему необходимо средство связи, сегодня покрытие возможно на большие расстояния, в удаленных районах. И телефон должен в этом случае наипростейшим – только для связи. Для этого покупать айфон, который обладает множеством функций, нет необходимости. С экономической точки зрения покупка товара, который закроет потребности человека по конкретной функции и сэкономит в этом плане деньги, наиболее эффективна.
Еще есть такая вещь, как товар впрок, с перспективой. Например, человек купил телевизор со смарт-функциями, а сам живет в удаленной деревне, где устройство просто-напросто не будет работать и окажется бесполезным. И за это уплачены немалые деньги. Конечно, я несколько утрирую, но принцип такой: не надо переплачивать за то, что не будет использовано, востребовано.
Рациональный потребитель всегда ищет информацию о товаре. Анализирует с помощью интернета, специальных приложений, учитывает отзывы, сравнивает цены на тот или иной товар, изучает характеристики. В общем, может определить, где приобрести хороший товар дешевле, какой из предложенных обладает необходимыми потребителю функциями. Таким образом, кто владеет информацией, тот делает рациональный и качественный выбор.
А еще рациональный потребитель – тот, кто покупает качественный товар длительного пользования: стиральную машину, микроволновку, телевизор и т.п. Не секрет, что есть мировые фирмы, которые отлично зарекомендовали себя с точки зрения качества продукта, а соответственно и более длительного срока его использования. А есть такие, которые выпускают товары-«однодневки». И когда мы приобретаем товар длительного пользования, стоит задуматься и купить более качественный, соответственно, и более дорогой. Но берем-то мы его на длительный период: он не выйдет быстро из строя, не выключится из домашнего оборота. Это тоже является критерием рационального потребителя, который думает, осознает, получает информацию о приобретаемом товаре. Все мы изначально всегда смотрим себе в карман.
- У вас состоялось несколько акций, конкурсов, посвященных Всемирному дню прав потребителей. Много активных тагильчан?
- Есть. Потребители преимущественно свои права знают. А для тех, кто не знает, Роспотребнадзор организовал день открытых дверей и «горячую линию». Пришли лично или обратились по телефону свыше 100 человек. Больше всего вопросов оказалось не по теме, а про коронавирус: почему нет масок, на кого жаловаться, если в аптеке отказались продавать препарат, где взять дезинфицирующие средства? Людей в основном волнует сейчас эта тема. Вирус внес свои коррективы в потребительскую действительность. И это опять же вопрос о рациональности. Дефицит возник, и все бросились покупать: надо, не надо. Зачем?
В приоритете среди жалоб – приобретение технически сложных товаров. Это крупная, мелкая бытовая техника, телефоны, смартфоны. Есть обращения по туристическим услугам: как сдать путевку, авиабилеты, как вернуть деньги? Здесь есть определенные сложности, так как не одномоментно произошло закрытие границ, а поэтапно: сначала - одна страна, потом другая, третья. Приходилось людям разъяснять нюансы, давать советы. Сегодня закрыли все границы – и стало проще. Деньги возвращаются. Ростуризм и Роспотребнадзор дали разъяснения – вся информация есть на официальных сайтах.
Через СМИ мы предложили тагильчанам поучаствовать в творческих конкурсах по теме «Рациональный потребитель». Они для разных возрастных групп. Для представителей старшего поколения – «Полезные советы». Здесь активность высока, особенно среди подопечных центров соцзащиты Люди делятся тем, как вторично использовать предметы в быту. Присылают фотографии своих работ: новые вещи из старых, различные коврики, другие предметы, восстановленная или отреставрированная старая мебель и т.д.
Для молодежи предложили конкурс видеороликов лайфаков «PRO -рационализм». Здесь откликнулись школьники. Маленькие тагильчане присылали свои работы на конкурс кроссвордов и рисунков.
На региональном уровне объявили конкурс «Потребитель года» - для тех, кому пришлось защищать свои потребительские права с самого начала и до положительного судебного решения.
- А какие выездные акции проводил Роспотребнадзор?
