В Сочи с 21 по 23 ноября прошла 11-я Всемирная олимпиада по робототехнике. В сборную России попал один тагильчанин: третьеклассник гимназии №18 Егор Ермаков. Он занял четвертое место. В финале мальчик обошел 59 команд (!), уступив участникам из Индонезии и Малайзии, а также соотечественникам из Санкт-Петербурга.
Впереди планеты всей…Таиланд
Всемирная олимпиада по робототехнике поставила рекорд по количеству участников. 47 государств представили 379 команд по одному, два и три человека. Соревновались в четырех категориях: основная, творческая, «футбол роботов» и «колледж». Первое место в командном зачете заняла сборная… Таиланда! Представители этой страны, которая и ныне у россиян в разряде экзотических, завоевали семь медалей. Россия с пятью комплектами наград на втором месте. Ни в одной из категорий, как ни странно, мы не поднялись на высшую ступень пьедестала. Лидируют Индонезия, Малайзия, Тайвань, Япония и Гонконг. Совсем не удивительно, что в число лучших попала Япония. А вот то, что российских робототехников опередили китайцы и индонезийцы, заставляет призадуматься.
Среди участников были и европейские, и латиноамериканские команды. Но их гораздо меньше.
Не ездил, не шагал – ползал!
С первого класса Егор занимается робототехникой в ГДДЮТ у педагога Сергея Валентиновича Лазаренкова. Год назад мальчик участвовал в соревнованиях по робототехнике в творческой категории с проектом «робот-гусеница». Выиграл областные соревнования в младшей возрастной группе. Дальше – больше. Всероссийская олимпиада в Москве. На соревнования Егор ездит с папой. Андрей Николаевич по образованию инженер и всегда может помочь сыну дельным советом.
- Робот-гусеница умел ползать вперед и назад, - рассказывает Андрей Николаевич. - Обычно роботы либо шагают, либо ездят на колесах или гусеницах. А наш именно ползал. Детали в лего-конструкторе легко сопрягаются между собой. Идея была необычна и на областных соревнованиях сработала. А вот на всероссийских этого было недостаточно, никакого места Егор не занял. При оценке проекта учитывалось более десяти критериев: наличие печатного материала, оформление, выступление ребенка и т.д. Это был наш первый опыт участия в достаточно серьезных соревнованиях.
В этом году Егор решил участвовать в основной категории. По словам папы, в основной категории «проще и сложнее». Выдается конкретное задание, оно одинаково для всех участников одной возрастной группы. В феврале получили инструкции, а уже в мае робот был готов. С ним Егор выиграл областной этап. На Всероссийских соревнованиях в Казани занял второе место. Но это не гарантировало участие в сборной России. Окончательное решение было принято на сборах в Анапе, где прошел фактически еще один отборочный тур.
Умный, но не живой
Темой всемирной олимпиады стал «Космос». Участники младшей возрастной группы создавали умный механизм, который должен был собрать ракету на импровизированном космодроме, установить ее вертикально с помощью пусковой установки, а затем, ориентируясь в пространстве с помощью датчиков, вернуться за обслуживающим персоналом и увести фигурки людей в зону безопасности.
Прежде чем изготовить такого робота, Егор вместе с преподавателем Сергеем Лазаренковым и папой придумали четыре разные конструкции. Написали компьютерную программу.
- Иногда, чтобы не тратить время на поездки в лабораторию, брал робота домой, - говорит Егор. – Отрабатывал сборку, работал над программой.
- Несмотря на то, что задание было одно на всех, роботы участников олимпиады различались как внешне, так и по принципу действия, - отмечает папа Егора. - Не бывает так, что все приходят к единому решению. Наш робот, к примеру, поднимал ракету за счет специальной педали. Другие использовали противовесы, пневматику.
Перед соревнованиями механизм разбирается до последней детали. Момент волнительный, признается Егор, потому как собрать его нужно уже на глазах судьи и при этом затратить минимальное количество времени. Никакими рисунками, схемами пользоваться нельзя.
В первый день олимпиады мальчик успешно прошел квалификацию. Круг претендентов на победу сузился: из 63 команд осталось только 16. От призового места Егора отделял лишь шаг. В финале мальчика обошла команда Санкт-Петербургского президентского лицея. Школьникам присудили «бронзу». Егор стал четвертым. Смотрите видео финальной попытки Егора:
Техническое образование в игровой форме
В Свердловской области развитие робототехники поддерживается губернатором Евгением Куйвашевым, открыто 15 площадок. В Екатеринбурге, между прочим, кроме муниципальных кружков по робототехнике пользуются спросом и частные, куда родители водят детей за деньги.
В Нижнем Тагиле в ГДДЮТ робототехникой занимаются около 150 ребят. В основном, младшие школьники - до пятого класса. Педагоги Артем Канюкин и Сергей Лазаренков работают с самого открытия лаборатории. По словам Сергея Лазаренкова, ребята всегда интересовались новым направлением, а в последнее время записываются в лабораторию еще активнее.
Если даже дети не будут принимать участие в соревнованиях, они познакомятся с базовыми понятиями механики и приемами программирования, считает Андрей Николаевич Ермаков.
-Во втором-третьем классе ребенок уже знает, что такое редуктор, может рассчитать коэффициент редукции, знакомится с основами геометрии. Робот - это ведь не только компьютерная программа. Среди детей популярны соревнования роботов под названием «сумо»: игра, в которой роботы переталкивают друг друга на площадке. Достаточно зрелищное мероприятие. Но, чтобы сделать таких роботов, нужно знать коэффициент сцепления колес с поверхностью, точку приложения силы и многое другое. И ребенок сам готов научиться всему, его не приходится заставлять. Фактически техническое образование в игровой форме.
Кстати, на всемирной олимпиаде побывал министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. Он сообщил о введении робототехники в школьную программу. Предполагается, что курс начтут преподавать в рамках предмета «технология» с нового учебного года. Школьники на практике будут применять знания и навыки, полученные в ходе изучения физики, математики и черчения. Воспитание инженеров, отметил министр, принципиально важно для конкурентоспособности страны. «Конечно, не каждый в будущем станет Королевым или Джобсом, но у каждого школьника должен быть шанс попробовать свои силы», сказал Ливанов.