- Мы консультировали покупателей в торговых центрах НижнегоТагила, проводили анкетирование потребителей и руководителей самих торговых объектов. Было предложено восемь вопросов. Примерно 67% опрошенных ответили на них правильно. У предпринимателей этот показатель составил 72%.
Больше всех вводили людей в ступор следующие вопросы. Например, кем и за чей счет осуществляется доставка крупногабаритного товара и товара весом свыше пяти килограммов, чтобы его уценить, отремонтировать или вернуть? По закону – за счет продавца. Причем не потребитель за это платит, а продавец. Но многие об этом не знают. Или другой вопрос: вправе ли потребитель обменять продовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца? Правильный ответ – нет.
Еще один из наших методов работы с потребителями – это лекции в центрах соцзащиты, с ними мы всегда плотно сотрудничаем. Раздаем памятки, предупреждаем пенсионеров об опасности покупки товаров на дому: как правило, это мошенники, навязывающие счетчики, фильтры, ремонт окон. Здесь также присутствует элемент рационализма: эмоционально на покупателя «наехали», вот бабушка и отдала свои средства, отложенные на черный день. Поэтому надо не эмоционально реагировать, а рационально.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в связи с этой тематикой провела многочисленные мероприятия, посвященные Всемирному дню прав потребителей, в том числе конкурсы «Потребитель года-2019», «Придумай сам, «PRO-рационализм», «Полезные советы» и другие.
Обо всем этом подробнее рассказал руководитель Консультационного пункта Нижнетагильского Роспотребнадзора Александр Башкиров.
- Александр Александрович, рациональный потребитель – он какой?
- Рациональный потребитель – это человек, который, приобретая товар, пользуется услугами осознанно. Не потому, что увидел рекламу – купил. Вот к примеру, в связи с началом эпидемии коронавируса люди массово, причем в огромных количествах, закупали продукты питания, туалетную бумагу. Эти поступки, скорее всего, - эмоциональная реакция на информацию. Навряд ли в этом случае стоит говорить об осознанности.
Рациональное потребление – это еще и оценка покупки с точки зрения экономии средств. Пример. Человек увлекается охотой, рыбалкой, часто выезжает в лес. Ему необходимо средство связи, сегодня покрытие возможно на большие расстояния, в удаленных районах. И телефон должен в этом случае наипростейшим – только для связи. Для этого покупать айфон, который обладает множеством функций, нет необходимости. С экономической точки зрения покупка товара, который закроет потребности человека по конкретной функции и сэкономит в этом плане деньги, наиболее эффективна.
Еще есть такая вещь, как товар впрок, с перспективой. Например, человек купил телевизор со смарт-функциями, а сам живет в удаленной деревне, где устройство просто-напросто не будет работать и окажется бесполезным. И за это уплачены немалые деньги. Конечно, я несколько утрирую, но принцип такой: не надо переплачивать за то, что не будет использовано, востребовано.
Рациональный потребитель всегда ищет информацию о товаре. Анализирует с помощью интернета, специальных приложений, учитывает отзывы, сравнивает цены на тот или иной товар, изучает характеристики. В общем, может определить, где приобрести хороший товар дешевле, какой из предложенных обладает необходимыми потребителю функциями. Таким образом, кто владеет информацией, тот делает рациональный и качественный выбор.
А еще рациональный потребитель – тот, кто покупает качественный товар длительного пользования: стиральную машину, микроволновку, телевизор и т.п. Не секрет, что есть мировые фирмы, которые отлично зарекомендовали себя с точки зрения качества продукта, а соответственно и более длительного срока его использования. А есть такие, которые выпускают товары-«однодневки». И когда мы приобретаем товар длительного пользования, стоит задуматься и купить более качественный, соответственно, и более дорогой. Но берем-то мы его на длительный период: он не выйдет быстро из строя, не выключится из домашнего оборота. Это тоже является критерием рационального потребителя, который думает, осознает, получает информацию о приобретаемом товаре. Все мы изначально всегда смотрим себе в карман.
- У вас состоялось несколько акций, конкурсов, посвященных Всемирному дню прав потребителей. Много активных тагильчан?
- Есть. Потребители преимущественно свои права знают. А для тех, кто не знает, Роспотребнадзор организовал день открытых дверей и «горячую линию». Пришли лично или обратились по телефону свыше 100 человек. Больше всего вопросов оказалось не по теме, а про коронавирус: почему нет масок, на кого жаловаться, если в аптеке отказались продавать препарат, где взять дезинфицирующие средства? Людей в основном волнует сейчас эта тема. Вирус внес свои коррективы в потребительскую действительность. И это опять же вопрос о рациональности. Дефицит возник, и все бросились покупать: надо, не надо. Зачем?
В приоритете среди жалоб – приобретение технически сложных товаров. Это крупная, мелкая бытовая техника, телефоны, смартфоны. Есть обращения по туристическим услугам: как сдать путевку, авиабилеты, как вернуть деньги? Здесь есть определенные сложности, так как не одномоментно произошло закрытие границ, а поэтапно: сначала - одна страна, потом другая, третья. Приходилось людям разъяснять нюансы, давать советы. Сегодня закрыли все границы – и стало проще. Деньги возвращаются. Ростуризм и Роспотребнадзор дали разъяснения – вся информация есть на официальных сайтах.
Через СМИ мы предложили тагильчанам поучаствовать в творческих конкурсах по теме «Рациональный потребитель». Они для разных возрастных групп. Для представителей старшего поколения – «Полезные советы». Здесь активность высока, особенно среди подопечных центров соцзащиты Люди делятся тем, как вторично использовать предметы в быту. Присылают фотографии своих работ: новые вещи из старых, различные коврики, другие предметы, восстановленная или отреставрированная старая мебель и т.д.
Для молодежи предложили конкурс видеороликов лайфаков «PRO -рационализм». Здесь откликнулись школьники. Маленькие тагильчане присылали свои работы на конкурс кроссвордов и рисунков.
На региональном уровне объявили конкурс «Потребитель года» - для тех, кому пришлось защищать свои потребительские права с самого начала и до положительного судебного решения.
- А какие выездные акции проводил Роспотребнадзор?
- Мы консультировали покупателей в торговых центрах НижнегоТагила, проводили анкетирование потребителей и руководителей самих торговых объектов. Было предложено восемь вопросов. Примерно 67% опрошенных ответили на них правильно. У предпринимателей этот показатель составил 72%.
Больше всех вводили людей в ступор следующие вопросы. Например, кем и за чей счет осуществляется доставка крупногабаритного товара и товара весом свыше пяти килограммов, чтобы его уценить, отремонтировать или вернуть? По закону – за счет продавца. Причем не потребитель за это платит, а продавец. Но многие об этом не знают. Или другой вопрос: вправе ли потребитель обменять продовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца? Правильный ответ – нет.
Еще один из наших методов работы с потребителями – это лекции в центрах соцзащиты, с ними мы всегда плотно сотрудничаем. Раздаем памятки, предупреждаем пенсионеров об опасности покупки товаров на дому: как правило, это мошенники, навязывающие счетчики, фильтры, ремонт окон. Здесь также присутствует элемент рационализма: эмоционально на покупателя «наехали», вот бабушка и отдала свои средства, отложенные на черный день. Поэтому надо не эмоционально реагировать, а рационально.
   
Читать еще
Наша героиня – Ксения Ахматдинова. Правда, эта фамилия уже две недели как неактуальна. 8 июля, в День семьи, любви и верности, Ксения...
Комментариев: 0
Этот магазин с милым названием «Сельский дворик» существует с 2005 года. Расположен он на улице Выйской рядом с автобусным кольцом....
Комментариев: 0
Предлагаем тест, который покажет, хорошо ли вы знаете свои права как покупателя и потребителя
Комментариев: 0
Многие потребители в последнее время сталкиваются с такой ситуацией: приобретают автомобиль в автосалоне, а вдобавок им навязывают...
Комментариев: 0
Во времена ограничений, связанных с коронавирусом, все большей популярностью у тагильчан стали пользоваться услуги по доставке...
Комментариев: 0